Обработка зрительной информации
Процессы анализа и синтеза в нейронах сетчатки. На 130 млн. фоторецепторных клеток (123 млн. палочек и 7 млн. колбочек) приходится только 1 млн. 250 тыс. ганглиозных клеток, аксоны которых образуют зрительный нерв. Это значит, что сигналы от многих фоторецепторов конвергируют через биполярные нейроны к одной ганглиозной клетке. Ганглиозная клетка сетчатки – это первый нейрон «классического» типа в цепи фоторецептор – мозг.
Фоторецепторы, соединенные с одной ганглиозной клеткой, образуют рецептивное поле этой клетки. Рецептивные поля различных ганглиозных клеток частично перекрывают друг друга. Таким образом, каждая ганглиозная клетка суммирует возбуждение, возникающее в большом числе фоторецепторов. Это повышает световую чувствительность, но ухудшает пространственное разрешение. Однако в районе центральной ямки сетчатки каждая колбочка соединена с одной так называемой карликовой биполярной клеткой, с которой соединена также всего одна ганглиозная клетка. Это обеспечивает высокое пространственное разрешение, но резко уменьшает световую чувствительность.
Для возникновения зрительного ощущения необходимо, чтобы световой раздражитель имел некоторую минимальную (пороговую) энергию. Минимальное число квантов света, необходимое для возникновения ощущения света, в условиях темновой адаптации колеблется от 8 до 47. Рассчитано, что одна палочка может быть возбуждена всего 1 квантом света. Таким образом, чувствительность рецепторов сетчатки в наиболее благоприятных условиях световосприятия физически предельна. Одиночные палочки и колбочки сетчатки различаются по световой чувствительности незначительно, однако число фоторецепторов, посылающих сигналы на одну ганглиозную клетку, в центре и на периферии сетчатки различно. Число колбочек в рецептивном поле в центре сетчатки примерно в 100 раз меньше числа палочек в рецептивном поле на периферии сетчатки. Соответственно и чувствительность палочковой системы в 100 раз выше, чем колбочковой.
Все рецептивные поля сетчатки человека имеют концентрический вид (окружности разного диаметра, но в среднем диаметр рецептивного поля ганглиозной клетки, связанной с палочками, составляет 1 мм). Благодаря этому рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки производят поточечное описание изображения на сетчатке: оно отображается очень тонкой мозаикой, состоящей из возбужденных нейронов. В области центральной ямки сетчатки диаметр рецептивного поля наименьший, а на периферии – намного больше, поэтому лишь в центральной ямке имеет место зона наилучшего видения (максимальная острота зрения).
Рецептивные поля построены таким образом (с участием, конечно, тормозных нейронов), что они позволяют, во-первых, оценить – в какой части рецептивного поля находится световой луч, а во-вторых, – что происходит с сетчаткой: освещается она или нет. При этом часть рецептивных полей сетчатки устроена таким образом, что их ганглиозная клетка (оn-нейрон) возбуждается в том случае, если освещается круглый центр этого поля, а кольцевая периферия не освещается. Если сразу осветить и центр, и периферию поля, то нейрон не возбуждается. В других рецептивных полях ганглиозная клетка (оff-нейрон) будет возбуждаться только в том случае, если освещается периферия. Среди оn- и оff-нейронов имеются варианты: одни из них (Х-нейроны) реагируют (например, на постоянное освещение центра) непрерывным возбуждением, т.е. непрерывно генерируют ПД – это медленно адаптирующие нейроны, или «тонические» нейроны. Другие (У-нейроны) возбуждаются только в момент включения или выключения светового сигнала – это быстроадаптирующие нейроны, или «фазические» нейроны. Третие (W-нейроны) возбуждаются только в случае, если стимул «движется», т.е. перемещается по сетчатке.
Для ганглиозных клеток сетчатки характерно явление пространственной суммации (при увеличении размера светового пятнышка, вспыхивающего в центре рецептивного поля, ответ ганглиозной клетки увеличивается), а также явление латерального, или бокового торможения, обеспечивающего четкое видение всех мелких деталей предмета (одновременное возбуждение близко расположенных ганглиозных клеток приводит к их взаимному торможению: ответы каждой клетки делаются меньше, чем при одиночном раздражении).
В целом, благодаря такой сложной организации и специализации нейронов сетчатки уже на этом уровне происходит определение таких качеств светового стимула как освещенность, цвет, форма, движение сигнала.
Важную роль в процессах анализа и синтеза в нейронах сетчатки играет так называемая интегративная система нейронов, включающая в себя горизонтальные и амакриновые клетки, которые связывают элементы сетчатки по горизонтали и осуществляют латеральные взаимодействия. Именно благодаря этой системе на одну ганглиозную клетку конвергируют до сотни биполярных клеток и десятки тысяч рецепторов, а один рецептор может быть связан с десятками ганглиозных клеток.
