Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации
Скачать слайды в высоком разрешении
Доклад участника проекта “Научи хорошему”, зачитанный на межрегиональной научно-практической конференции “Защита детей от вредной информации”, прошедшей в Туле 15 октября 2015 года.
Психологически период детства характеризуется как время интенсивного формирования основных структур личности. Формирование личности ребёнка происходит путём взаимодействия со средой развития. Мощнейшим фактором этой среды остаётся близкое окружение (семья) и информационное пространство, в которое включён растущий ребёнок.
Период раннего и дошкольного детства характеризуются такими важными особенностями восприятия и переработки информации, как: низкий порог критического мышления, познание и научение через отождествление себя со значимыми объектами, Я-центричность в объяснении причинно-следственных связей между событиями и явлениями жизни.
Согласно исследованиям Ж.Пиаже, критическое мышление начинает формироваться к 7-8 годам с постепенным вытеснением эгоцентричной системы мировосприятия ребёнком. Основной чертой мышления дошкольника является способность держать в фокусе внимания только один наиболее значимый и заметный признак или свойство предмета (или ситуации), мышление находится на дологическом уровне, вследствие чего ребенок ограничен рамками непосредственной значимой видимости вещей. Также Ж.Пиаже указывает на эгоцентризм детской мысли, который заключается в неспособности различать личное, субъективное и объективное знание о предметах и событиях действительности.
Вследствие этого ребёнку свойственна неспособность устанавливать сложные причинно-следственные связи, непосредственность объяснения действительности («солнце не падает, потому что держится руками за небо» – перенесение своего субъективного опыта на незнакомый объект). Таким образом, до 7-8 лет ребенок неспособен четко различать внешний мир от собственного «Я». Ребенок видит только то, что знает и воспринимает мир таким, каким он предварительно построил его в своей мысли (сопереживает героям мультика и их ситуациям так же, как сопереживал бы, например, родственникам в реальной ситуации).
Окончательное становление способности к критическому осмыслению информации появляется у человека к 18-21 годам, и границы этого возраста будут существенно разниться в зависимости от индивидуально-типологических черт конкретной личности.
Информационная среда, окружающая формирующуюся личность и воздействующая на неё, содержит большое количество как явных, так и неявных моделей поведения, предлагаемых ребёнку для усвоения.
Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального научения. Согласно теории и данным эксперимента Бандуры, дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели, в качестве которой выступает значимый объект. Одно из проявлений имитации – идентификация – процесс, в котором личность как бы заимствует мысли, чувства наблюдаемой им модели. Было установлено, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания: людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.
Таким образом, герои мультфильмов, фильмов, книг, телепередач, журналов, игр и т.д. могут стать для ребёнка носителями «научающих» моделей поведения, моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на запомнившегося персонажа.
Психолого-педагогический анализ многих информационных продуктов для детей, которые сегодня пользуются популярностью в том числе среди родителей, показывает, что далеко не все из них можно считать полезными для развивающейся психики ребёнка, а некоторые – даже откровенно деструктивными. С учётом того, что именно семья, родители – это базовое ядро среды развития ребёнка, со всей очевидностью предстаёт факт, что защита ребёнка от вредной информации в самом непосредственном приближении может и должна осуществляться именно родителями.
Здесь большое значение приобретает личность самого родителя, которая
должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. Крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что всё-таки в конечном итоге наших детей воспитывают не столько мультики, детский сад, школа, друзья или улица – их воспитывает наш родительский нравственный пример. Это серьёзный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителя принять на себя ответственность за результаты воспитания своего ребёнка, и готовности осознанно включаться в непростую работу по формированию у него здоровой системы жизненных ценностей.
При этом на текущий момент социальная ситуация отражает существенное снижение способности самих родителей объективно оценивать содержание и смыслы многих информационных продуктов. Многие из родителей не располагают способностью различать деструктивные информационные посылы в фильмах, передачах, играх. В этих условиях остро встаёт вопрос планомерного формирования так называемой родительской компетентности в защите детей от вредной информации, то есть – о методах обучающе-просветительской работы с родителями для выработки у них способности объективного анализа того или иного информационного продукта с позиции «а чему это учит?».
Для достижения цели выработки у родителей компетентности в анализе информационных продуктов проектом «Научи хорошему» разработана методика данного анализа и на системной основе осуществляется объективная оценка содержательно-смысловых посылов различных телепередач, мультфильмов, художественных фильмов, книг и игрушек.
В частности, в помощь родителям предложена классификация признаков вредного мультфильма/фильма, разработанная психологом М.Новицкой. На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет.
Проектом «Научи хорошему» также выработаны рекомендации для родителей по мерам как активной, так и пассивной защиты детей от вредной информации. Пассивный способ защиты направлен на возможное ограждение ребёнка от доступа к деструктивной информации. Активный способ заключается в постепенном формировании родителями у самого ребёнка способности отличать хорошее от плохого и самостоятельно задействовать защитные фильтры восприятия.
Для обучения пассивной стратегии защиты проектом «Научи хорошему» предлагаются конкретные пошаговые инструкции для родителей по обращению с информационным контентом. Для выработки активной стратегии защиты проект регулярно на открытых площадках знакомит свою аудиторию с результатами собственной экспертизы различных информационных продуктов, где наглядно демонстрирует схему и метод данной экспертизы, что в конечном итоге приводит к научению аудитории самостоятельному применению этого метода.
Проект «Научи хорошему» в первую очередь работает на активную защиту, создавая и распространяя материалы, которые помогают сформировать навык анализа информационных продуктов. За 1 год существования проекта результатом этой работы стало более 90 видеороликов, посвящённых анализу мультфильмов, кинофильмов, сериалов, телепередач и др., более 200 авторских статей, более 3 миллионов просмотров на Ютуб, около 80 тысяч постоянных подписчиков в сообществах в социальных сетях. Материалы проекта нацелены в первую очередь на подростковую и взрослую аудиторию. В рамках реализации пассивной стратегии защиты совместно с проектом «Политическая практика» активно ведётся работа на юридическом направлении, выстраивается механизм работы с органами власти, ведётся база рекомендуемых для детей фильмов, мультфильмов, художественной литературы и т.д.