Дефицит мужества в мультипликации
Просматривая творчество «Союзмультфильма», можно заметить интересную особенность. Целый ряд мультфильмов этой советской студии был посвящен смелым, порядочным мальчикам или мужчинам, которые что-то исследуют, изучают, кому-то помогают, восстанавливают справедливость или служат другим высоким целям (см. на видео). Смотря на них, удивляешься – насколько эти герои выглядят здоровыми, реалистичными, вдохновляющими! Это настоящие примеры для подражания!
Вопрос: где такие типажи в современной популярной мультипликации? Вспомните хоть одного подобного. Каждый год выходит море мультфильмов, но где такого рода герои? Преисполненные достоинства и отваги, воли и добродетели – мужские персонажи-люди. Где? Если окинуть взглядом сегодняшний популярный мульт-контент, то мы увидим многочисленные истории с нечеловеческими персонажами: с некими забавными животными, с ожившей техникой, со сверхлюдьми, которые, понятно, людьми по-настоящему не являются и человеческой жизнью не живут. Если же в центр сюжетов от популярных мульт-студий и ставится смелый и порядочный человеческий персонаж, то им оказывается девушка (многочисленный конвейер мужественных женских героинь: «Рапунцель…», «Храбрая сердцем», «Холодное сердце», «Моана» и прочие).
Посмотрите на этот очевидный момент. Типаж мальчика/парня/мужчины – смельчака, исследователя, борца за справедливость – в мультфильмах сегодня практически отсутствует! При этом совершенно ясно, что никаких технических проблем здесь не может быть. Нарисовать мультфильм про мальчика, который хочет помочь пожилому человеку, изучить иностранный язык или исследовать какую-нибудь таинственную загадку, технически не сложнее, чем нарисовать мультфильм про Шрека, миньона или избранную, мужеподобную принцессу.
Задайтесь соответствующим вопросом и ответьте на него. Всё, что нужно, есть: потребность в достойных экранных примерах для мальчиков – есть, технологии – есть, мультпроизводство – активно функционирует. Почему же здоровые, достойные мужские герои, какие были у «Союзмультфильма», сегодня словно занесены производителями в «чёрный список»?
Евгения Кумрякова
Чему учат диснеевские мульт-принцессы?
15 знаменитых диснеевских героинь – Белоснежка, Золушка, Аврора, Бэлль, Ариэль, Жасмин, Покахонтас, Мулан, Кида, Тиана, Рапунцель, Мерида, Эсмеральда, Эльза, Анна, а также Фиона из «Шрека» и Марина из «Синдбада – легенды семи морей» – тоже принцессы из популярных мультфильмов. Красочное оформление, обновленные сюжеты знакомых и любимых не одним поколением сказок, приятно проведенное за просмотром время, и… Что-то не так. Неприятные моменты, слабо заметные по отдельности, хорошо просматриваются, если собрать всё воедино.
Принцессы и внешность
В первую очередь, для всех героинь характерна неправдоподобная киношная красота, для которой, к тому же, им не приходится абсолютно ничего делать. Ни фитнесов, ни массажей, ни масок, ни укладок (только иногда красиво расчесать волосы и так же красиво заплести, ну разве что принцесса Анна, спящая в утро коронации, похожа на что-то жизненное). Сколько уже об этом сказано и показано: не бывает у реальных девушек талий толщиной в шею, глаз размерами больше рта, волос, всегда пышных, не спутанных и красиво уложенных. А потом мы удивляемся, что миллионы женщин на планете недовольны своей внешностью, как и их мужья, причем тем, что изменить как раз невозможно или очень трудно: фигура, черты лица, размер глаз… Такие мульт-героини формируют у зрителя очень завышенные ожидания к внешности.
Принцессы и родители
Бросается в глаза то, что практически у всех девушек нет нормальных родителей, а если и есть, то они не имеют ни достаточно влияния на дочерей, ни мудрости, чтобы им помочь. Так Белоснежка, Золушка, Эльза, Анна – сироты, скорее всего и Эсмеральда – несмотря на огромный цыганский клан, родителей очевидно нет. У принцесс Фионы, Авроры и Рапунцель вроде и неплохие, любящие и переживающие за своих дочерей родители, но по сюжету они разлучены: Фиона вырастает в замке, охраняемом драконшей, Аврора – в лесу на попечении трех фей, Рапунцель считает матерью свою похитительницу, так что родные родители ничему своих дочерей не учат, ни от чего не защищают, ни в чем не помогают и ничего не советуют. В те моменты, когда родители нужны были больше всего, их рядом не было. Родители Марины никак себя не проявляют. У пяти героинь, Бэлль, Ариэль, Жасмин, Покахонтас и Киды, нет мам, но есть отцы. И наконец только у 3-х героинь матери есть: у Мериды, Мулан и Тианы. Ничтожное меньшинство! Да и то у Мериды с королевой Элинор отношения напряжённые, и весь мультфильм завязан на их конфликте. Мать Мулан никак не помогает найти дочери свой путь. По-настоящему заботливой, доброй и одновременно сильной характером матери нет ни почти ни у кого. Единственное исключение – родители Тианы, вырастившие свою дочь в любви и привившие ей трудолюбие и целеустремленность. Ее мама очень симпатична.