Показано, что горизонтальные, или звездчатые, клетки, которые регулируют связь фоторецепторов с биполярными клетками, не генерируют нервных импульсов, но их мембрана обладает нелинейными свойствами, обеспечивающими безимпульсное проведение сигнала без затухания. Различают два типа горизонтальных клеток в сетчатке: L-тип и С-тип. Клетки L-типа, или яркостные, всегда отвечают гиперполяризацией вне зависимости от длины волны света. Клетки С-типа или хроматические, в свою очередь бывают двухфазные и трехфазные. Речь идет о том, что ответ клеток С-типа (гиперполяризация или деполяризация) на световой сигнал зависит от длины стимулирующего света. Двухфазные клетки бывают либо красно-зеленые (деполяризуются красным светом, гиперполяризуются зеленым), либо зелено-синие (деполяризуются зеленым светом, гиперполяризуются синим). Трехфазные клетки деполяризуются зеленым светом, а синий и красный вызывает гиперполяризацию мембраны.
Амакриновые клетки, участвующие в модуляции передачи сигнала от биполярных клеток к ганглиозным, генерируют градуальные и импульсные потенциалы. Эти клетки отвечают быстротекущей деполяризацией на включение и выключение света
Процессы обработки зрительной информации в подкорковых зрительных центрах.Зрительные нервы (II пара черепных нервов) от каждого глаза встречаются у основания мозга, где формируется их частичный перекрест, или хиазма. Перекрест обеспечивает каждое полушарие большого мозга информацией от обоих глаз: в затылочную долю правого полушария поступают сигналы от правых половин каждой сетчатки, а в левое полушарие – от левых половин сетчаток.
После зрительного перекреста зрительные нервы называют зрительными трактами. Они проецируются в ряд мозговых структур. Основное число волокон приходит в таламический подкорковый зрительный центр – латеральное, или наружное, коленчатое тело. Отсюда сигналы поступают (в составе зрительной лучистости, или пучка Грациоле) в первичную проекционную область зрительной зоны коры (стриарная кора, или 17-е поле по Бродману), затем – во вторичную проекционную зону (поле 18 и 19, престриарная кора), а затем – в ассоциативные зоны коры.
Часть волокон от ганглиозных клеток сетчатки направляется к крыше среднего мозга и в передние бугры четверохолмия, в претектальную область и подушку в таламусе (из подушки информация передается на область 18-го и 19-го полей коры).
Претектальная область ответственна за регуляцию зрачка, а передние бугры четверохолмия связаны с глазодвигательными центрами и высшими отделами зрительной системы. Нейроны передних бугров четверохолмия обеспечивают реализацию ориентировочных (сторожевых) зрительных рефлексов, в том числе с участием тектоспинального пути. Из передних бугров четверохолмия нервные импульсы следуют в ядра глазодвигательного нерва (двигательное и добавочное вегетативное),иннервирующие мышцы глаза, а также ресничную мышцу и мышцу, суживающую зрачок. Благодаря этому, в ответ на попадание световых волн в глаз зрачок суживается, а глазные яблоки поворачиваются в направлении пучка света. Часть информации от сетчатки по зрительному тракту поступает к супрахиазматическим ядрам гипоталамуса, обеспечивая реализацию циркадианных (околосуточных) биоритмов.
В передаточных станциях (передние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела) происходит вычленение зрительной информации и выявление новых качеств, недоступных «примитивной» сетчатке. С этой целью за счет явления конвергенции и дивергенции создаются более сложные рецептивные поля, а также появляются более «обученные», более «смышленые» нейроны, которые возбуждаются на особые сигналы, например, на стимул, траектория движения которого имеет волнообразный характер. В этих передаточных станциях имеет место сохранение топического расположения рецепторов на сетчатке, а также наличие колонок – вертикальных скоплений нейронов, предназначенных для расчленения информации, поступающей от данной области сетчатки, на отдельные составляющие. Например, в латеральном коленчатом теле имеются нейроны, реагирующие на свет и темноту, отвечающие за контраст, реагирующие на определенные цвета, а также на определенное направление движения светового стимула (дирекционные нейроны).
Рецептивные поля нейронов латерального коленчатого тела круглые, но меньшего размера, чем в сетчатке. Ответы нейронов, генерируемые в ответ на вспышку света, здесь короче, чем в сетчатке. В латеральном коленчатом теле происходит взаимодействие афферентных сигналов, пришедших из сетчатки, с эфферентными сигналами из зрительной области коры, а также (через ретикулярную формацию) от слуховой и других сенсорных систем. Эти взаимодействия обеспечивают выделение наиболее существенных компонентов сенсорного сигнала и процессы избирательного зрительного внимания.
