Сергей Эйзенштейн. Монтаж (1938)
Сергей Эйзенштейн. Монтаж (1938)
---------------------------------------------------------------
Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968
OCR: Владимир Янин
---------------------------------------------------------------
Был период в нашем вино, когда монтаж провозглашался "всем". Сейчас на
исходе период, когда монтаж считается "ничем". И, не полагая монтаж ни
"ничем", ни "всем", мы считаем нужным сейчас помнить, что монтаж является
Определенном строе монтажа вызывает к жизни, заставляет возникнуть в
восприятии то общее, что породило каждое отдельное и связывает их между
собой в целое, а именно -- в тот обобщенный образ, в котором автор, а за ним
Прообразом того, чем оказывается в искусстве метод создания художественных
Образов.
Поэтому запомним, что между изображением часа на часах и ощущением
образа этого времени дня протекает длинная цепь нанизываемых изображений
отдельных аспектов, характерных для данного часа. Повторяем, что психический
навык ведет к тому, что эта промежуточная цепь сводится к минимуму, и мы
ощущаем лишь начало и конец процесса.
Но как только нам приходится по какому-либо поводу устанавливать связь
между некоторым изображением я образом" который оно должно вызывать в
сознании и чувствах, мы неизбежно вынуждены прибегнуть к подобной же цепи
промежуточных изображений, собирающихся в образ.
Возьмем сперва вовсе близкий к изложенному пример из бытовой практики.
В Нью-Йорке большинство улиц не имеет названий. Вместо этого они
обозначаются... номерами, "Фифт авеню"--пятый проспект, "Форти секонд стрит"
-- сорок вторая улица и т. п. Для приезжих подобный способ обозначения улиц
на 'первых порах необычайно труден для запоминании. Мы привыкли к названиям
улиц, и это для нас значительно легче, ибо название сразу же родит образ
улицы, то есть при произнесении соответствующего названия возникает вместе с
образом определенный комплекс ощущений.
Мне было очень трудно запомнить образы улиц Нью-Йорка, а следовательно,
и знать эти улицы. Обозначенные нейтральными номерами "сорок вторая" или
"сорок пятая" улицы, они не порождали во мне образов, концентрировавших
ощущение общего облика той или иной улицы. Чтобы помочь этому, приходилось
устанавливать в памяти набор предметов, характерных для той или иной улицы,
набор предметов, возникавших в сознании, ответ на сигнал -- "сорок вторая",
в отличие от сигнала -- "сорок пятая". Набирались в памяти театры, кино,
магазины, характерные дома и т. д. для каждой из улиц, которую следовало
запомнить. Такое запоминание шло отчетливыми этапами. Таких этапов можно
отметить два: в первом из них на словесное обозначение "Форти секонд стрит"
(сорок вторая улица) память с большим затруднением ответно перечисляла всю
цепь элементов, характерных для этой улицы, но настоящего ощущения этой
улицы еще не получалось, потому что отдельные элементы еще не сложились в
единый образ. И только на втором этапе все эти элементы стали сплавляться в
единый, возникающий образ: при назывании "номера" улицы также вставал целый
рой отдельных ее элементов, но не как цепь, а как нечто единое -- как
цельный облик улицы, как цельный ее образ.
Только с этого момента можно было говорить о том, что улица
по-настоящему запомнилась. Образ этой улицы начинал возникать и жить в
сознании и ощущениях совершенно так же, как в ходе художественного
произведения из его элементов постепенно складывается единый, незабываемый,
целостный его образ.
Этот образ входит в сознание и ощущение, и через совокупность каждая
деталь сохраняется в "нем в ощущениях и памяти неотрывно от целого. Это
может быть звуковой образ -- некая ритмическая и мелодическая звукокартина,
или это может быть пластический образ, куда изобразительно вошли отдельные
элементы запоминаемого ряда.
Тем или иным путем ряд представлений укладывается в восприятие, в
сознание, в целостный образ, в который складываются отдельные элементы.
Преследует задачу не только перечислить детали, но и начертить траекторию
будущего движения по поверхности холста. Мы видим здесь блестящий пример
Того, что в кажущемся
статическом одновременном "соприсутствии" деталей неподвижной картины
Применен совершенно тот же монтажный отбор, та же строгая последовательность
Автором.
Образа актером.
Самим актером.
Сергей Эйзенштейн. Монтаж (1938)
---------------------------------------------------------------
Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968
OCR: Владимир Янин
---------------------------------------------------------------
Был период в нашем вино, когда монтаж провозглашался "всем". Сейчас на
исходе период, когда монтаж считается "ничем". И, не полагая монтаж ни
"ничем", ни "всем", мы считаем нужным сейчас помнить, что монтаж является