Развитие действий с предметами и ознакомление с окружающим
I. Ребенок должен сам одеваться и раздеваться — вы лишь помогаете ему в конце, чтобы все было надето аккуратно, и он не испытывал неудобства. Пальто и обувь надевайте ребенку вы, а он посильно участвует в этих видах деятельности. Ребенок должен уметь открывать и закрывать двери, отодвигать и задвигать стульчик; с вашей помощью вешать на вешалку и снимать с вешалки полотенце и др.; находясь у вас в руках или стоя на стуле, включать и выключать свет и т. п.
II. Знакомьте ребенка с окружающей природой.
1. Кормите вместе с ребенком птиц. Обращайте его внимание на то, как птицы клюют пищу, называйте птиц: пи-пи-пи, побуждайте называть их.
2. Летом ищите вместе с ребенком жуков и наблюдайте, как они ползают. Давайте табличку или пишите на земле: жук. Произносите это слово, чтобы ребенок воспринимал его слухо-зрительно и на слух. Играйте с ним в жука: «Костя — жук; мама (папа) — жук». Ползите сами, ребенок поползет за вами, а потом станет ползать сам.
3. Наблюдайте за лягушками. Обращайте внимание на то, что лягушка зеленая. Соотнесите с зеленым квадратом (кругом, овалом) — образцом, скажите, что лягушка зеленая. Давайте табличку лягушка или пишите это слово. Изображайте лягушку: «Ира — лягушка, папа (мама) лягушка». Ребенок прыгает по подражанию лягушке и вам. Для того, чтобы ситуация была понятней, можно взять рисунок, изображающий жука или лягушку, и повесить на ниточке — можно на грудь себе (папе или маме), когда вы изображаете жука (лягушку), и ребенку, когда жука изображает он.
4. Собирайте с ребенком цветы, составляйте из них небольшие букеты, плетите венки. Каждый раз называйте их. Слово цветы ребенок должен воспринимать слухо-зрительно, на слух и в письменной форме (по табличке). Рассматривайте цветы — стебель, листочки, лепестки, середину цветков. Предлагайте малышу соотносить по цвету разные части цветка и карточки-образцы (зеленый, желтый, синий, красный). Можно ввести карточку с белым цветом. Рисуйте цветными карандашами, фломастерами или красками различные цветы, которые рассматривали с ребенком. Во время прогулок он соотносит рисунок с реальным предметом. Можно собирать одинаковые цветы по рисунку-образцу в небольшие букетики, приносить их домой, и ставить в воду, помещая рядом табличку цветы.
5. Знакомьте ребенка с водой, пусть он переливает воду из чашки в миску, из чашки в чашку, подставив миску; из чашки в бутылку, подставив миску. Когда он убедится, что вода льется мимо бутылки, покажите, как наливать воду в бутылку через воронку. Каждый раз называйте воду и давайте ребенку табличку вода. Летом игра с водой проводится на воздухе. Ставьте большой таз с водой, чтобы ребенок мог в нем купать куклу, пускать пластмассовые уточки, рыбки, бумажные кораблики.
6. Знакомьте ребенка с песком: покажите, что сухой песок сыплется, и что из него ничего нельзя построить, сделать. Дайте слово песок в устной и письменной формах. Вместе с ребенком наберите в ведерко сухого песка, налейте в него воды (таблички песок, вода). Покажите, что песок стал мокрым, он не сыплется. Из мокрого песка можно сделать куличики (сделать несколько куличиков формочками) и кормить кукол. «Покормите» куклу или мишку. В другой раз покажите, что из мокрого песка можно строить дом для куклы — поселить там маленькую куклу с собакой ав-ав и кошкой мяу. После первого показа воду может лить в песок и сам ребенок.
7. Зимой знакомьте ребенка со снегом. Копайте его, когда он сухой, рассыпайте. Наблюдайте, как падают снежинки. Ходите по снегу, рассматривайте оставленные вами следы; учите ребенка определять, чьи следы,— сопоставляйте следы с обувью. Из мокрого снега лепите с ребенком снежки, делайте постройки — дороги, по которым едут машины (авто); дома, куда приезжают известные малышу по названиям зверюшки и куклы; куличики, снеговиков. Назовите снег, дайте ребенку табличку со словом снег.
Все слова, которые вы даете в процессе ознакомления с окружающей природой, побуждайте ребенка повторять за вами на основе слухо-зрительного восприятия, но не заставляйте его говорить.
Употребляйте эти слова сами во всех ситуациях, когда обозначаемые словами предметы встречаются ребенку,— в реальной обстановке, в книжках, на открытках и т. д. Предлагайте подбирать к данным предметам нужные таблички при выборе из 2—3.