ВА - ВА - ВА — Улетела в лес соВА ВЫ-ВЫ-ВЫ — Нет на дереве соВЫ.
ОТ АВТОРА
Г 83
Гридчнна Н.И.
Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспита
телей. - СПб.: КАРО, 20(|5. - 96 с. - (Серия «Популярная лого
педия»). :Г
15ВЫ 5-89815-535-Х
Основная цель пособия,, - помочь воспитателю распределить и использовать дидактический материал на одном из сложных этапов развития речи ребенка - дифференциации звуков. Упражнения и речевой материал (чистоговорки, скороговорки, стихотворения) доступны: представлены в определенной системе с учетом характеристик звука, положения в слове, особенностей его произношения, а также возрастных особенностей детей.
Книга предназначена воспитателям массовых детских садов, работающим над звуковой культурой речи с детьми старшей и подготовительной групп.
УДК 376 ББК 74.3
Пособие предназначено для воспитателей массовых детских садов, работающих над звуковой культурой речи с детьми старшей и подготовительной групп. Подразумевается при этом, что в группе нет малышей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Основная цель данной книги — помочь воспитателю распределить дидактический материал на одном из сложных этапов речевого развития ребенка — дифференциации звуков.
Речевой материал в пособии располагается по принципу перехода от простого к сложному. Упражнения доступны и представлены в определенной системе с учетом характеристик звука, положения звука в слове, особенностей его произношения.
На практике воспитатели часто используют труднодоступные для ребенка чистоговорки, пытаются разучить их с детьми. Предлагаемые чистоговорки систематизированы, в них учтены как сложность звукопроизношения, так и возрастные особенности! детей. Например, звуки «Л», «Р» часто к пяти-шести годам только появляются у детей. В предложенном материале работа с детьми по формированию навыке произношения данных звуков планируется во второй половине учебного года. Предполагается, что к этому времени ребенок подготовительной группы уже занимался во временной речевой группе и у него полностью произведена коррекция звуков «Л» и «Р». Содержание заданий позволяет воспитателю совершенствовать у ребенка слухопроизноситель-ные дифференцировки и развивать фонематический анализ/синтез, что способствует предупреждению дисграфии у будущего школьника.
Х
© Гридчина Н.И., 2005 © КАРО, 2005 Все права защищены
ОКТЯБРЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
(Первая неделя) |
Ф - В
1. Выделение звука в начале слова.
Детям предлагается рассмотреть 3-4 картинки, названия которых начинаются со звука «Ф» (Факел Фокусник, Фартук, Фрукты, Футбол). Воспитатель называет картинки, длительно произнося в каждом слове первый звук.
— Какой звук мы слышим в начале каждого слова?
2. Работа над дифференциацией начинается с самых простых щелевых звуков «В» — «Ф». Разницу в
их произношении легко ощутить. Воспитатель предлагает детям сначала произнести глухой звук изолированно.
— Что напоминает этот звук? (Фырчанье.)
Работа с дошкольниками над произношением звуков «В», «Ф» продолжается по схеме:
а) кинестетическое ощущение губ (артикуляция);
б) тактильный анализатор (тыльная сторона ладо
ни, горло);
в) артикуляция языка;
г) выходящая воздушная струя.
3. Дети повторяют за педагогом слоги со звуком
«Ф», меняя их очередность и количество:
|
ФА-ФУ ФО-ФА |
4. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: шкаФ, шарф, коФта, Флаг, жи-раФ, — и задает вопросы: — Есть ли в названиях этих картинок звук «Ф»? — В какой части слова шкаф (кофта и т. д.) мы его слышим? (В начале, в середине или в конце слова?) |
ФА - ФУ - ФА ФО - ФУ - ФА ФА - ФЫ - ФА
5. Итоговые вопросы и задания:
— С каким звуком мы познакомились?
— Назовите слова со звуком «Ф», которые вы за
помнили.
— Вспомните, где звук может стоять в слове. (В
начале, в середине или в конце слова.)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, в названиях которых звук «Ф» находится в середине слова (коФта, сараФан, скафандр, телефон), а затем повторить их по памяти.
|
|
Ф—В |
(Вторая неделя)
1. Дети рассматривают и называют картинки (уже
знакомые им с предыдущего занятия). Некоторым из
них предлагается назвать картинки по памяти.
