По кусочкам» / Picking Up Pieces

Режиссер: Альфонсо Арау Сценарий: Билл Уилсон Продюсер: Пол Сэндберг Оператор-постановщик: Витторио Стораро Монтаж: Майкл Р. Миллер Художник-постановщик: Денис Пиццини Художник по костюмам: Мерилин Мэтьюз Музыка: Рюй Фолгера

В ролях: Вуди Аллен (Текс Каули), Анжелика Арагон (Долорес), Альфонсо Арау (доктор Амадо), Брайан Брофи (корреспондент CNN), Бетти Карвальо (Хуана), Энрике Кастильо (Грасиенто), Хорхе Червера мл. (Юнойо), О'Нил Комптон (Тексас Джон), Мария Грация Кучинотта (Дэзи).

Свой парень» / Company Man

Режиссеры и авторы сценария: Питер Эскин, Дуглас Макграт Продюсеры: Гай Ист, Рик Лид, Джон Пенотти, Джеймс Скотчдополе

Оператор-постановщик: Рассел Бойд Монтаж: Камилла Тониоло Художник-постановщик: Джейн Маски Музыка: Дэвид Нессим Лоуренс

В ролях: Пол Гилфойл (констебль Хикл), Джеффри Джонс (сенатор Биггс), Ретель Бин (сенатор Фарвуд), Харриет Коппел (машинистка), Дуглас Макграт (Алан Куимп), Сигурни Уивер (Дейси Куимп), Терри Бивер (мистер Джадж), Шон Дуган (официант), Грант Уолден (пожилой человек), Натан Дин (молодой человек), Вуди Аллен (Лоутер).

Кибермир» / Cyberworld

Режиссеры: Колин Дэвис, Элейн Деспине Сценарий: Хью Мюррей, Чарли Рабин, Стивен Хобан Продюсеры: Стивен Хобан, Хью Мюррей Оператор-постановщик: Витторио Стораро Анимация: Джейми Маккартер Музыка: Хами Манн

В ролях: Дженна Элфман (Фиг, голос), Мэтт Фрюэр (Мочало, голос), Роберт Смит (Вжиг/Карачун, голос), Дейв Фоули (техник Хэнк, голос), Вуди Аллен (Z-4195, -голос, архивные записи), Сильвестр Сталлоне (Ткач, голос, архивные записи), Шерон Стоун (принцесса Бала, голос, архивные записи).

Телевизионные постановки Вуди Аллена

Не пей воды» / Don't Drink the Water

Телевизионная пьеса: Вуди Аллен по собственной пьесе

Продюсер: Роберт Гринхат

Оператор-постановщик: Карло Ди Пальма

Художник-постановщик: Санто Локуасто

Художник по костюмам: Сьюзи Бензингер

Монтаж: Сьюзен Морс

В ролях: Эд Херлихи (рассказчик), Джозеф Соммер (посол Маджи), Роберт Стэнтон (мистер Берне), Эдвард Херрман (мистер Кирлой), Розмари Мерфи (мисс Притчард), Майкл Дж. Фокс (Аксель Маджи), Вуди Аллен (Уолтер Холландер), Джули Кавнер (Мэрион Холландер), Майим Бялик (Сьюзен Холландер), Эд Ван Нюс (сотрудник посольства), Скип Роуз (сотрудник посольства), Леонид Ашер (полицейский), Стае Кмиц (полицейский).

Звуки любимого города» / Sounds From a Town I Love

Режиссер: Вуди Аллен

Сценарий: Вуди Аллен

С участием Маршалла Брикмана, Гриффина Дана, Хейзел

Гудмен, Бебе Нойрит, Тони Робертса, Селии Уэстон.

Другие проекты с участием Вуди Аллена:

Со светом я не одинок» / Light Keeps Me Company

(документальный фильм о Свене Нюквисте)

Режиссер: Карл Густав Нюквист Продюсеры: Гудрун Нюквист, Карл Густав Нюквист Сценарий: Михаль Лещиловский, Карл Густав Нюквист С участием Вуди Аллена, Биби Андерсон, Харриет Андерсон, Ричарда Аттенборо, Перниллы Аугуст, Ингмара Бергмана, Томаса Болме, Мелани Гриффит.

Последняя шутка» / Last Laugh

(телефильм)

Режиссер: Джефф Маццола Сценарий: Дэнис Хэмил Продюсер: Эндрю Чарас Оператор-постановщик: Майкл Грин Монтаж: Джордан Мокриски Музыка: Роберт Санта

В ролях: Рэй Гарви (Джон «Мерф» Мерфи), Винсент Пасторе (Гарри Мерфи), Тони Дэрроу (Донни), Салли Уилер (Виктория Уортингтон); Дэнни Айэлло, Вуди Аллен, Джеки Мартлинг, Джефф Маццола, Лорейн Маццола, Колин Куинн (играют самих себя).

