Речь. «Длинное ухо и клубок-колючий бок»

Задачи.Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаи­модействие. Включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. Обогащать словарь точными глаголами, прилагательными. Подводить к освоению простых способов словообразования. Учить самостоятельно строить вы­сказывание из 1-2 фраз. В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых со­гласных звуков.

Материалы.Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха и ежонок. Яблоко (можно предмет-заместитель).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель ввозит в группу машину, в которой сидят зайчиха с зайчонком, еж, ежиха и ежонок. Дети рассматривают игрушки.

Воспитатель: «К нам в гости приехали звери. Кто это? (От­веты детей.) Это мама-зайчиха с сыночком зайчонком, папа-еж, мама-ежиха и сыночек-ежонок. У зайцев длинные... (показ: уши) и короткий... (хвост). Зайки любят грызть... (морковку). Грызут морковку: ам-ам-ам».

В процессе рассматривания воспитатель демонстрирует игрушки, их действия и интонацией незавершенности побуждает детей вклю­читься в разговор, завершая начатую воспитателем фразу.

Далее воспитатель произносит следующие фразы, побуждая детей завершать их:

«Зайцы живут... (в лесу). Убегают от лисы. Ловко прыгают, ска­чут. Мама зайчиха большая, а сынок зайчонок — ... (маленький). Покажите, как зайцы грызут морковку. (Выразительные движения и звукоподражания: ам-ам-ам — вместе с детьми.) Вместе с зайца­ми приехали... (ежики). Папа- ... (еж), мама-... (ежиха) и сынок... (ежонок). Ежи колючие. Живут в лесу. Фыркают: пых-пых, пых-пых. Покажите, как ежики фыркают. (Звукоподражания вместе сдетьми). Ежонок маленький, мама ежиха побольше, а папа-еж... (самый большой).»

Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает поиграть: «Сейчас я буду как будто ваша мама зайчиха, а вы мои дети — зайчата. Зайчата прыгают: скок-скок, греют лапки: хлоп-хлоп, грызут морковку: ам-ам-ам. (Повторить 3 раза.) Ускакали домой в лес».

Говорит детям: «Нашим гостям-зверюшкам будет приятно ус­лышать, что они вам очень нравятся. Давайте их похвалим, рас­скажем про них». Далее воспитатель вызывает активного ребенка и спрашивает, кто ему больше нравится, кого он хочет похвалить. Дожидается, чтобы ребенок произнес одну-две фразы самостоя­тельно. В случае необходимости оказывает помощь, подсказывает начало фразы.

Выслушивает всех желающих. (Это основная часть занятия.)

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Воспитатель обращается к детям: «Если скажу правду, так бывает — скажете: да-да-да и хлопнете в ладоши. Если так не бывает — погрозите пальцем и скажете: нет-нет-нет». Выполняет все эти действия вместе с детьми.

Предложения:

Еж колючий.

Заяц любит морковку

У ежа длинные уши. У кого длинные уши?

Заяц летает по небу. Что делает заяц?

Заяц боится лисы.

Далее воспитатель разыгрывает сценку: «Встретились заяц и еж. У ежа на колючках яблоко. Спрашивает заяц ежа: „Ты куда бежишь и кому несешь яблочко?". Ежик в ответ свернулся клубком и за­пыхтел: пых-пых-пых».

Воспитатель: «Кто хочет проиграть с зайцем и ежиком, показать, как они встретились и разговаривали?»

Дети по желанию действуют с игрушками. Воспитатель ведет речь от автора. Желательно, чтобы дети сами выстроили диалог. В случае необходимости педагог подсказывает начало фразы. Занятие переходит в свободную деятельность детей.

Речь. «Вечерняя песенка»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на во­просы, высказывать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные

движения. В процессе звукоподражаний уточнять правильное про­изнесение гласных и простых согласных звуков.

Материалы.Серебряная мишура. Игрушки: кукла мальчик, кро­вать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, вырезанный из бумаги лист дерева величиной с ежика.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель собирает детей около себя стайкой на ковре. Играет серебряной мишурой и читает стихотворение. Вовлекает детей в игру — «покружиться, как снежок». Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Снег».

Далее воспитатель обращается к детям: «Скажем: дили-ли, сне­жок, лети». Играет мишурой. С этим предложением воспитатель обращается к отдельным детям, поднося к ним мишуру. Звукопо­дражание индивидуально и хором произносится 5—6 раз. Затем дети дуют на мишуру. Перемещаются в игровой уголок.

Воспитатель: «Снег летит, переливается, блестит, как серебро. Укрыл всю землю. (Раскладывает мишуру на столе.) Ночь спус­тилась. Все дети спят. И зверюшки спят. (Укладывает в кроватку куклу мальчика, укрывает его одеялом.) Ежик спрятался в норку, укрылся листьями (укрывает). Мишка укрылся в берлоге лапой. Белочка укрылась в дупле пушистым хвостом. Только волк не спит. Ищет тех, кто не укрыт, кто еще не спит». Сопровождает рассказ действиями с игрушками.

Затем воспитатель задает детям вопросы: «Кто укрылся в постели одеяльцем? Кто спрятался в норку, укрылся осенним листом? Кто в дупле укрылся пушистым хвостом? Кто спит в берлоге, укрылся лапой?» Детям, ответившим на вопрос, дают возможность выполнить действия с игрушками: укрыть одеялом, листом, положить на бок и т.п.

Организуется игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Воспитатель: «Я буду задавать вопросы. Если так бывает — скажите: да-да-да. А если так не бывает — скажите: нет-нет-нет».

И задает вопросы: «Малыш спит в кроватке? (Вместе с детьми: да-да-да.) Снег кружится? Ночью светит солнышко? Ежонок спит в но£ё?-Детй спят в берлоге? Белочка спит в дупле?»

На каждое «да» дети хлопают в ладоши; на «нет» — грозят пальцем.

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им покру­житься, как снежок. Движения сопровождаются чтением стихотво­рения А. Барто «Снег». Дети дуют на мишуру.

Затем все перемещаются в игровой уголок. Им читают стихот­ворение В. Орлова «Вечерняя песенка1.

«Понравилось стихотворение? Про кого хотите послушать еще раз?»— спрашивает воспитатель и зачитывает отрывки из стихотворения.

Спрашивает детей: «Кто хочет показать, как спит белочка? Мед­ведь? Ежик? А как спят дети?»

В конце занятия игрушки оставляют в свободное пользование детей.

Наши рекомендации