2. Малыши ставят справа от себя картинки, название которых начинается со звука «Ф», а слева — те,
название которых заканчивается звуком «Ф».
3. Воспитатель показывает дошкольникам картинку, на которой изображена птица и объясняет, что
это редкая птица дроФа. Дети отвечают на вопросы:
— В этом слове есть звук
«Ф»?
— В каком месте слова он
находится?
5. Проговаривается и повторяется чистоговорка про ДроФу:
ФА - ФА - ФА —
Птица редкая дроФА.
ФУ-ФУ-ФУ —
Не видали мы дроФУ.
ФЫ - ФЫ - ФЫ —
Эта песня для дроФЫ.
ФА - ФА - ФА —
В гости к нам лети, дроФА!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
В - Ф(Третья неделя)
1. Детям показываются картинки, на которых изображены: Волк, Ворона, Ваза, Ворота, — и предлагается выделить первый звук в каждом слове.
|
2. Уточняется артикуляция звука «В». Тыльную
сторону ладони дети прикладывают к горлу. При произнесении звука малыши рукой ощущают дрожание
горла.
3. Детям предлагается на слух определить, в каком слове они услышали звук «В»: слон, игрушка,
Ваза, Волосы, зонт, Вата.
4. Дети рассматривают картинку с изображением
СоВы и отвечают на вопросы:
— В этом слове есть звук «В»?
— В каком месте слова он находится?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Ф - В |
(Четвертаянеделя)
1. Повторение правильной артикуляции звуков
«ф» — «В».
2. Игра «Кто больше?».
Играют две команды. Команда мальчиков подбирает слова со звуком «Ф» и определяет место звука в слове, команда девочек подбирает слова со звуком «В». Каждая правильно ответившая команда получает фишку. Победившей считается команда, набравшая большее количество фишек.
3. Дети заканчивают последнее слово в предложе
ниях:
На траве лежат дро... ВА.
Зазвонил теле... ФОн.
На суку сидитсо... ВА.
У Оли новый сэра... ФАн.
4. Повторение за воспитателем цепочек слогов со
звуками «Ф» — «В» в разной последовательности:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
П- Б |
(Первая неделя)
1. Детям демонстрируются картинки, на которых изображены: Подсолнух, Пальма, Парус, Пушка, Помидор. Предметы называются, а затем дошкольники повторяют названия и определяют первый звук в каждом слове.
2. Уточнение артикуляции звука «Б». (Звук взрыв
ной, воздух как бы разрывает сомкнутые губы, горло
спокойно, не дрожит).
3. Определение места звука «П» словах: Парта, Полка, укроП, саПог, сироП, Пуговица, каПот, Пудра.
4. Воспитатель показывает детям картинку, на ко
торой изображена троПа, объясняет значение слова-
названия, а затем предлагает послушать, какие но-
вые слова можно от него образовать: троПка, троПи-ночка, троПинка.
Далее составляются предложения с данными словами.
5. Проговаривание чистоговорки со звуком «П»:
ПА - ПА - ПА — Прямо в лес ведет троПА.
ПУ-ПУ-ПУ — Изучали мы троПУ.
ПЫ - ПЫ - ПЫ — Не сбивались мы с троПЫ.
ПА-ПА-ПА — Привела нас в дом троПА.
— Какое слово со звуком «П» нам встретилось в
чистоговорке?
— В каком месте слова находится звук «П»?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
П- Б |
(Вторая неделя)
1. Детям предлагается назвать картинки, на которых изображены: Банан, БараБан, Буква, Бочка, Ба-Бочка, — и ответить на вопрос:
— Какой звук мы произносим в начале каждого из этих слов?
2. Уточнение артикуляции звука «Б».
3. Называются слова: Булка, БаБушка, сумка, Банан.
Малыши определяют «лишнее» слово, а затем по памяти называют все слова в этой цепочке со звуком «Б».