Хронология

В воскресенье, 1 декабря , в Бронксе у Мартина и Нетти (Черри) Кенигсберг родился Алан Стюарт Кенигсберг, в будущем Вуди Аллен.

Аллен смотрит первый в своей жизни фильм — «Белоснежку» Уолта Диснея.

Родилась сестра Аллена, Летти.

Семья Кенигсберг переезжает в Бруклин.

Аллен переходит в старшую школу (школа, где он учится, называется «Мидвуд»).

Аллен начинает играть на кларнете.

Шестнадцатилетний Аллен выступает в театре «Кэтскиллз», расположенном в «Маджестик бунгало колони» (которая позднее упоминается в пьесе Аллена «Парящая лампочка» и в фильме «Дэнни Роуз с Бродвея»).

На свет появляется «Вуди Аллен»: Алан Кенигсберг меняет имя и начинает рассылать шутки в отделы светской хроники нью-йоркских газет.

15 ноября.В колонке Уолтера Уинчелла появляется первая опубликованная шутка Вуди Аллена: «Вуди Аллен говорит, что обедал в ресторане для бедных: заплатил по счету и сразу стал очень бедным»{36}.

Аллен впервые смотрит фильм Ингаара Бергмана («Лето с Моникой»).

Аллен начинает сотрудничество с Дэвидом Албером: после школы он сочиняет шутки, за которые получает 20 долларов в неделю.

Июнь.Аллен заканчивает школу.

Аллен подписывает четырехгодичный контракт с агентством Уильяма Морриса.

Девятнадцатилетний Аллен знакомится с Харлин Розен.

Аллен переезжает в Голливуд, где работает сценаристом для телепрограммы «Час комедии с Колгейт».

Аллен и Харлин Розен заключают брак в «Гавайском отеле» в Голливуде.

Лето.Супруги переезжают в Нью-Йорк.

Сентябрь.Макс Либман приглашает Аллена в качестве сценариста телепрограммы «Стэнли» (ведущий — Бадди Хэкет).

Начиная с 1956 г. и на протяжении последующих трех лет Аллен ездит в недельные командировки в Кэмп-Тамимент,[56] где пишет сценарии для юмористических программ местного театра. Его заработок составляет 150 долларов в неделю.

Сид Сизар приглашает Аллена в качестве сценариста своего шоу на канале Эн-би-си. Шоу выходит в эфир 2 ноября. За свои сценарии Аллен и Лэрри Гелбарт удостаиваются премии Сильвана. В 1958–1959 гг. их также номинируют на премию «Эмми».

Аллен начинает курс психоанализа.

Двадцатипятилетний Аллен зарабатывает 1700 долларов в неделю в качестве штатного сценариста «Шоу Гарри Мура».

20 апреля.Дебют Вуди Аллена на Бродвее. Премьера его программы «От А до Я» состоялась в театре «Плимут». Программа включала в себя пародию «Психологическая война», а также пародию на Граучо Маркса (обе были опробованы еще во время работы в Кэмп-Тамимент).

Октябрь.Аллену удается представить свою программу в клубе «Голубой ангел». Роллинз и Джоффе устраивают Аллену контракт с клубом «Дуплекс», располагавшемся в Гринвич-Виллидж, где он показывает окончательную версию программы. На втором этаже этого клуба Аллен дает по два представления за вечер, работая шесть дней в неделю. Аллен знакомится с Луиз Лассер.

Июнь.Дик Каветт смотрит представление Аллена в клубе «Биттер-Энд».

Аллена приглашают выступить в «Шоу Эда Салливана». Аллен начинает работать сценаристом в шоу Дика Каветта «Тунайт» под руководством Джека Паара. Аллен и Харлин получают развод.

В качестве гостя Аллена несколько раз приглашают в телепрограмму «Кэндид камера»

[57]

Март.Аллен выступает со своей программой в чикагском клубе «Мистер Келлиз». Его выступление снимают на пленку.

Апрель.На своих выступлениях Аллен зарабатывает от 4 до 5 тысяч долларов в неделю.

Июль . В течение недели Аллен ведет шоу «Тунайт» вместо Джонни Карсона.

Июль.Звукозаписывающая компания «Колпикс» выпускает первый альбом Вуди Аллена, который так и называется — «Вуди Аллен». Альбом выдвигается на премию «Грэмми», но победителем этого года оказывается альбом Билла Косби «I Started Out as a Child».

