Развитие действий с предметами
Ребенок должен все активнее участвовать в процессах одевания и раздевания, умывания, приема пищи. Он приносит тряпочку, чтобы вытереть стол; приносит ложки для всех членов семьи. С вашей помощью одевает и раздевает кукол, стелет кукле постель, кормит куклу и т. п.
Развитие вибрационной чувствительности
1. Продолжайте учить ребенка ощущать вибрацию воздушного шараи вырабатывайте условный рефлекс (при ощущении вибрации ребенок выполняет какое-либо действие). Вы прикладываете хорошо надутый шар к голове ребенка, наклоняетесь к шару и произносите в него звук у. Ребенок ощущает вибрацию, берет шар в руки и бежит в противоположную сторону (конец) комнаты. Хорошо, если его там будет ждать второй взрослый, которому он отдаст шар. Упражнение повторяется. Для того чтобы ребенок ждал сигнала и реагировал именно на вибрацию, а не на прикосновение шара к голове, нужно сделать небольшой интервал (в несколько секунд) между тем моментом, когда вы приложите шар к его голове, и тем моментом, когда произносите звук у. Это упражнение нужно проводить весело, интересно, чтобы ребенок чувствовал элемент игры. Когда он подбегает к взрослому, тот должен радоваться ему, может подбросить его вверх.
2. Продолжать учить ребенка осуществлять выбор из двух одинаковых коробочек по ощущению вибрации.Меняйте содержимое коробочек — это может быть рис, горох, сахарный песок, песок речной, манная крупа, мозаика, мелкие пуговицы и т. п. Меняйте объем содержимого — насыпайте то много крупы (и др.), то меньше, то совсем мало. Пока выбор осуществляется из двух (пустой и с крупой) коробочек, где совсем мало крупы (и др.) и где очень много, зрительный образец перед ребенком сохраняется.
Развитие речи и слухо-зрительного восприятия речи
1. Продолжайте развивать у ребенка гуление и лепет.
2. Продолжайте создавать игровые ситуации и используйте естественные жизненные ситуации для активизации всего словаря ребенка.
3. Познакомьтеребенка с его именеми с этих пор фиксируйте внимание на вашем обращении к нему. Если какое-то упражнение (например, на развитие движений) вместе с ребенком выполняет кто-нибудь из взрослых, то и ребенок, и взрослый начинают упражнение по обращению: «Папа, шагай! Илюша, шагай! Мама (бабуля, дедуля...), шагай!»
4. Познакомьте ребенка с лепетными словами:ме (коза), га-га-га (гусь) и с полными словами:дом, юла. Не заставляйте его повторять эти слова точно— пусть он говорит так, как получается, если даже от слова остается один звук. Активно пользуйтесь аппаратом. Со временем произношение ребенка начнет уточняться, слово пополнится звуками, произнесение которых под влиянием обучения будет также приближаться к образцу. Помните, что все новые слова вводятся в игровой ситуации.
5. Продолжайте учить ребенка понимать все знакомые ему слова на основе слухо-зрительного восприятия.Упражнения проводятся в игровой форме. Включайте в игры новые слова, рекомендованные в этом задании.
Слабослышащим детям,которые легко повторяют слова на слух с аппаратом или без него (пусть с искажением звуков), лепетные слова даются вместе с полными, например: собачка — ав-ав, кошечка (кошка, киска, котик) — мяу, курочка — ко-ко-ко, поезд — ууу, козочка (коза) — же и т. д. В общении с детьми и в игре учите их понимать при слухо-зрительном восприятии знакомые слова и в лепетной, и в полной форме.
6. Продолжайте учить ребенка дуть на предметы.Если это упражнение вызывает трудности, оставьте его на время и вернитесь к нему недели через две. Если в течение трех дней занятий после перерыва вы не заметите у малыша никаких сдвигов, вновь отложите эту работу: у ребенка должна появиться общая двигательная готовность для выполнения этого действия, а она формируется в других видах деятельности, преимущественно в процессе работы по развитию движений. В этом упражнении начинайте пользоваться словом "дуй" и фразой мама (Витя), дуй.
Развитие письменной речи
Учите ребенка понимать названия предметов и действий в письменной форме — по табличкам (плакатикам). Ширина каждой таблички 4,5—5,5 см, длина не менее20 см. Слова пишутся на белой бумаге черной тушью плакатным пером печатными буквами одного размера — 3 см. Расстояние между буквами постоянное. Расположение слов на табличках также должно быть однотипным; слова пишутся с отступом 0,5 см от верхнего края плаката. Все это направлено на то, чтобы ребенок учился ориентироваться не на внешние признаки, а на текст таблички. Таблички должны иметь такой вид (рис. 5).
Часть таблички под словом будет закрыта планкой наборного полотна, которым вы станете пользоваться в будущем. После помещения в наборное полотно под словом должно оставаться 0,5 см белой бумаги.
Рис. 5.
Начинайте вводить в ситуациях общения и игр с ребенком таблички со следующими словами: мама, папа, имя ребенка, имена братьев и сестер, если есть бабушка и дедушка, то слова бабуля, дедуля, название любимой игрушки или предметов домашнего обихода (как бы сложно они ни назывались).