Чуть получше, но далеко не идеальна ситуация с отцами. Почти у всех, у кого отцы есть, отношения с ними хорошие (хоть до поры до времени), но непременно есть и какой-то изъян. Так король Атлантиды по внешнему виду и возрасту скорее годится своей дочери Киде в прадедушки, чем в родители, и в ключевой момент похищения ее вместе с кристаллом он уже не может ее защитить и вынужден просить об этом одного из чужаков, принесших в королевство беду.
Отцы Бэлль и Жасмин – добродушные толстячки, которые хоть и любят своих дочек, но тоже не могут по сюжету им ничем помочь. Первый, султан Аграбы, отвратительно легковнушаем и потому беспомощен перед злодеем Джафаром, а второй, гениальный изобретатель, – за возней со своими машинками умудрился проглядеть, что его весь городок почему-то считает «с приветом», потому, когда он прибегает с просьбами спасти дочь, никто ему не верит, и все думают, что он окончательно свихнулся.
Отцы Ариэль, Мериды, Покахонтас и Мулан в этом смысле куда привлекательней – мужественней, сильнее. Короли, вождь, воин, не похожие на посмешище. Но идеального взаимопонимания с дочерями и у них нет. Король Тритон не в состоянии объяснить Ариэль, что нельзя влюбиться в парня только потому что он красиво играет и танцует, или потому что ты его спасла (спасти тоже можно кого угодно). Поступок – отдать все королевство (с кучей ни в чем не повинных поданных!) ведьме за одну-единственную провинившуюся дочку – тоже за гранью разумного. Настолько любящий отец, что готов ради Ариэль пожертвовать даже остальными своими дочерями, но не может найти с ней общего языка? Отец Мериды (равно как и ее мать) ничего не делает, чтобы подготовить дочь к замужеству с одним из сыновей лордов-союзников, хотя по сюжету от этого зависит безопасность и единство их королевства.
Девушке, выросшей у них на глазах свободолюбивой и с сильным характером, новость с письмами родители преподносят в последний момент, а потом, как последние дураки удивляются, чего это она протестует. Плюс, он хоть и силен, и мужествен, но глуповат и грубоват. Отец Мулан хорош как родитель во всех отношениях, любит и ценит дочь, принимая ее, какая она есть, но самое важное решение в своей жизни она принимает без него, и руководствуясь в первую очередь желанием защитить его (а не наоборот). Почти то же самое можно сказать и о вожде Похатане – мудрый, заботливый отец, но неуспевающий присматривать за своей дочерью. Если бы не недоразумение с поцелуем, повлекшее за собой гибель жениха Покахонтас, вполне возможно, что мирные переговоры между белыми и индейцами по сюжету мультфильма прошли бы еще раньше, и завершились бы успешно без драматического жеста защиты Покахонтас пленного Джона Смита.
Самый лучший отец – пожалуй, отец Тианы, как любящий семью, так и правильно воспитывающий дочь. Единственный «недостаток» – по сюжету дочка рано его лишается, однако он уже успел многому ее научить.
Между тем у диснеевских животных немало образцовых, душевных и умных родителей, особенно отцов: у львенка Симбы, щенка Шалуна, олененка Бэмби. А абсолютному большинству девушек-принцесс почему-то хорошие родители сценаристами не положены.
Принцессы и друзья
Не менее удивительна ситуация и с подругами, братьями и сестрами-ровесниками. У большинства как будто их и нет и не должно быть! Нет, с животными или сказочными существами дружат практически все героини и герои.