Обработка информации в корковых зрительных центрах.Основной анализ зрительной информации совершается нейронами коры, среди которых выделяют простые, сложные, сверхсложные и гностические. Все эти нейроны объединены в вертикальные колонки (глазодоминантные, ориентационные).
Прежде всего, потенциалы действия нейронов наружного коленчатого тела поступают в затылочную часть полушарий большого мозга, где расположена первичная проекционная область зрительной зоны коры (стриарная кора, или поле 17). Афферентные волокна из наружного коленчатого тела оканчиваются в слое IV и в глубине слоя III 17-го поля, которое является центральным полем зрительной коры, а 18-е и 19-е поля – периферическими. Ассоциативные волокна из поля 17 направляются в 18-е и 19-е поля. Между сетчаткой и полем 17 существует упорядоченное топографическое соответствие, благодаря чему карта сетчатки, а, следовательно, и поле зрения проецируется на кору. Центральная ямка, где острота зрения максимальна, занимает большую часть коркового представительства, аналогично тому, как в других корковых зонах области с наивысшей чувствительностью также доминируют на картах. Таким образом, единственную точную ретинооптическую карту содержит только поле 17. Смежным с ним полям 18 и 19 приписывают нетопографические ассоциативные функции.
В первичной проекционной зоне происходит анализ информации, поступающей одновременно из правого и левого глаз. Как и в других зонах коры, в этой области анализ проводится с участием колонок. Имеются глазодоминантные колонки, анализирующие информацию, идущую либо из правого глаза, либо из левого. Эти колонки соседствуют друг с другом, поэтому, вероятно, между ними происходит обмен информацией, и это позволяет видеть двумя глазами один предмет (бинокулярное зрение).
Среди нейронов колонок коры различают «простые» нейроны, задача которых – выявить контраст, наличие движущегося стимула, т. е. точно такие же задачи, как у нейронов сетчатки (но для нейронов коры рецептивные поля имеют более обобщенный характер). Простые нейроны зрительной коры в целом выполняет свои специфические функции, получая сигналы от определенного участка сетчатки и откликаясь максимальной активностью на определенную форму и ориентацию стимула.
Кроме того, колонки зрительной коры содержат «сложные» и «сверхсложные» нейроны, которые возбуждаются при наличии определенных условий, например, при движении светового сигнала слева направо или снизу вверх (дирекциональные детекторы), либо возбуждаются на определенный цвет, часть нейронов лучше всего отвечает на относительную удаленность объекта от глаз. Важно подчеркнуть, что информация о разных признаках зрительных объектов (форма, цвет, движение) обрабатывается параллельно в разных частях зрительной зоны коры большого мозга.
Таким образом, в первичной проекционной зоне происходит более специализированная и сложная, чем в сетчатке и в латеральном коленчатом теле, переработка информации. Нейроны зрительной зоны коры имеют не круглые, а вытянутые (по горизонтали, вертикали или в одном из косых направлений) рецептивные поля небольшого размера. Благодаря этому нейроны коры способны выделять из цельного изображения отдельные фрагменты линий с той или иной ориентацией и расположением (детекторы ориентации) и избирательно на них реагировать.
Вся информация от нейронов первичного (поле 17) и вторичных (поля 18 и 19) проекционных полей коры передается в передние и задние ассоциативные зоны коры (лобные и теменно-височные области коры), где с участием более «обученных» (гностических) нейронов происходит окончательное формирование образа. В частности, в ассоциативных полях содержатся нейроны, обученные узнавать все буквы алфавита, слова, лица и т. д. Когда соответствующий нейрон «узнает» предназначенное ему для узнавания, он возбуждается, и это является физиологическим механизмом восприятия. При повреждении ассоциативных участков развиваются зрительные агнозии.
Электроретинограмма.При действии света в фоторецепторах и в нейронах сетчатки генерируются электрические потенциалы. Суммарный электрический ответ сетчатки на действие света называютэлектроретинограммой (ЭРГ). Она может быть зарегистрирована от целого глаза (для этого один электрод размещают на поверхность роговой оболочки, а другой – на кожу лица вблизи глаза либо на мочку уха) или непосредственно от сетчатки.
