Принцессы и выбор возлюбленного
Но вот, наконец, давайте рассмотрим и самый любопытный момент – выбор «принца». Практически через все истории красной нитью проходит слоган: «В своем кругу выбрать нормального партнера невозможно!» Это всегда должен быть или чужак, или представитель других социальных слоев.
Так Кида, Ариэль, Эсмеральда, Покахонтас, хронически неспособны заинтересоваться кем-то из своего народа: атлантцев, жителей подводного царства, многочисленых парижских цыган, индейцев, как будто там совершенно нет заслуживающих внимания молодых людей. Вместо этого все они выбирают чужаков. Покахонтас отвергает чуть ли не лучшего жениха в своем племени, не только сильного и смелого воина, но и заботливо к ней относящегося, потому что «с таким будет слишком скучно и предсказуемо». В реальный жизни далеко не все межнациональные браки складываются благополучно, а разные люди легко находят общий язык, но девочек сказки учат: не надо смотреть на тех мальчиков, что рядом (одноклассники, соседи, знакомые, коллеги…) – это слишком банально, надо желать кого-то издалека, необычного, неизвестного, непонятного… В результате большинство и множество хороших ребят изначально не имеет шансов у проникнувшейся такими убеждениями девушки, потому что не входят в эту малочисленную категорию.
Марина тоже отказывается от благородного и симпатичного жениха, потому что с ним «спокойно и скучно», а хочется носиться по морям с бродягами. Бэлль свысока смотрит на примитивных жителей своего провинциального городка, и среди них тоже не находится никого, достойного ее внимания, кроме грубияна и наглеца Гастона, которому в его самоуверенности и взаимность-то обхаживаемой девушки до лампочки. Жасмин хронически не везет с принцами – несмотря на многочисленные предложения, все они почему-то оказываются от самовлюбленных придурков, так что она в конце концов обращает внимание на уличного бродяжку. К принцессе Мериде тоже сватаются такие принцы, что только плюнуть и растереть. Анна западает на принца, оказавшегося тем еще мошенником, а счастье обретает с юношей-добытчиком льда.
Принцы Авроры, Золушки, Белоснежки весьма далеки и от крестьянской избушки в лесу, и от грязной кухни, жених Рапунцель – как от уединенного замка, где она выросла, так и от королевского дворца ее родителей, точно то же самое можно сказать и о Шреке с Фионой. Мулан, чтобы встерить Шана, вынуждена взять на себя совершенно необычную, новую и немыслимую в ее окружении для девушки роль. Тиана за своей работой, правда не пытается устроить личную жизнь сама, но все равно ей достается принц совершенно не ее круга.
Как все это понимать? Только одним образом: твой принц – не тот, кто рядом с тобой, а тот, кто подальше и черт знает где. Плюс максимально на тебя непохожий. Насколько это «знание» поможет девушкам обрести счастье в реальной жизни?
Другой посыл: влюбиться и довериться человеку можно практически ничего о нем не зная! И выйти практически за первого встречного, не утруждаясь никаким выбором и сравнениями! Ценный призыв?
Вычитаем незамужних Мериду и Эльзу, из остальных 15ти: Золушка, как и Анна, влюбляется один вечер потанцевав, Аврора – в лесу погуляв и потанцевав, Ариэль, как и Покахонтас – немного издали полюбовавшись (другое дело, что одна готова сразу спасать, рискуя всем, а у второй хватает ума хоть немного держать дистанцию), Белоснежка – послушав обращенную к себе песню, Жасмин – покатавшись вместе (даже при том, что уже видит, что парень мутный и попался ей на вранье), Рапунцель – пусть не влюбившись, но доверив фактически свою безопасность человеку, которого первый раз в жизни увидела… Целых восемь! Половина!
Остальные успевают к своему избраннику более-менее присмотреться и разобраться, чего он стоит. Они вместе с ним путешествуют (Фиона, Марина, Тиана), борются с преступниками или врагами (Эсмеральда, Мулан, Кида), живут, узнавая постепенно его характер (Бэлль). Но все равно, негативный посыл – получается, знаешь ли ты что-то о понравившемся парне, или нет – не имеет значения. Влюбляйся, и да будет вам счастье! Надо ли напоминать, что в реальной жизни очень часто не так? И наоборот, слепота и неосведомленность становятся причинами жесточайших разочарований? Но об этом маленьким девочкам знать не положено. Слишком маленьким, чтобы мудро разбираться в людях, но «достаточно» больших для взрослых отношений…
Итоги
В общем, вреда получается более чем достаточно:
Собственные веские социальные связи отсечены: сирота, полусирота, в сложных отношениях с отнюдь не идеальными родителями, пусть и безвредными, но большинству ничем особо не помогающими. С животными и игрушками, но без старших и ровесников братьев, сестер, друзей, подруг, их помощи, поддержки, защиты, взаимовыручки. Этакие все из себя индивидуалистки, быстро спешащие в объятья к первому встречному, который покажется похожим на принца. Не обращающие внимания на окружающих скучных парней, зато остро нацеливающие нюх на «кого-то особенного», кого ни у каких других девушек нет. Выбирающие себе пару отнюдь не за качества хорошего семьянина (часто даже не выбирающие – хватающие что попало!). Занятость – в основном вещами, не имеющими никакого отношения к современному реальному миру. Внешность, здоровье, настроение – выше всяческих похвал, обрекая на зависть, комплексы и лишение мужского внимания миллионы «некрасивых» девочек-зрительниц, и на гордость и уверенность, что в жизни должно достаться само на золотом блюдечке, тех, кому повезло родиться с «подходящей под стандарты» красотой.
И ещё один малозаметный штрих – практически ни одной девушке не приходится работать над собой, чтобы как-то изменить характер. По сюжету они все и так уже и умные, и добрые. Их недостатки – милы, скорее их можно назвать особенностями, например, наивность Рапунцель, легкую неуклюжесть Мулан, бесстрашное любопытство Ариэль, и т. п. В реальной жизни далеко не все воспитываются и выходят во взрослый мир УЖЕ такими симпатичными. А ведь от характера не в последнюю очередь зависит судьба…
Получается красивого много, а полезного практически ничего.
Шакира Бучанова