Речь. «Маленькой елочке холодно зимой»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименования животных.
Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражаний. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей. Развивать чувство языка.
Материалы.Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка.
" Содержание образовательной деятельности.Воспитатель собирает детей около елочки. Читает им стихотворение.
Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой.
Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!..
(3. Александрова «Елочка», отрывок)'
Воспитатель вместе с детьми рассматривает елочку, выстраивает диалог:
— Нарядная елочка. Чем украшена елочка? — указывает на шарики, бусы и другие игрушки. Воспитатель обобщает ответы детей, описывает игрушки: разноцветные бусы, фонарики, хлопушки и т.п.
— А кто это танцует под елочкой?
(Выставляет игрушки: собачку, мышку, кота и курочку. Появление ярких игрушек и таинственный голос воспитателя вызывают на непроизвольные инициативные высказывания детей.)
— Как подает голос собачка? (Вместе с детьми: гав-гав.) Собачка
лает: гав-гав, можно сказать гавкает. Что делает собачка? (Ответы
детей.)
Далее воспитатель поочередно дает детям подержать собачку, предлагает произнести звукоподражание, спрашивает: «Что делает собачка?»
Аналогичным образом обыгрываются все остальные игрушки. (Кот — мяу, мяу-мяукает; мышка — пи, пи, пи-пищит; курочка — куд-куда, куд-куда-кудахчет.)
Педагог приглашает детей на ковер, ставит в середину игрушки. Обращается к детям: «Сейчас мы все как будто на празднике. Бьют барабаны: бум-бум-бум (выразительные движения и звукоподражания
вместе с детьми). А бубны звенят: тили-бом, тили-бом (выразительные движения и звукоподражания вместе с детьми). Потанцуем: бом-бом-бом; тили-бом, тили-бом». (Повторить 2раза.)
Дети возвращаются на свои места.
«Послушайте новогоднюю сказочку, — говорит воспитатель: Под Новый год хозяюшка разным зверушкам дала работу: собачке — помыть чашечку язычком, мышке — собрать крошки со стола, курочке — пол веничком подмести; коту — пирожок испечь».
Воспитатель повторяет сказочку еще раз, разыгрывая действия персонажей: перед собачкой чашка, собака наклоняет голову кчаш-ке, как будто ее облизывает и т.п.
Далее обращается к детям: «Кто хочет показать, как собачка моет чашку языком, (желающему вручает игрушку), а мышка собирает ' крошки; а кот печет пирожок; как курочка веничком метет?»
Показ сопровождает вопросами: «Собачка что делает? Мышка что делает (кот, курочка)?» Занятие переходит в свободную деятельность детей с игрушками.
Речь. «Поиграем!»
Задачи.Вовлекать детей в общий разговор. Воспитывать ориентировку на сверстника. Учить вести диалог (отвечать на вопросы словом и выразительными движениями). Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию, предметов. В процессе звукоподражаний уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков.
Материалы.Игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет, две куклы (лучше мальчик и девочка).
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель приглашает детей посмотреть театр. Читает стихотворение И. Токмаковой «Поиграем!». Чтение сопровождается действиями с игрушками на столе.
На лошадке ехали, До угла доехали.
Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Пароходом ехали, До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у!
(И. Токмакова «Поиграем!»)'
Детей приглашают поиграть на ковре. Показать: как дети ехали на лошадке (условные действия и звукоподражания: «но-но»); как будто едут на машине, сигналят — «би-бип»; едут на пароходе — «ту-ту»; летят на самолете, мотор заводится — «д-т, д-т, д-т» (в медленном темпе), полетели — «у-у-у», приземлились. Звукоподражания сопровождаются выразительными движениями. (Повторить 2 раза.)
Дети садятся на свои места и слушают повторное чтение стихотворения. Чтение сопровождается действиями с игрушками. Детям предлагают поиграть с игрушками: «На чем хотите покататься?» Вызвавшийся ребенок действует с выбранной игрушкой и произносит звукоподражание. (Повторить 4-5 раз.)
Во время манипуляций с игрушками педагог задает детям вопросы: «Что это?» — указывает на разные части и детали игрушек. Если ребенок не называет части, то педагог называет сам и предлагает ребенку показать их.
Воспитатель:
— А сейчас будем отгадывать загадки.
— У нее есть хвост и грива. Она умеет скакать. Кто это? (Лошадка.)
— У нее есть кабина, колеса. Она умеет ездить по дороге. Что это? (Машина.)
— Он умеет плавать по реке. (Пароход.)
— У него есть крылья и хвост. Он умеет летать. (Самолет.)
— Что умеет делать лошадка (машина, пароход, самолет)?
— А что умеют делать дети? (Свободные высказывания.) «Сейчас мы все как будто самолеты, — говорит воспитатель. —
Заведем мотор — „д-т, д-т, д-т"; полетели — „у-у-у", приземлились». Повторить 2—3 раза.