Июнь.Компания «Феймос артистз» выпускает на экраны картину Клайва Доннера «Что нового, киска?» по сценарию Вуди Аллена.

Осень.Компания «Колпикс» выпускает альбом «Вуди Аллен, том 2».

[58]

20 января.В «Нью-Йоркере» опубликован рассказ Вуди Аллена «Дело Госсаджа—Вардебедяна».

2 февраля . Аллен заключает брак с Луиз Лассер. В ту же ночь, во время страшного снегопада, он дает два представления в королевском номере отеля «Америка».

[59]

Весна . Аллен завершает работу над пьесой «Не пей воды».

Сентябрь.Компания «Америкэн интернешнл пикчерз» выпускает на экраны картину «Как дела, Тигровая Лилия?» — английский вариант фильма «Kagi No Kagi» (Япония, 1964). Аллен с соавторами создали оригинальный сценарий и дублировали японскую картину.

17 ноября.На Бродвее состоялась премьера спектакля «Не пей воды».

Вуди выступает в качестве приглашенного ведущего в телепрограмме «Ипподром».

Апрель . «Коламбиа пикчерз» выпускает на экраны картину «Казино „Рояль"».

17 июня . Аллен начинает съемки первого собственного фильма «Хватай деньги и беги». Первые сцены фильма снимаются в тюрьме Сан-Квентин в Сан-Франциско.

Август.Аллен дает серию представлений в клубе «Юджин», занимавшемся сбором средств для президентской кампании Юджина Маккарти.

Выступление Вуди Аллена записывается на пленку и выходит под маркой «Капитал рекордз» как «Третий альбом Вуди Аллена».

12 февраля.Состоялась премьера пьесы Аллена «Сыграй это снова, Сэм» в театре «Бродхерст».

19 августа«Паломар пикчерз» выпускает на экраны ленту «Хватай деньги и беги».

Аллен и Луиз Лассер получают развод.

Аллен покупает двухуровневую квартиру на углу Пятой авеню и Сентрал-Парк-Ист.

Весна.Аллен пишет сценарий «Дитя джаза», показывает его на студии «Юнайтед артистз», но не получает одобрения. Аллен ведет образовательную программу для детей «Хот-дог», которая выходит в эфир утром по субботам.

В сопровождении Дайан Китон Аллен посещает фестиваль «Джаз и наследие» в Новом Орлеане и принимает участие в джем-сейшне во французском квартале. Аллен будет вспоминать эту поездку как одно из самых ярких впечатлений своей жизни.

Аллен и его «New Orleans Funeral and Ragtime Orchestra» начинают играть по понедельникам в нью-йоркском клубе-пивной «У Майкла».

В издательстве «Рэндом хауз» выходит сборник рассказов Аллена «Сводя счеты».

Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Бананы».

5 мая.Кинокомпания «Парамаунт» выпускает фильм «Сыграй это снова, Сэм».

Август.«Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Все, что вы всегда хотели знать о сексе…». В завершение шестинедельного турне по стране Аллен две недели подряд выступает в «Сизар-палас» в Лас-Вегасе. Его двухнедельный гонорар составил 85 тысяч долларов. Октябрь. Аллен пишет пьесу «Смерть».

18 декабря.Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Спящий».

Январь.Аллен начинает работу над детективным сценарием, который позднее ляжет в основу его ленты «Загадочное убийство в Манхэттене».

11 июня.Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Любовь и смерть».

Пьесы Аллена «Смерть» и «Бог» выходят в издательстве «Самуэль Френч».

В издательстве «Рэндом хауз» выходит сборник рассказов Аллена «Без перьев».

Компания «Юнайтед артистз» выпускает в свет записи представлений Вуди Аллена «Клубный период, 1964–1968» — двойной альбом, составленный из материалов, выходивших на дисках «Вуди Аллен», «Вуди Аллен, том 2» и «Третий альбом Вуди Аллена».

[60]

В 180 газетах в 60 странах мира начинает выходить серия комиксов «Внутри Вуди Аллена» (художник Стюарт Хэмпл, автор шуток Вуди Аллен). Комиксы печатались в течение восьми лет, до 1984 г.

10 мая.Начинаются съемки картины «Энни Холл» и сотрудничество Вуди Аллена с кинооператором Гордоном Уиллисом. Сентябрь. «Коламбиа пикчерз» выпускает на экраны картину «Фронт» режиссера Мартина Ритта.

21 апреля.Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Энни Холл».