4. Выяснение значения слова изБа, образование нового слова — ИзБушка, определение в нем места звука
«Б». Ответы на вопрос:
— В каких русских народных сказках, знакомых вам, у героев была изБушка? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заяц и лиса» и т. д.)
5. Проговаривание чистоговорки со звуком «Б»:
БА-БА-БА — Это старая изБА.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
П- Б |
(Третья неделя)
1. На столе стоят игрушечная Полка и изБушка, рядом лежат картинки, в названиях которых имеются звуки «П» и «Б». Малышам предлагается ответить на вопрос:
— Какие картинки мы положим на Полку, а какие в изБушку?
Дети по одному подходят к столу, берут картинку, называют ее, говорят, какой звук встретился в слове-названии, определяют место звука «П» или «Б» и кладут картинку в нужное место.
2. Повторение слогов со звуками «П», «Б» в разной последовательности. (Желательно, чтобы каждый ребенок выполнил это задание.)
БА - БА - ПА ПА - БА - ПА ПА - ПА - БА |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
П- Б |
(Четвертая неделя)
1. Воспитатель называет слова (олень, самокат, Пор
тфель, книга, Пуговица, иголка, Парашют, торт, Порт),
а дети хлопают в ладоши, если они услышат слово со
звуком «П».
2. Называется следующий ряд слов: Бант, трава,
цветы, Банан, яБлоко, конфета, АйБолит, голова,' Бул
ка, — а малыши хлопают в ладоши, если они услы
шат слово со звуком «Б».
3. Дети составляют словосочетания, отвечая на воп
росы: «Какой?», «Какая?».
4. Воспитатель произносит предложение и предла
гает кому-нибудь из дошкольников повторить его,
затем найти в нем и назвать слово со Звуком «П» или
«Б».
Маша отнесла БАндероль на ПОчту. Мама завязала Ане БАнт. Сеня ел су П.
5. Проговаривание наизусть чистоговорки «До чего
красив наш Пашка».
ПАук
ПОмидор
ПУшинка
ПАлка
ПЫлинка
БАрсук
БОксёр
БУтылка
БАнка
БЫлинка
ДЕКАБРЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Т-Д |
(Первая неделя)
1. Демонстрируются картинки: Трамвай, Такси, Троллейбус, Танк. Затем дети отвечают на вопросы:
— Какая картинка «лишняя»? Почему? («Лишний»
танк, так как на картинках изображен транспорт, а
танк — военная машина.)
— Кто водит такси? (Таксист.)
— С какого звука начинаются все слова, которые
мы с вами называли?
— Какие слова, начинающиеся со звука «Т», вы
знаете еще?
2. Уточнение артикуляции звука «Т» (см. схему!
на С. 5).
3. Малыши повторяют каждое слово за воспитателем: Тапки, коТ, каТушка, Тумбочка, лисТ, ласТочка —
далее определяют в нем место звука «Т».
4. Составление предложений со словами Там, Тут
(предварительно уточняется значение этих слов: Там —
далеко, Тут — рядом, близко).
5. Проговаривание чистоговорки:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Т - Д |
(Третья неделя)
1. Дети отвечают на вопросы:
— При произнесении какого звука дрожит горло?
— А что с ним происходит, когда произносим звук
«Т»? (Оно спокойно.)
Воспитатель предлагает детям положить ладонь на горло и произнести сначала звук «Д», затем «Т».
Затем педагог предлагает поиграть в «цепочку». Выбывает из игры тот, кто ее прервет. Первый произносит слог со звуком «Т», второй — со звуком «Д», третий опять со звуком «Т» и т. д.
2. Дети вспоминают слова со звуком «Т», которые
проговаривались на прошлом занятии. Затем они называют слова со звуком «Д».
3. Игра «Речь с движениями». Малыши сжимают кулачки и стучат одним кулачком по другому, проговаривая: «Тук, Тук молоТком, сТроим, сТроим новый Дом».
Воспитатель задает вопросы:
— В каких словах был звук «Т»? (Тук, молоТок,
сТроим.)
— А в каких словах был звук «Д»? (Дом.)