На электроретинограмме различают характерные волны – а, b, с, d. Волна аотражает возбуждение внутренних сегментов фоторецепторов (поздний рецепторный потенциал) и горизонтальных клеток. Волна b возникает в результате активации глиальных (мюллеровских) клеток сетчатки ионами калия, выделяющимися при возбуждении биполярных и амакриновых нейронов. Волна с отражает активацию клеток пигментного эпителия, а волна d – активность фоторецепторов и биполярных клеток при выключении света. Следует подчеркнуть, что электрическая активность ганглиозных клеток сетчатки не отражается на ЭРГ.
В целом, ЭРГ хорошо отражает интенсивность, цвет, размер и длительность действия светового раздражителя: амплитуда всех волн ЭРГ увеличивается пропорционально логарифму силы света и времени, в течение которого глаз находился в темноте; волна d (реакция на выключение) тем больше, чем дольше действовал свет. Поэтому ЭРГ широко используется в клинике глазных болезней для диагностики и контроля лечения при различных заболеваниях сетчатки.
Зрительные вызванные потенциалы.Для оценки передачи сигналов на разных уровнях зрительной системы часто используют регистрацию суммарных зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), которые у животных можно одновременно отводить от всех отделов мозга, а у человека – от зрительной зоны коры с помощью наложенных на кожу головы электродов. ЗВП регистрируются при предъявлении зрительной стимуляции – вспышек или каких-либо структурированных изображений (шахматной доски, геометрических фигур). В ЗВП, зарегистрированных со скальпа, выделяют волны Р40, N70, Р100-130, а также комплекс волн N240-420. Волны с латентным периодом до 70 мс более выражены во фронтальных отведениях, что связывают со вкладом в ЗВП потенциала электроретинограммы. Начиная с 70 мс волны максимально представлены в постцентральных отведениях – теменных (темпоральных) и затылочных (окципитальных).
В ЗВП (как и в других вызванных потенциалах) выделяют два типа компонентов: ранние специфические (экзогенные) и поздние неспецифические (эндогенные). Экзогенные компоненты ЗВП регистрируются в интервале до 100 мс от начала ответа; они отражают процессы обработки зрительной информации в сетчатке и подкорковых структурах. Эндогенные компоненты ЗВП, возникающие позднее и длящиеся до окончания ответа, отражают этапы более сложной обработки стимула: формирование образа, сличение его с эталонами памяти, принятие перцептивного решения. Не исключено, что эндогенные компоненты ЗВП отражают процессы параллельного функционирования подсистем, в которых переработка информации о разных признаках стимула происходит независимо, например, по одному каналу осуществляется описание формы объекта, по другому – контраста, цвета и т. д.
В целом, сравнение ЭРГ и ЗВП позволяет установить локализацию патологического процесса в зрительной системе человека.
Темновая и световая адаптация. Темновая адаптация, т.е. значительное повышение чувствительности глаза наблюдается при переходе из светлого помещения в темное. В первые десять минут пребывания в темноте чувствительность глаза к свету увеличивается в десятки раз, а затем в течение часа – в десятки тысяч раз. В основе темновой адаптации лежат два основных процесса – восстановление зрительных пигментов и увеличение площади рецептивного поля. В первое время происходит восстановление зрительных пигментов колбочек, что, однако, не приводит к большим изменениям чувствительности глаза, так как абсолютная чувствительность колбочкового аппарата невелика. К концу первого часа пребывания в темноте восстанавливается родопсин палочек, что в 100000-200000 раз повышает чувствительность палочек к свету (и, следовательно, повышает периферическое зрение). Кроме того, в темноте вследствие ослабления или снятия латерального торможения (в этом процессе принимают участие нейроны подкоровых и корковых центров зрения), существенно увеличивается площадь возбудительного центра рецептивного поля ганглиозной клетки (при этом возрастает конвергенция фоторецепторов на биполярные нейроны, а биполярных нейронов на ганглиозную клетку). В результате этих событий за счет пространственной суммации на периферии сетчатки световая чувствительность в темноте возрастает, но при этом снижается острота зрения. Активация симпатической нервной системы и рост продукции катехоламинов повышают скорость темновой адаптации.
При переходе от темноты к свету наступает временное ослепление, затем чувствительность глаза постепенно снижается, т.е. происходит световая адаптация. Она связана, главным образом, с уменьшением площади рецептивных полей сетчатки.
Слепящая яркость света. Слишком яркий свет вызывает неприятное ощущение ослепления. Верхняя граница слепящей яркости зависит от адаптации глаза: чем дольше была темновая адаптация, тем меньшая яркость света вызывает ослепление. Если в поле зрения попадают очень яркие (слепящие) объекты, они ухудшают различение сигналов в значительной части сетчатки (на ночной дороге водителей ослепляют фары встречных машин). При тонких зрительных работах (длительное чтение, сборка мелких деталей, работа хирурга) надо пользоваться только рассеянным светом, не ослепляющим глаза.