Кинокомпания «Кино для гуманитарных наук» (Films for the Humanities Inc.) выпускает тридцатиминутный документальный фильм «Вуди Аллен: американская комедия» (автор сценария и режиссер Говард Мантел).

Понедельник, 27 марта.За фильм «Энни Холл» Аллен получает сразу два «Оскара»: за лучшую режиссуру и за лучший оригинальный сценарий (с Маршаллом Брикманом). За роль в том же фильме Дайан Китон получает «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль».

В этот исторический вечер Аллен (кларнет) играет со своим оркестром все в той же пивной «У Майкла» в восточной части Манхэттена. По слухам, он говорил, что не мог обидеть ребят. 2 августа. Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны картину «Интерьеры».

25 апреля . Выходит на экраны картина «Манхэттен». Осень. Аллен знакомится с Миа Фэрроу.

27 апреля.Аллен и Миа Фэрроу обедают в ресторане «Лютее», после чего начинается их долгий роман. В издательстве «Рэндом хауз» выходит сборник рассказов «Побочные эффекты».

Сентябрь.Кинокомпания «Юнайтед артистз» выпускает на экраны фильм «Воспоминания о звездной пыли». Аллен уходит из кинокомпании «Юнайтед артистз» и подписывает договор с «Орион пикчерз». С этой компанией он будет работать вплоть до 1991 г.

27 апреля.Премьера пьесы Аллена «Парящая лампочка» в нью-йоркском театре Вивьен Бомон.

Июль.Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Сексуальная комедия в летнюю ночь».

[61]

Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Зелиг».

[62]

Январь.Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Дэнни Роуз с Бродвея».

Март.Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Пурпурная роза Каира».

Аллен и Миа Фэрроу удочеряют новорожденную девочку из Техаса. Ей дают имя Дилан О'Салливан Фэрроу.

5 ноября . Аллен начинает съемки фильма «Дни радио» в Нью-Йорке и окрестностях.

Февраль . Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Ханна и ее сестры».

Февраль.В знак протеста против политики апартеида Аллен запрещает показ своих фильмов в ЮАР.

30 января . Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Дни радио».

Декабрь.«Орион пикчерз» выпускает на экраны «Сентябрь». Аллен избран одним из десяти почетных членов Американской киноакадемии и Института искусств и литературы. Он приходит на смену Орсону Уэллсу.

Пятидесятидвухлетний Аллен впервые становится отцом: у Вуди и Миа Фэрроу рождается сын Сэтчел О'Салливан Фэрроу. «Ханна и ее сестры» номинируется на семь «Оскаров». Вуди Аллен получает награду за лучший оригинальный сценарий.

Лето.Вуди пишет наброски сценария «Преступлений и проступков» во время своего путешествия по Швеции, Дании и Италии.

Октябрь . В США выходит на экраны картина «Другая женщина».

Март.Кинокомпания «Тачстоун пикчерз» выпускает на экраны сборник коротких фильмов «Нью-йоркские истории». Октябрь. «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Преступления и проступки».

Май . Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Сидни Поллак дают пресс-конференцию в агентстве «Криэйтив артистз» (Беверли-Хиллз, Калифорния). Они объявляют об основании кинофонда, призванного сохранять наследие американского кинематографа. Вуди Аллен, Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола и Роберт Редфорд были названы в числе других выдающихся членов организации.

Декабрь.Кинокомпания «Орион пикчерз» выпускает на экраны картину «Алиса».

«Тачстоун пикчерз» выпускает на экраны фильм Пола Мазурски «Сцены в магазине» (в главных ролях — Вуди Аллен и Бетт Мидлер).

Июль.Аллен отправляется в Италию на съемки телевизионной рекламы «COOP», крупнейшей в Италии сети продовольственных магазинов. Его гонорар составил 2 миллиона долларов.

12 февраля.В Париже состоялась мировая премьера фильма «Тени и туман».

13 августа . Аллен и Миа Фэрроу начинают судебное разбирательство, оспаривая друг у друга право опеки над детьми Мозесом Амадеусом Фэрроу (14 лет), Дилан О'Салливан Фэрроу (7 лет) и Сэтчелом О'Салливан Фэрроу (4,5 года).

Сентябрь.Аллен начинает съемки «Загадочного убийства в Манхэттене», второго фильма, который он делает для компании «Трай Стар».

18 сентября.В США на экраны выходит картина «Мужья и жены» — первый фильм, созданный Алленом в сотрудничестве с кинокомпанией «Трай Стар».

11 мая . Компания «МГМ/Мюзикмастерз» выпускает компакт-диск «Проект Банк» с композициями в исполнении Эдди Дэвиса и Нью-Йоркского джазового ансамбля. На этой записи Вуди Аллен играет на кларнете.

