МАСТЕР-КЛАСС КШИШТОФА Кесьлевского
МАСТЕР-КЛАСС КШИШТОФА Кесьлевского
ШЕСТЬ АКТЕРОВ В ПОИСКАХ РЕЖИССЕРА
Работа с актером================================================== Документация: Март Доминикус и Хелена ван дер Мейлен Перевод: Питер Мейсон Редактор: Марион Деринг Оформление: Лидвин Штеенбринк Фото: Карл Финкбайнер Бен ван Дуин Музей кино выражает благодарность Европейской киноакадемии и лично госпоже Марион Деринг за безвозмездное предоставление права на перевод и издание этой книги.Перевод с английского: Олег Дорман (Введение, главы I и II), Владимир Забродин (глава III)Верстка и обложка: Дарья ЛавроваРедактор: Владимир ЗабродинМузей киноАНО ИнтерньюсМосква, 1997 ======================================================Введение
Мастер-класс, который польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский провел в 1994 году в Амстердамском Летнем университете (под эгидой Европейской академии киноискусства и Фонда призов "Феликс"), был посвящен отношениям режиссера с актерами. Кесьлевский последовательно придерживался этой темы и к таким вопросам, как, например, работа с камерой, освещение и монтаж, обращался лишь по случаю. На занятиях Кесьлевский использовал сценарий Ингмара Бергмана "Сцены из супружеской жизни". Кесьлевский: "Может быть, этот сценарий несколько старомоден, ведь ему почти двадцать лет, я и все-таки до сих пор очень хорош. Он богат чувствами и допускает разные прочтения. К тому же, большинство сцен удобны для постановки, и в них участвуют всего два персонажа. Эти безусловные достоинства и определили мой выбор". Каждому участнику мастер-класса, а их было десять, в том числе один режиссерский дуэт, я предстояло выбрать из этого сценария сцену. С ней разрешалось делать все, что угодно, как угодно изменять, она служила лишь отправной точкой для работы. В ходе занятий выбранные сцены анализировали, репетировали и снимали - по одной в день. Вечером монтировали. На последний день был намечен просмотр и обсуждение результатов.Замечания Кесьлевского были многочисленны и чрезвычайно поучительны. С помощью Беньямина Гидзеля, своего постоянного многоопытного переводчика, Кесьлевский снова и снова изумлял слушателей изобретательностью, тонкостью и вниманием к деталям. Здесь будут приведены важнейшие - на наш взгляд - из его советов. Получив их от создателя "Декалога", мы, довольно смело, прозвали их Заповедями. Это вовсе не значит, что так их преподносил сам Кесьлевский. Наоборот, он постоянно подчеркивал, что выражает лишь свое мнение, и его предложение или рекомендация я не единственно возможны; их надо воспринимать не как законы, а как советы, как дельные подсказки. Конечно, можно спорить, какие из многочисленных рекомендаций Кесьлевского следовало предпочесть для этого изложения. И все же надеемся, наш выбор даст верное представление о мастер-классе, я хотя бы потому, что мы постоянно интересовались мнением всех участников. У каждого из них появилась любимая заповедь, я что, заметим, говорит о масштабе личности Кесьлевского и огромной разносторонности его мастерства, а не о нашей восприимчивости. Притом следует иметь в виду, что Кесьлевский был не в лучшей форме. За несколько месяцев до начала занятий он сообщил о намерении оставить кинематограф, и глядя на него, можно было отчасти понять, почему. Видно было, что Кесьлевский утомлен. Напряжение, с которым он работал последние годы, явно вконец измотало его. Тем более поразительны не только мастерство, но и отдача, внимательность и терпимость, с которыми он работал.Глава II. Доверие нужно заслужить
Глава III. Его невозможно обмануть
Интервью с шестью участниками семинара
Участники
Каролин Шомьенн, режиссер, Франция
Родилась в 1957 г. в Касабланке, Марокко. Изучала право в Университете и посещала Эколь де Синема (Париж). Между 1981 и 1986 работала ассистентом режиссера в кино и на телевидении. С 1986 - сценарист и режиссер, поставила один полнометражный игровой фильм и несколько короткометражных, а также снимала документальные фильмы.Фридеман Фромм, режиссер, Германия
Родился в 1963 г. в Штутгарте. В 1980 организовал театральную группу, в которой работал как актер и режиссер. Поступил в Мюнхенскую киношколу в 1984. По окончании киношколы в 1990 как сценарист и режиссер сделал несколько фильмов для телевидения Германии.Актеры
Райнаут Бюссемакер, НидерландыПамела Кнаак, ГерманияШон Лоутон, Великобритания/ГерманияМаттиас Маат, НидерландыДалси Смарт, Новая Зеландия/ГерманияНеллеке Зитман, НидерландыМАСТЕР-КЛАСС КШИШТОФА Кесьлевского