4. Малышам демонстрируется картинка, на которой нарисована Дыня, и предлагается сказать, какая ощ бывает. Дети подбирают подходящие слова: сочная, ела кая, душистая, ароматная, овальная, желтая и т. д.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Т-Д |
{Четвертая неделя)
5, Проговаривание чистоговорки:
ЛеТОм, знаем мы, всегДА Есть рабоТА у кроТА.
Не миновать в саДУ беДЫ, Если в нем живут кроТЫ. Роет крот свои хоДЫ Под грядки, овощи, цвеТЫ.
— Назовите слова из чистоговорки, в которых вам
встретился звук «Т».
— А в каких словах вы услышали звук «Д»?
34
1. Проговаривание чистоговорки «ЛеТом, знаем мы,
всегДа...». Выделение слов со звуками «Т» и «Д».
2. Дети рассматривают картинку с изображением кро
та и слушают рассказ воспитателя:
— Крот относится к семейству млекопитающих, ведет подземный роющий образ жизни, живет в Европе, Северной Америке, Азии. Длина тела 12-16 см, длина хвоста 2-4 см. У крота мягкий, красивый мех.
Затем детям предлагается составить предложения со словом кроТ.
3. Игра «Кто больше?».
Дошкольники распределяются на две команды. Пе дагог дает задание одной команде подобрать слова соя звуком «Т», второй команде — со звуком «Д». По- беждает команда, назвавшая большее количество слов с заданными звуками.
4. Дети рассматривают картинки (Дом, Дупло, гнез-
До) и отвечают на вопросы:
— Что общего в словах-названиях картинок? (В на
звании каждой есть звук «Д».) I
— А что еще? (Все эти слова называют жилье. В доме
живет человек.)
— Кто живет в дупле?
— Кто живет в гнезде?
5. Дети составляют предложения с каждым словом
ТОЧКА УТОЧКА ПЛОТЫ |
из пары:
ДОЧКА
УДОЧКА
ПЛОДЫ
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
ЯНВАРЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
с- з |
(Первая неделя)
1. На столе стоят игрушки: Слоненок, Собака, Самокат, Сова, Совок. Воспитатель убирает со стола по одной игрушке, а дети называют, какой игрушки не стало на столе: «На столе не стало Совы, Собаки, Слоненка и т. д.)».
Педагог задает вопросы:
— Кто самый внимательный?
— Что общего в названиях этих игрушек? (Все их
названия начинаются со звука «С».)
— Кто может по памяти перечислить, какие иг
рушки стояли на столе?
2. Уточнение артикуляции звука «С». Воспитатель предлагает детям положить ладонь на горло, произнести этот звук. (Горло не дрожит. Губи улыбаются, широкий язык лежит за нижними зубами, выходит струйка воздуха, словно вода из крана льется: «с-с-с».)
3. Дети последовательно проговаривают слоги:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- 3 |
(Вторая неделя)
2. Уточнение артикуляции звука «3». Обращается внимание малышей на то, что при произнесении данного звука горло дрожит. Дети проговаривают слоги:
ЗА -ЗА -ЗА ЗУ - ЗУ - ЗУ |
ЗО - 30 - ЗО ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ
1. Воспитатель предлагает детям назвать картинки, на которых изображены: Замок, Забор, Заяц, Зонт. Затем малыши выделяют первый звук в каждом слове-названии картинки и составляют словосочетания, отвечая на вопрос «Какой?».
3. Детям демонстрируется картинка, например с
изображением клоуна на арене цирка, и предлагается найти на ней все предметы, в названиях которых
есть звук «3». (Зонт, коЗа, Зубы, глаЗа, Заплатка, рюк-Зак, Змея, ваЗа, роЗа и т. д.)
4. Сначала малыши выполняют задание педагога:
подбирают слова, которые сочетаются со словом Золотой. Затем воспитатель называет словосочетание
Золотые руки и выясняет у детей, правильно ли по
добрано слово. Разъясняются значения выражений
Золотые руки и Золотое сердце.
5. Проговаривание чистоговорки:
ЗА-ЗА-ЗА —
В садик к нам пришла коЗА.
— ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ —
Нет в саду у нас лоЗЫ.
ЗА-ЗА-ЗА,—
РасскаЗАла нам коЗА.
ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ —
Есть проблемы у коЗЫ:
— 30 - 30 - ЗО —
Не поют коЗлята ЗО. ЗУ-ЗУ-ЗУ — Будем выручать коЗУ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- 3 |
(Третья неделя)
1. Дети, четко артикулируя и удерживая тыльную сторону ладони на горле, проговаривают слоги:
ЗА-СА ЗА-СО СО-30 |
СУ-ЗУ ЗЫ - СЫ СЫ - ЗЫ
— В каких словах чистоговорки встретился звук '«3»? (КоЗа, лоЗа, рассказала, коЗлята.)
ЗА-СА - ЗА СО - 30 - СО
2. Дошкольники распределяются на две команды.
Одна команда подбирает слова со звуком «С» и определяет место звука в слове, вторая команда — слова
со звуком «3». Побеждает команда, назвавшая боль
шее количество слов с заданным звуком и к тому же
правильно определявшая место звука в каждом из
них.
3. Воспитатель предлагает малышам к словам-признакам подобрать подходящие слова, называющие
предметы:
Сладкий Звонкий Сухой Золотой
КиСлый Зубной Страшный Заячий
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
(Четвертая неделя)
4. Детям демонстрируется картинка с изображением лозы и объясняется значение слова-названия
этой картинки. После объяснения педагога малыши
отвечают на вопросы:
— Кто любит питаться лоЗой?
— В каком месте слова коЗа находится звук «3»?
5. Проговаривание чистоговорки:
Блестит на солнышке лоЗА — На листве ее роСА.
Только капельки роСЫ
Не помеха для коЗЫ.
Будет съедена коЗОй
Вся лоЗА вместе с роСОй.
— Назовите слова из чистоговорки, в которых вы
слышали звук «С».
-Ав каких словах звучал звук «3»?
1. Воспитатель называет имена: ЛиЗа, Зоя, Соня, Света, — потом он спрашивает у детей, что это за слова. Дошкольникам предлагается по памяти назвать сначала имена со звуком «С», затем — со звуком «3». Далее называются слова: барСук, коЗа, Заяц, Собака, — а малыши отвечают на вопросы:
— Кого обозначают эти слова? (Животных.)
— Бывают ли у животных имена? (Нет, у живот
ных бывают клички.)
5. Малышам предлагается исправить ошибки, которые воспитатель допустил в предложениях, и сказать их правильно:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
(Первая неделя) |
Ш- ж
1. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: Шар, Шапка, Шахматы, ШиШка. Малыши называют их и определяют первый звук в каждом слове. После этого составляются предложения с каждым словом.
2. Уточнение артикуляции звука «Ш». (Рот приоткрыт, губы округлены, язык вверху, боковыми краями
прижат к верхним боковым зубам, воздушная струя
теплая, выдувается так, словно греем руки. Звук напоминает шипение, то есть это шипящий звук; горло при
произнесении звука спокойно.)
3. Воспитатель предлагает детям закончить после
днее слово в предложении, добавив нужный слог, и
затем полностью произнести предложение.
Вова ел манную ка... ШУ.
Девочку зовут Ма... ША.
Любят свой садик малы... ШИ.
Мы учимся говорить хоро... ШО.
У петушка на голове гребе... ШОк.
4. Малышам демонстрируется картинка с изображением камыШа. Педагог знакомит их со значением
слова камыШ: рассказывает, где он растет, кто в нем
живет летом. (Желательно показать детям настоящий
камыш, дать потрогать его). Дошкольники определяют место звука «Ш» в слове камыШ.
5. Проговаривание чисто говорки:
ША - ША - ША —
Пойте с нами не спеША. ШУ-ШУ-ШУ —
Поем песню малыШУ.
ШИ - ШИ - ШИ — С нами пели камыШИ.
ШО - ШО - ШО — Получилось хороШО.
— С каким звуком мы играли сегодня на занятии?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
ш- ж |
(Вторая неделя)
1. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: Жираф, Жук, Желудь, Журавли, Жаба. Малыши называют картинки и отвечают на вопрос педагога:
— Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня играть?
|
2. Уточнение артикуляции звука «Ж». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания:
— Что напоминает вам звучание этого звука? (Жуж-жание жука.)