Август.В США на экраны выходит лента «Загадочное убийство в Манхэттене».

27 сентября.В Нью-Йорке начинаются съемки картины «Пули над Бродвеем»: это первый фильм, который Аллен снимает для кинокомпании своего друга Жана Думаняна «Свитленд филмз».

4 апреля . Аллен начинает съемки телефильма «Не пей воды» по собственной пьесе 1966 г.

3 октября.Начало съемок «Великой Афродиты».

Октябрь . В США на экраны выходит картина «Пули над Бродвеем».

18 декабря.Трансляция фильма «Не пей воды» на канале Эй-би-си.

6 марта.Премьера одноактной пьесы Аллена «Сентрал-Парк-Уэст» в нью-йоркском театре «Верайэти артс». Пьеса является частью трилогии «Назло смерти», куда вошли также пьесы «Интервью» Дэвида Мамета и «Горячая линия» Элейн Мэй. Спектакль сыграли 343 раза.

11 сентября . В Венеции начинаются съемки картины «Все говорят, что я люблю тебя» — после того, как на Венецианском кинофестивале Аллен получает почетного «Золотого льва» — «за вклад в киноискусство».

3 ноября . В США на экраны выходит «Великая Афродита».

Весна.Аллен и его джазовый оркестр совершают концертное турне по Европе.

Апрель.Комедия Нила Саймона «Солнечные мальчики» транслируется по американскому телеканалу «Холлмарк энтертейнмент».

Сентябрь . Начинаются съемки фильма «Разбирая Гарри».

6 декабря . В США на экраны выходит картина «Все говорят, что я люблю тебя».

Август.В Нью-Йорке начинаются съемки фильма «Знаменитость».

12 декабря . В США выходит на экраны картина «Разбирая Гарри».

22 декабря.Аллен и Сун-И Превен сочетаются браком в венецианском Палаццо Кавалли. Церемонию проводит мэр Венеции Массимо Каччари.

17 апреля.В США выходит на экраны документальный фильм Барбары Коппл «Блюз дикаря».

Лето.Аллен прекращает свое долгое сотрудничество с агентом Сэмом Коэном из компании Ай-си-эм и подписывает контракт с агентством Уильяма Морриса.

2 октября . В США выходит на экраны анимационный фильм «Муравей Антц». Вуди Аллен озвучивает муравья Z-4195.

20 ноября . В США выходит на экраны «Знаменитость».

Весна.Аллен и Сун-И Превен удочеряют девочку Беше Думейн, которую они называют в честь кларнетиста Сидни Беше.

3 декабря . В США выходит на экраны картина «Сладкий и гадкий».

Февраль.Аллен и Сун-И Превен удочеряют вторую девочку. Ей дают имя Мэнзи Тио в честь барабанщика из ансамбля Сидни Беше Мэнзи Джонсона.

19 мая.В США выходит на экраны картина «Мелкие мошенники».

26 мая.На американском телевидении состоялась премьера фильма Альфонсо Арау «По кусочкам».

Аллен покупает дом в манхэттенском Ист-Сайде и переезжает из пентхауса, в котором жил с 1970 г.

11 мая.Становится известно, что Аллен подал иск против своего друга Жана Думаняна, его партнера Джеки Сафру и компания «Свитленд филмз». Аллен заявляет, что Думанян скрывал от него часть доходов, полученных от восьми фильмов, снятых Алленом в сотрудничестве с компанией в 1990-е г.

5 августа.В США выходит на экраны фильм «Проклятие нефритового скорпиона», первая картина Аллена, дистрибьютором которой выступила компания «Дримворкс».

20 октября.Короткометражный фильм Аллена «Звуки любимого города», посвященный Нью-Йорку, транслируется по американскому телевидению в связи с концертом в пользу Нью-Йорка, сборы от которого пошли в Фонд помощи жертвам террористических атак 11 сентября.

24 марта . Аллен впервые появляется на церемонии Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе, чтобы представить фильм-коллаж Норы Эфрон «Подношение Нью-Йорку».

3 мая . В США выходит на экраны картина «Голливудский финал».

15 мая.Аллен впервые появляется на Каннском кинофестивале, который открывается его фильмом «Голливудский финал». На фестивале Аллен получает почетную, по совокупности заслуг, награду «Пальмовая ветвь пальмовых ветвей», ранее присуждавшуюся только Бергману.

4 июня.В испанском городе Овьедо Аллену присуждают премию принца Астурийского («испанская Нобелевка»).

Июнь . Начинаются съемки картины «Кое-что еще».

