Как немецкое кино потрясало мир
Берлин периода Веймарской республики был творческой лабораторией мирового кино. И флюиды не испарились бесследно. Без Берлина не было бы Голливуда.
Какое отношение имеет к Веймару фильм американского режиссера Джона Форда о забастовке горняков, снятый в 1941 году? И почему на Берлинале показывают шедевр Билли Уайлдера "В джазе только девушки", причем в ретроспективе под названием "Weimar Touch", что в переводе означает "прикосновение Веймара"?
Ответ прост. Посвященная истории кино ретроспектива международного берлинского кинофестиваля, которая представляет публике работы классиков мирового кинематографа или фильмы, снятые в определенную эпоху, всегда стремится показать исторические и художественные взаимосвязи и провести параллели. Как говорится в уставе музея "Немецкая кинематека", который курирует историческую ретроспективу на Берлинале, программа эта "возвращает на киноэкран фильмы со всего мира, отреставрированные или заново скопированные".
Нестабильная демократия - триумфы искусства
На этот раз ретроспектива называется "Веймарское прикосновение" и охватывает эпоху с 1918 по 1933 годы. Для искусства в Германии это время было весьма благодатным. И в особенности для кино. Из пояснения к названию ретроспективы - "всемирное влияние веймарского кинематографа после 1933 года" - становится ясна концепция кураторов: показать, насколько сильно повлияло немецкое кино 1920-х годов на последующие поколения кинематографистов, прежде всего в Голливуде. Веймарское кино продолжало жить не только в фильмах немецких мигрантов на американской "фабрике грез", но и в фильмах таких режиссеров, как Джон Форд.
Драму "Как зелена была моя долина" ("How Green Was Ma Valley") Джон Форд снял в 1941 году, когда в Европе шла Вторая мировая война. Фильм повествует о жизни семьи Морган в угольном бассейне Южного Уэльса в начале XX века, о ее повседневных проблемах и романтических отношениях на фоне социального напряжения в среде рабочих.
Почему шедевр Форда, удостоенный пяти "Оскаров", идет в ретроспективе "Веймарское прикосновение", объясняется специфической эстетикой фильма. "Постановка света в стиле Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau) была для многих режиссеров американской киностудии Fox, на которой по договору работал с 1926 по 1929 годы Мурнау, была примером для подражания, в том числе для Джона Форда", - поясняет директор "Немецкой кинематеки" Райнер Ротер (Rainer Rother).
По зову Голливуда
Мурнау был одним из известнейших немецких кинорежиссеров, работавших в Германии во времена Веймарской республики, и довольно рано, еще до прихода к власти нацистов, перебрался за океан. Но уже вскоре после его отъезда в Голливуд, где светило неизменно теплое калифорнийское солнце, где талантливых кинематографистов ожидали деньги и слава, причины для отъезда из Германии резко изменились.
Национал-социалисты не случайно выбрали именно такой популярный вид искусства, как кинематограф, одним из главных рупоров своей пропаганды. "Мы и не подумаем даже в самой малой мере терпеть возвращение, скрытое или явное, в кино тех идей, которые были выкорчеваны нами с корнями в новой Германии", - провозглашал министр пропаганды "третьего рейха" Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) в марте 1933 года. Его слова были услышаны. Около 2000 немцев, не имевших "чистокровного арийского происхождения", были вынуждены бежать из Германии, в их числе были режиссеры, сценаристы, операторы, актеры, композиторы, художники-постановщики, звукорежиссеры.