— Давайте пожужжим вместе.
— Положите ладони на горло. Что происходит с
горлом?
3. Педагог произносит слог, а дети добавляют еще
один; показывают и называют нужную картинку.
ЖУ - (равль) ЖИ-(раф) ЖЕ - (лудь) ЖА - (ба)
4. Малыши рассматривают картинку, на которой
нарисована Жаба. Воспитатель рассказывает детям о
ней и задает вопросы:
— Жаба — это бесхвостое земноводное. Почему
земноводное?
— Жабы ведут сумеречный образ жизни. Что та
кое сумеречный образ жизни?
Кожные выделения жабы ядовиты, они вызывают раздражение слизистых оболочек у других животных. Жабы истребляют насекомых — вредителей сельского хозяйства.
— Какую пользу жабы приносят человеку?
5. Проговаривание чистоговорки:
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
— Я на солнышке леЖУ.
ЖИ-ЖИ-ЖИ —
Любят спинки греть уЖИ.
ЖА-ЖА-ЖА —
— Вижу близко я еЖА.
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
— Я с еЖАми не друЖУ;
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
К себе в домик ухоЖУ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Ш-ж
(Третья неделя)
— Назовите, в каких словах чистоговорки встретился звук «Ж».
1. Повторение чистоговорки со звуком «Ж». Детям
предлагается найти в чистоговорке слова, обозначаю
щие действия. (ЛеЖу, друЖу, ухоЖу.)
2. Игра. Педагог объясняет малышам, что в ходе
игры они должны быть очень внимательными и из
менять слова так, чтобы в них появлялся звук «Ж».
Воспитатель:
Д ети:
ХОДИТЬ | — хоЖУ |
видеть | — виЖУ |
вязать | |
сказать | |
бродить | — броЖУ |
грузить | — груЖУ |
резать | — реЖУ |
лизать | — лиЖУ |
показать | — покаЖУ |
мазать | — маЖУ |
3. Детям демонстрируются две картинки, на одной
из которых нарисована Жаба, на другой — лягуШка.
Малышам предлагается определить, в каком слове
слышен звук «Ш», а в каком — «Ж». (Ладони ребят
находятся на горле.) Затем дети составляют предложения с этими словами.
4. Дети повторяют за воспитателем слоги:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
ш-ж
{Четвертая неделя)
1. Проговаривание цепочек слогов за воспитателем:
ЖА - ША - ША - ЖА ШО-ЖО-ЖО-ШО ЖУ-ШУ-ЖУ-ШУ ЖИ-ШИ-ШИ-ЖИ
2. Педагог предлагает детям закончить слова:
камы... ШИ эта... ЖИ
поро... ШОк пиро... ЖОК
кало... ШИ гара... ЖИ
3. Игра «Шипит — жужжит».
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет, например слово Шипит, ребенок, поймав мяч, подбирает слово со звуком «Ш» и бросает мяч обратно. Если воспитатель называет, к примеру, слово ЖуЖЖит, то ребенок тоже подбирает слово со звуком «Ж».
5. Дошкольники составляют предложения со словами Шаль, камыШ, еЖи, малыШи.
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
|
МАРТ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Первая неделя)
1. Дети рассматривают картинки, на которых изображены: Самолет, Шкаф, Слон, Шахматы, — называют их, определяют первый звук в словах, затем составляют предложение с каждым словом.
2. Уточнение артикуляции звуков «С» — «Ш». (При
произнесении звука «С» — губы в улыбке, а при произнесении звука «Ш» — губы округлены; звук «С» со
провождает холодная воздушная струя, а звук «Ш» —
теплый воздух (словно греем руки), при произнесении
звука «С» — язык внизу, за нижними зубами, а при
произнесении звука «Ш» — язык широкий, вверху;
звук «С» — свистящий, звук «Ш» — шипящий.) Обращается внимание дошкольников на то, что при произнесении данных звуков горло не дрожит.