Июнь . После девятидневного заседания суда присяжных Ален и Жан Думанян приходят к соглашению.

Январь.Мэрия Овьедо принимает решение установить Аллену бронзовый памятник. В натуральную величину.

27 августа.Премьера картины «Кое-что еще» на Венецианском кинофестивале. Через три недели фильм выходит на экраны в США.

Осень.Начинаются съемки картины «Мелинда и Мелинда».

[63]

17 сентября . Премьера картины «Мелинда и Мелинда» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, Испания.

28 января . Американская премьера «Мелинды и Мелинды» на кинофестивале в Санта-Барбаре.

18 марта . «Мелинда и Мелинда» выходит на экраны в США.

12 мая . Премьера картины «Матч-пойнт» на Каннском кинофестивале.

2 ноября . Американская премьера «Матч-пойнта» на кинофестивале в Саванне.

20 января.«Матч-пойнт» выходит на экраны в США. Это первый фильм Аллена со времен «Ханны и ее сестер», который принес доход в американском прокате.

28 июля . В США выходит на экраны картина «Сенсация».

14 июня . Аллен получает почетную степень в университете Помпеу-Фабра, Барселона.

18 июня.«Секретная премьера» картины «Мечта Кассандры» в мэрии североиспанского города Авилес. Затем Аллен уезжает в соседний город Овьедо, где начинает съемки фильма «Викки, Кристина, Барселона».

[64]

2 сентября.Официальная премьера «Мечты Кассандры» на Венецианском кинофестивале.

8 октября . Американская премьера «Мечты Кассандры» на кинофестивале в Милл-Вэлли.

[65]

18 января . «Мечта Кассандры» выходит на экраны в США.

5 сентября . На эту дату назначен выход на экраны в США картины «Викки, Кристина, Барселона».

Комментарии

«Подорожные» фильмы — серия любовно-приключенческих музыкальных комедий с участием Боба Хоупа, Бинга Кросби и Дороти Ламур. В каждом из семи фильмов («По дороге в Сингапур», 1940, «По дороге в Занзибар», 1941, «По дороге в Марокко», 1942, «По Дороге в Утопию», 1946, «По дороге в Рио», 1946, «По дороге на Бали», 1952, и «По дороге в Сингапур», 1962) сюжет ограничивается тем, что герои едут в направлении, указанном в названии фильма, и по дороге разговаривают. Кросби исполняет свои песни, Боб Хоуп выступает в разговорном жанре, Ламур привносит во все это любовный элемент. В оригинале Аллен называет эти комедии «роуд-фильмами», но, чтобы избежать путаницы и устранить аллюзию на роуд-мувиз как позднейший жанр (с которым данные семь комедий не имеют ничего общего), мы обозначили эти фильмы как «подорожные». Строго говоря, по-русски устоялись названия «Дорога в Сингапур» и т. д.

The Big Sleep (1946) — фильм Говарда Хоукса по роману Раймонда Чандлера с участием Хамфри Богарта и Лорен Бэколл. Фильм особенно знаменит своим запутанным сюжетом. Рассказывают, что в процессе съемок режиссер и сценаристы (одним из которых был Уильям Фолкнер) зашли в тупик, потому что никак не могли реконструировать, что произошло с одним из героев: был он убит или покончил с собой. Они отправили телеграмму с этим вопросом Чандлеру, который тоже не смог помочь, потому что не помнил этого момента в собственном романе.

Emil Jannings (1884–1950) — немецкий актер, первый лауреат премии «Оскар» за лучшую актерскую работу (в 1928 г. он получил «Оскар» за свои роли в фильме Виктора Флеминга «Путь всякой плоти» и картине Йозефа фон Штернберга «Последний приказ». Лучшими актерскими работами Эмиля Яннингса принято считать роль швейцара в картине «Последний человек» (1925) и роль профессора Унрата в классической ленте «Голубой ангел» (1930).

Уилли Ломан — главный герой пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера» (1949), неудачник, жертва американской мечты, на реализацию которой он положил собственную жизнь и жизнь двух своих сыновей. Уже в 1949 г. пьеса получила сразу три высшие награды: Пулитцеровскую премию, бродвейскую награду «Тони» за лучшую пьесу и награду нью-йоркских театральных критиков. В оригинальной постановке роль Ломана исполнял Ли Джей Кобб, в позднейших экранизациях над ней работали упомянутый выше Фредрик Марч (фильм Ласло Бенедека, 1951). и Дастин Хоффман (телевизионная версия 1985 г., режиссер Фолькер Шлендорф).

Хэкмен играет отвергнутого любовника — писателя Ларри Льюиса.

