Глоссарий терминов по профессиональной этике
Литература по профессиональной этике
1. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Передача духовного, социального и производственного опыта последующим поколениям людей была и остается важнейшим условием существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики как науки и учебной дисциплины, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации школьного обучения и воспитания.
2. Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г.
Особое внимание уделяется формированию нравственного мировоззрения и миропонимания учителя, рассмотрению норм, регулирующих взаимоотношения между учителями и учащимися, коллегами, руководителями школы, родителями и общественностью.
3. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.
В книге рассматривается педагогический такт как одно из важнейших средств повышения эффективности учебно-воспитательной работы школы. В книге использован личный опыт автора, передовой опыт учителей и классных руководителей многих школ. Предназначена для учителей и студентов педвузов.
4. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.
Здесь рассматриваются сущность и функции педагогической морали, ее специфика и отличия от морали иных профессий. Автор излагает нормативные требования, регулирующие отношения учителя со всеми участниками педагогического процесса: c учащимися, их родителями, со своими коллегами, представителями общественности. Большое внимание уделяется обоснованию морально-педагогических, этических норм деятельности учителя в условиях перестройки, обоснования школы.
5. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г.
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
7. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. М., Издательство Михайлова В.А., 2005.
Энциклопедический словарь по этике содержит информативные статьи о различных сторонах духовно-нравственной жизни личности и общества, об истории религиозно-нравственных исканий и философско-этических идей. Словарь ориентирован на самый широкий круг читателей, стремящихся приобрести начальные знания по этике, и в первую очередь на старшеклассников и студентов высших учебных заведений.
8. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений. М., Форум, 2009.
Задача данного учебного пособия - раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта. В популярной и доступной форме изложены основные нормы и правила современного этикета, раскрываются основные принципы и нормы, регламентирующие поведение человека в общей структуре экономических отношений, раскрывается понятие деловой репутации, ее соотнесение с личностными и профессиональными качествами человека.
9. Наумчик В.Н. и др.Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.
10. О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)
Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений и ориентаций в сфере педагогического общения, выбора методов обучения. Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.
11. Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- с.
Профессиональная этика педагога- второе издание учебно-методического пособия, суще- ственно дополненное новыми материалами. Адресовано студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам университета, а также преподавателям, учителям, изучающим вопросы педагогической этики. Учебно- методическое пособие может быть использовано для чтения лекций по курсу, проведения семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов.
12. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
Одна из основных функций современного руководителя — решение психологических проблем в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.
13. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической этики: нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы речевого и поведенческого этикетов.
14. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
Рассматривается профессиональная педагогическая культура учителя и его профессионально-творческая компетентность в ее структуре. Анализ особенностей и ценностей педагогической деятельности, учет необходимости преобразования и усовершенствования современной педагогической системы позволяют сделать вывод о целесообразности такой организации образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе системы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психолого-педагогических умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.
15. Лекции по педагогической этике. – Электронный ресурс: [URL:studopedia.su›10…po-pedagogicheskoy-etike.html]
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.
Авторитет
1) влияние, общепризнанное значение; 2) лицо, конкретный государственный служащий или общественно-политический деятель, пользующийся определенным влиянием, признанием, основанными на высоких личных качествах: уме, профессионализме, знаниях, нравственных достоинствах, опыте и т.п.; 3) одна из форм проявления, реализации, осуществления власти. Авторитет - непременное условие успеха в избирательной кампании и победы на выборах.
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ -составная часть этики, отражающая специфику функционированияморали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственнойдеятельности учителя.
Профессиональная культура педагога –это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.
Литература по профессиональной этике
1. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Передача духовного, социального и производственного опыта последующим поколениям людей была и остается важнейшим условием существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики как науки и учебной дисциплины, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации школьного обучения и воспитания.
2. Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г.
Особое внимание уделяется формированию нравственного мировоззрения и миропонимания учителя, рассмотрению норм, регулирующих взаимоотношения между учителями и учащимися, коллегами, руководителями школы, родителями и общественностью.
3. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.
В книге рассматривается педагогический такт как одно из важнейших средств повышения эффективности учебно-воспитательной работы школы. В книге использован личный опыт автора, передовой опыт учителей и классных руководителей многих школ. Предназначена для учителей и студентов педвузов.
4. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.
Здесь рассматриваются сущность и функции педагогической морали, ее специфика и отличия от морали иных профессий. Автор излагает нормативные требования, регулирующие отношения учителя со всеми участниками педагогического процесса: c учащимися, их родителями, со своими коллегами, представителями общественности. Большое внимание уделяется обоснованию морально-педагогических, этических норм деятельности учителя в условиях перестройки, обоснования школы.
5. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г.
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
7. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. М., Издательство Михайлова В.А., 2005.
Энциклопедический словарь по этике содержит информативные статьи о различных сторонах духовно-нравственной жизни личности и общества, об истории религиозно-нравственных исканий и философско-этических идей. Словарь ориентирован на самый широкий круг читателей, стремящихся приобрести начальные знания по этике, и в первую очередь на старшеклассников и студентов высших учебных заведений.
8. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений. М., Форум, 2009.
Задача данного учебного пособия - раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта. В популярной и доступной форме изложены основные нормы и правила современного этикета, раскрываются основные принципы и нормы, регламентирующие поведение человека в общей структуре экономических отношений, раскрывается понятие деловой репутации, ее соотнесение с личностными и профессиональными качествами человека.
9. Наумчик В.Н. и др.Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.
10. О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)
Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений и ориентаций в сфере педагогического общения, выбора методов обучения. Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.
11. Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- с.
Профессиональная этика педагога- второе издание учебно-методического пособия, суще- ственно дополненное новыми материалами. Адресовано студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам университета, а также преподавателям, учителям, изучающим вопросы педагогической этики. Учебно- методическое пособие может быть использовано для чтения лекций по курсу, проведения семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов.
12. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
Одна из основных функций современного руководителя — решение психологических проблем в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.
13. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической этики: нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы речевого и поведенческого этикетов.
14. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
Рассматривается профессиональная педагогическая культура учителя и его профессионально-творческая компетентность в ее структуре. Анализ особенностей и ценностей педагогической деятельности, учет необходимости преобразования и усовершенствования современной педагогической системы позволяют сделать вывод о целесообразности такой организации образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе системы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психолого-педагогических умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.
15. Лекции по педагогической этике. – Электронный ресурс: [URL:studopedia.su›10…po-pedagogicheskoy-etike.html]
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.
Глоссарий терминов по профессиональной этике