3. Малыши вместе с воспитателем проговаривают
слоги со звуками «С» и «Ш»:
СА - ША ША - СО
ША - СА СУ - ШУ
СА-ШО СА-ШИ
СА - ША - ША - СА СО - ШО - ШО - СО СУ - ШУ - ШУ - СУ
4. Детям предлагаются загадки и вопросы:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
{Вторая неделя)
1. Дети проговаривают слоги:
ША - СА СУ - ШУ
ША - СА - ША СУ - ШУ - СУ
ШО - СО СЫ - ШИ
ШО - СО - ШО СЫ - ШИ - СЫ
2. Игра на внимание «Какое слово „лишнее"?».
Воспитатель предлагает малышам повторить ряд
слов: Шуба, коШка, дом, ШиШка, Стакан, пылеСоС, рука, Самолет, каШа, Суп, комар — и назвать «лишнее» слово, то есть то, котором нет звуков «С» или «Ш».
3. Проговаривание и заучивание чистоговорки:
Мама хитрая лиСА
Обучает малыША:
— Жить не просто нам в леСУ, —
Объясняет малыШУ
— Врагов много у лиСЫ, Слушай маму, не спеШИ.
4. Вопросы детям по чистоговорке:
— Какие слова мы услышали со звуком «С»? (ЛиСа,
леС.)
— Какие слова в чистоговорке были со звуком «Ш»?1
(МапыШ, спеШи.)
5. Воспитатель предлагает детям составить пред
ложения со словами леС, малыШ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Третья неделя)
1. Повторение чистоговорки «Мама хитрая лиса»,
заучивание ее и воспроизведение отдельными детьми
наизусть.
2. Игра «Кто больше?».
Воспитатель помогает детям распределиться на две команды. Одна команда называется «Смелые», вторая — «Шустрые». Затем педагог объясняет малышам суть игры:
— Какой первый звук в названии команды «Смелые»? А в названии «Шустрые»?
— Значит, «Смелые» подбирают слова со звуком
«С», а «Шустрые» — со звуком «Ш». Побеждает команда, назвавшая больше слов с заданным звуком.
3. Педагог произносит предложение и предлагает
малышам исправить в нем ошибку. Дети называют
слово, которое воспитатель употребил неправильно,
и повторяют предложение правильно.
Оля ела суп из миШки.
(миСки)
Строитель носит на голове каШку.
(каСку)
В подвале бегает крыША.
(крыСА)
У дедушки рыжие уШИ.
(уСы)
4. Называется слово со звуком «С», и предлагается
детям образовать слово или изменить его так, чтобы
в нем появился звук «Ш ».
куСАть — укуШУ
пиСАть — пиШУ
пляСАть — пляШУ
броСАть — броШУ
5. Итоговые вопросы и задания:
— С какими звуками мы сегодня играли?
— Назовите игрушки, в названиях которых есть
звук «С».
— А в названиях каких игрушек есть звук «Ш»?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Четвертая неделя)
1. Повторение артикуляции звуков «С» — «Ш».
2. Проговаривание слогов со звуками «С» — «Ш»:
СА-ША-СА РЫ - ША - СЫ ШУ - СЫ - ШУ ШУ-СУ-ШУ ША - СО - ША
3. Воспитатель называет четыре слова. Три слова со
звуком «С», а одно — со звуком «Ш», или наоборот.
Дети должны выделить «липшее» в этом ряду слово.
Сова, лиСа, миШка, барСук. Шуба, Шапка, Сарафан, Шарф. Самокат, автобуС, СамоСвал, маШина.
Шахматы, ШаШки, Шары, Сутки.
$7
Педагог уточняет с малышами значение слова суТки. I
4. На столе или на полу находятся маленький сто-
лик и игрушки: миШка, маШина, Сова, мыШка, Само-
лет и т. д. Воспитатель манипулирует игрушками и
предлагает детям ответить на вопрос «Где игрушка?».
При ответе на вопрос они используют предлоги на,
под, за, в, над.
5. Называются пары слов, а дети подбирают к каж
дому из них подходящие по смыслу слова:
АПРЕЛЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
З — Ж (Первая неделя)
Сутки — | Шутки |
миСка — | миШка |
уСы — | уШи |
крыСа — | крыШа |
баСня — | баШня |
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы играли сегодня?