Термин отсылает к стихотворению Перси Биши Шелли «Озимандия» (1817):

Я встретил путника; он шел из стран далеких

И мне сказал: вдали, где вечность сторожит

Пустыни тишину, среди песков глубоких

Обломок статуи распавшейся лежит.

Из полустертых черт сквозит надменный пламень —

Желанье заставлять весь мир себе служить;

Ваятель опытный вложил в бездушный камень

Те страсти, что могли столетья пережить.

И сохранил слова обломок изваянья:

«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!

Взгляните на мои великие деянья,

Владыки всех времен, всех стран и всех морей!»

Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…

Пустыня мертвая… И небеса над ней…

(Перевод К. Бальмонта)

По общему мнению, «Озимандия» — одно из имен египетского фараона Рамзеса II. Сонет Шелли содержит парафразу надписи на пьедестале статуи, которая приводится у греческого историка Диодора Сицилийского (I в. до н. э.).

Эрнст Беккер (1925–1974) — культурный антрополог и теоретик, наибольшую известность которому принесла опубликованная в 1973 г. работа «Отрицание смерти». В 1974 г., через два месяца после смерти автора, книга была награждена Пулитцеровской премией в номинации «нон-фикшн». В своих рассуждениях Беккер во многом основывается на работах Кьеркегора, Фрейда и Отто Ранка.

Во время Вьетнамской войны, 16 марта 1968 г., в ходе зачистки местности от возможных партизанских отрядов подразделение американской армии уничтожило около 500 мирных жителей деревенской общины Сонгми в Южном Вьетнаме. Один из участников расправы, лейтенант Колли, был приговорен в 1971 г. к пожизненному заключению, но двумя днями позже освобожден по распоряжению президента США Ричарда Никсона.

Авторство этого сленгового выражения приписывают известному журналисту и карикатуристу Томасу Доргану (1877–1929). Дорган работал в «Нью-Йорк джорнал», где публиковал спортивные обзоры и репортажи, снабжая их собственными иллюстрациями. Страстью Доргана было сленговое словотворчество; многие изобретенные им выражения не вышли из употребления и по сей день (например, hard-boiled — букв, «сваренный вкрутую» — в значении «крутой» при характеристике человека). В двадцатые годы выражение «кошкина пижама» и само по себе вызывало в народе словотворческий энтузиазм, о чем свидетельствует масса синонимов, созданных в те годы по его образцу: bee's knees («пчелкины коленки»), cat's whiskers («кошачьи усики»), snake's hip («змеиное бедро») и т. п. — вплоть до такого совсем уж экзотического выражения, как elephant's instep («подъем слоновьей стопы»).

Хелен Кейн (1903–1966) — обязана своей известностью песне «I Wanna Be Loved by You», в которой и прозвучало ее знаменитое «бу-бупи-ду» (современной аудитории эта песня знакома скорее по фильму Билли Уайлдера «В джазе только девушки», где она звучит в исполнении Мерилин Монро). В 1930 г. продюсер Макс Флейшер начал выпуск серии мультфильмов о Бетти Буп. Прообразом этого персонажа послужила как раз Хелен Кейн. Мэй Куэстел озвучивала Бетти Буп с 1931 г. и до окончания проекта.

Рестораны-автоматы — фастфуд-рестораны, в которых еда продается в автоматах. В США первый такой ресторан был открыт фирмой «Нот & Hardart» в 1902 г. в Филадельфии. В 1912 г. фирма пришла на нью-йоркский рынок и впоследствии образовала наиболее крупную в стране сеть. Первоначально автоматы принимали только монеты, поэтому в центре ресторана всегда располагалась касса, в которой разменивали купюры. Еда в автоматы загружалась прямо с кухни. В отличие от современных фастфудов, в старых ресторанах-автоматах еда подавалась в обычной фарфоровой посуде, напитки разливали в стаканы. Большинство заведений этого формата прекратили свое существование в 60—70-е годы в связи с инфляцией: монеты обесценились, а принимающие банкноты автоматы тогда еще не производились. В 2006 г. в Нью-Йорке вновь открылся ресторан-автомат «Нью-Йорк-Сити», но в данном случае расчет делался уже на воссоздание атмосферы ушедшего двадцатого века и ностальгические сантименты публики.

В 1938 г. Орсон Уэллс осуществил на канале Си-би-эс радиопостановку по роману Герберта Уэллса, сделав пародию на радиорепортаж с места событий. Действие было перенесено в «настоящий момент», в 30 октября 1938 г. (канун Дня Всех Святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих) в штат Нью-Джерси. Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, один миллион поверил в реальность происходящего. Возникла массовая паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после якобы призыва якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами, американцы устремились как можно дальше от Нью-Джерси, а моторизованная полиция, напротив, была направлена в Нью-Джерси. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали властям о якобы увиденных марсианских кораблях. На флоте были отменены увольнения на берег. Властям потребовалось шесть недель на то, чтобы убедить население, что нападения не происходило. Орсон Уэллс был уволен.

