Дидактическая игра Где машина?
По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина?» Малыш отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Ребенок вспоминает, что сегодня говорили о транспорте. Вырезает и наклеивает в альбом картинки с изображением транспорта.
Можно наклеить водный, воздушный и наземный транспорт на разные страницы.
На альбомные листы предварительно нанести соответствующий фон — «море», «небо», «дорога».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМ
Речевой материал
Существительные: машина, автомобиль, самосвал; части машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля), грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, основные цвета, железная, пластмассовая.
Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.
Числительные: один, много.
Литература: стихотворения А. Барто «Грузовик», Н. Бое-ва «По шоссе спешат машины».
По шоссе спешат машины
По шоссе спешат машины.
Шур, шур, шур –
Шуршат их шины.
А машины разные: Голубые, красные.
Почему спешат машины?
И куда спешат машины?
Ждут одну из них на стройке,
Ждет врача больной на койке,
Грузы важные завод
От машины тоже ждет, — Потому спешат машины.
Шур, шур, шур –
Шуршат их шины.
Н. Боева
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Игры
Чудесный мешочек
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду, в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид машины (грузовик, гоночная), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Знакомит малыша с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые — людей.
Покатаем в машине игрушки
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры (кукла, мишка и т. п.).
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет, форма. Ребенок усаживает «пассажиров», катает их. Взрослый спрашивает: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
Один — много
Ход игры см. выше Машина — машины; грузовик — грузовики; колесо — колеса; кабина — кабины; фара — фары; груз — грузы; пассажир — пассажиры.
Где сейчас машина?
Цель: научить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход . Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту и т. д.
Выложи грузовую машину
Цель: научить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.
Оборудование: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.
Ход. Ребенок вслед за взрослым выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: «Какую фигуру возьмешь сначала? Что будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?» и т. д. Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует его действия.
Список литературы
Елкина, Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль : Академия развития, 1996.
Елкина, Н. В., Тарабарина, Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль : Академия развития, 1996.
Козак, О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы / О. Н. Козак. СПб. : Союз, 1998.
Крау зе, Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е. Н. Краузе. СПб. : Корона принт, 2003.
Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. СПб. : Корона принт, 2004.
Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. М. : Просвещение, 1988.
Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. М. : Просвещение, 1991.
Нищсва, Н. В. Система коррскционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищсва. СПб. : Детство-пресс, 2001.
Ткаченко, Т. А. Учи говорить правильно : Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет /Т. А. Ткаченко. М. : Гном и Д, 2001.
Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. Н. Новгород : Флокс, 1995.