1. Воспитатель произносит, а дети повторяют слоги:
ЗА - ЖА ЖА - ЗА
ЖО-ЗО ЗУ-ЖУ
ЗЫ-ЖЫ ЖИ-ЗЫ
30 -ЖО ЖУ-ЗУ
2. Уточнение артикуляции звуков «3» и «Ж» производится так же, как это делалось со звуками «С» —
«Ш». Следует обратить внимание детей на то, что горло дрожит и в первом, и во втором случае.
3. Дети повторяют слова за педагогом и называют
первый звук в каждом слове.
Зонт, Жаба, Закат, Жираф. Зубы, Жук, ваЗы, лыЖи.
4. Дошкольникам предлагается составить предло-жения со словами Зуб, Жук, коЗа, луЖа, Забор, еЖи.
5. Игра с мячом.
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слог! со звуком «3» (ЗА), малыш, поймав мяч, возвращает его воспитателю и при этом проговаривает — ЖА, то3 есть заменяет в слоге согласный звук. Берутся слоги: ( За, Зо, Зу, Зы, Жа, Жо, Жу, Жи.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
З — Ж(Вторая неделя)
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
1. Воспитатель предлагает детям проговорить слоги, постепенно удлиняя цепочку:
Зы - жи - зы жи - зы - жи
2. Отгадывание загадок и ответы на вопросы.
БеЖИТС ГОруШКИ, Прижав УШКИ...(Заяц)
Малыши называют отгадку и определяют первый звук в этом слове.
В клубок свернется, а в руки не дается...
(еЖик)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
З -Ж |
(Третья неделя)
— В каком месте слова еЖик находится звук «Ж»?
3. Игра «Комарики и жуки».
Комарики звенят: «з-з-з», а жуки жужжат: «ж-ж-ж». Педагог называет слово, дети внимательно слушают и, если в слове имеется звук «3», звенят, как комарики, если в слове —звук «Ж» — жужжат, как жуки.
Дым, машина, Золото, море, горы, Жираф, сад, трава, коЗа, снег, солнце, лыЖи.
4. Воспитатель предлагает малышам назвать имена, в которых встречаются звуки «3» или «Ж».
Зоя, ЛуиЗа, ЛиЗа, Жора, Женя и т. д.
5. Проговаривание цепочек из четырех слогов:
ЗА-ЖА-ЖА-ЗА ЗО - ЖО - 30 - ЖО ЖУ - ЗУ - ЗУ - ЖУ ЖИ-ЗЫ-ЗЫ-ЖИ
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
72
1. Проговаривание цепочек из четырех слогов:
ЗА-ЖА-ЖА-ЗА ЗО-ЖО-ЖО-ЖО ЖУ-ЗУ-ЗУ-ЖУ ЖИ-ЗЫ-ЗЫ-ЖИ
2. Заучивание чистоговорки:
Как-то вЗдумалось еЖУ Пригласить к себе коЗУ. Спросила гостья у еЖА: — Есть ли на обед лоЗА? Пришлось колючему еЖУ Готовить для коЗы лоЗУ.
Дети называют слова из чистоговорки, в которых имеются звуки «3» или «Ж».
3. Малыши изменяют слова так, чтобы вместо звука «3» в них появился звук «Ж».
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Р- Л |
(Четвертая неделя)
Предлагаемые чистоговорки воспитатель может использовать на занятиях по развитию у детей звуковой культуры речи или составить с ними пятиминутки, аналогичные тем, которые были представлены ранее, опираясь на свой опыт.
РА—ЛА
У ежа — игЛА,
У лисы — ноРА. .
От веселого костРА Осталась теплая зоЛА.
Катя маЛА — Ей спать поРА.
Иру мучила жаРА — Она рок пиЛА.
В сказке фея жиЛА, Была очень добРА.
Миша очень РАд — На немновый хаЛАт.
Для Кати бРАт Приготовил саЛАт.
На веткегРАч Ест вкусный каЛАч.
Володя— водоЛАз,
Под водой был много РАз.
МАИ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