Лана Тернер (1921–1995) — одна из самых гламурных и чувственных звезд старого Голливуда. В Штатах особую известность ей принесла роль в фильме «Почтальон всегда звонит дважды» (1946). Российскому зрителю должна быть знакома ее роль в картине Виктора Флеминга «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941). Личная жизнь актрисы была не менее бурной, чем экранная жизнь ее героинь: при восьми браках у Тернер было семь мужей (за отцом своей дочери, Джозефом Крейном, Тернер была замужем дважды). Внебрачные связи не считала, похоже, даже сама Тернер: в ответ на расспросы журналистов она любила повторять одну и ту же фразу: «Мне нравились мальчики, я нравилась мальчикам». Одному из таких «мальчиков», мафиозо Джонни Стомпанато, не повезло: во время очередной ссоры его убила четырнадцатилетняя дочь Тернер, Черил Крейн. Событие имело огромный резонанс. Многие полагали, что убийство совершила сама Тернер, а ее малолетняя дочь приняла вину на себя, чтобы освободить мать от возможной ответственности. В результате девочка не понесла уголовного наказания, поскольку суд признал, что убийство было совершено в порядке самозащиты.

Эллиот прочитал стишок из сборника «Сказки матушки Гусыни». Русскому читателю известен вольный перевод С.Я.Маршака. В оригинале стишок имеет более сложную фонетику:

Hickory Dickory Dock

The mouse ran up the clock

The clock struck one

The mouse ran down

Hickory Dickory Dock.

«За жалюзи» (Bakom jalusin, 1984) — четвертый художественный фильм Стига Бьоркмана, в котором рассказывается о преуспевающем писателе (Эрланд Юсефсон), убегающем от своих семейных проблем и жизненной рутины в Северную Африку, где он надеется найти материал для нового романа. Бьоркман (р. 1938), архитектор по образованию, вступил в сферу кинематографа сначала как кинокритик и киновед, а затем как режиссер и сценарист художественных и документальных фильмов.

В названии обыгрывается последняя реплика рассказчика в фильме «Энни Холл»: «Было уже довольно поздно, и нам обоим пора было идти, но я был счастлив, что повидался с Энни. Я с новой силой почувствовал, какая она замечательная и каким счастьем было просто ее знать. Мне вспомнился старый анекдот. Человек приходит к психиатру и жалуется: „Доктор, мой брат сошел с ума: ему кажется, что он курица". И доктор спрашивает: „Почему бы вам не отправить его в психушку?" — „Я бы отправил, но мне нужны яйца". Примерно так и я представляю себе отношения с женщинами: они абсолютно иррациональны, ненормальны, абсурдны, но мы не в силах от них отказаться, потому что чаще всего… нам нужны яйца».

Примо Леей (1919–1987) — итальянский писатель еврейского происхождения, узник Освенцима. Наибольшую известность приобрели его мемуары «Человек ли это?», основанные на лагерном опыте. Книга была впервые опубликована в Италии в 1947 г. и к настоящему моменту переведена на все европейские языки. В дальнейшем Леви стал автором многих книг, его наследие включает в себя рассказы, эссе, романы и поэтические сборники. Всю жизнь Примо Леви вел активную деятельность, направленную против забвения холокоста, посещал собрания узников лагерей, выступал в школах и общественных собраниях. Отдельная загадка связана с обстоятельствами его смерти. Леви упал с верхней площадки внутренней лестницы, связывавшей три уровня его квартиры. Полиция (и вслед за ней большинство биографов) расценили это происшествие как самоубийство. Однако целый ряд исследователей ставят этот факт под сомнение: Леви не оставил предсмертной записки, ничто в его жизни не предвещало близкой катастрофы. В момент предполагаемого самоубийства он находился в процессе написания нового романа, оставшиеся после него документы свидетельствуют, что у него были далеко идущие творческие планы. Загадка его смерти имеет принципиальное значение для оценки его литературного наследия, проникнутого утверждением человеческой жизни перед лицом машины государственного уничтожения. Если бы самоубийство было доказано, его следовало бы воспринимать как печальное авторское «нет» всему написанному ранее.

«Because I could not stop for Death —

He kindly stopped for me —

The Carriage held but just Ourselves —

Наши рекомендации