Зверюшки Белоснежки, Золушки, Авроры, конь Бэлль и сказочная обслуга замка Чудовища, рыбка, краб и альбатрос Ариэль и мохнатая псина принца Эрика, тигр Жасмин, обезьянка Алладина, попугай Яго и даже забавный Джин, хамелеоничик Рапунцель и конь Макс, забавный снеговичок Анны и олень Свен, бабушка Ива и животные Покахонтас, конь, сверчок и дракончик Мулан, козочка Эсмеральды, гаргойлы Квазимодо, пес Синдбада – запоминающиеся и не менее интересные персонажи, чем сами люди. Но понятно, что в реальной жизни животные, даже самые преданные, такими быть не могут, а вот людей, подруг и друзей, с которыми возможны равноправные (а не старшей с младшими!) отношения, практически нет! Братья – старшие или ровесники, защитники и друзья, это для диснеевских принцесс что-то вообще нереальное! Братья есть только у Мериды, и то, маленькие, дружить и играть предпочитающие друг с другом, а не со своей старшей сестрой. Анна и Эльза – единственные из 18 героинь ровесницы-сестры, отношения которых – важная часть сюжета, и единственное исключение. Кроме них сестры есть только у Ариэль, но с таким же успехом их могло бы не быть вообще: ни с одной из них Ариэль не близка, дружить и делиться сокровенным предпочитает с рыбкой.
Только в 2 из 17 фильмов есть пример женской дружбы: у Покахонтас есть близкая подруга, играющая не последнюю роль в сюжете, у Тианы отношения, близкие к дружеским, с дочкой богатого клиента мамы-швеи.
Какие получаются выводы? Большинство популярных принцесс не только сироты, полусироты, или в сложных отношениях с родителями, но также лишены и защиты, и дружбы ровесников и старших друзей, подруг, братьев и сестер, в основном замененных милыми, но неправдоподобными животными.
Любовно-романтическая история, свой принц есть практически у каждой, но те значимые люди, которые обычно присутствуют в жизни девушки ДО встречи с «принцем», – далеко не у каждой. И таким образом их значимость как бы принижается в глазах маленьких зрителей.
Детям-зрителям до собственных любовных отношений еще далеко, зато им очень актуальны отношения как раз с родными и друзьями, а в фильмах всё наоборот – родные и друзья задвигаются на задворки, а ненужная пока «наука устраивать личную жизнь» преподносится на блюдечке.
Принцессы и занятость
Далее, чем занимаются героини мультфильмов? Мы видим либо принцесс, которые скучают в замке, расчесывают косы, болтают со зверушками или мебелью (Фиона, Эльза, Анна, Жасмин, Аврора, Бэлль, Рапунцель), гоняют на лошади и с луком (Мерида), занимаются любопытными исследованиями (Ариэль – затонувших кораблей), либо несчастных трудяг, обреченных на грязную работу (Белоснежка, Золушка, Эсмеральда), либо аристократок-авантюристок (Марина) и храбрых воительниц (Мулан, Кида, та же Фиона – после освобождения).
Итого крайности: праздное безделье (от туалетных столиков с драгоценностями, до лошадиных скачек), или наоборот тяжелый, грязный и малоуважаемый принудительный труд, или же что-то на грани опасности: моря, шторма, драки, войны. Все то, что в середине между крайностями – не интересно. Принцесса не может быть ни медсестрой, ни воспитательницей, ни садовницей, ни пастушкой, ни учёной, ни даже правительницей, принимающей хоть сколько-нибудь ответственные решения для своих поданных… Лишь два исключения из этого правила: Покахонтас, которой статус дочери вождя не мешает трудиться вместе с другими женщинами племени (но и без чувства униженности и принудиловки), и Тиана, которая мечтает сама заработать и открыть ресторан (опять-таки, не чувствуя себя несчастной рабыней, несмотря на тяжелый труд, а вот если бы смирилась со статусом «бедной официантки», надеющейся на принца, вполне вписалась бы в компанию других диснеевских героинь).
Вывод: нормальные и полезные профессии не в почете для девушек (почти всех), ни для их избранников, о чем будет сказано позже. Тут либо полное отсутствие амбиций (мне и так хорошо или так и буду чужую грязь скрести), либо огромные амбиции (спасти мир или на худой конец, королевство). Крайности. Есть чему маленьким зрительницам поучиться и с чего взять пример? Обычные дела: учеба (интересная), работа (квалифицированная, домохозяйство не в счет), благотворительность (что-то позначительнее, чем шить наряды домашним мышкам и птичкам), спорт (кроме стрельбы и гонок, недоступных большинству девушек за банальным отсутствием лошадей и оружия), уход за собой, лечение – все это остается за кадром, и как будто героинь даже и не может касаться.
Принцессы и жизненные цели
Проблемы и задачи у большинства принцесс очень разнообразные. Для чего и как они живут?
· Эльза, Жасмин и Мерида пытаются отстоять свою свободу, душевный покой, право самой распоряжаться своей жизнью (в т. ч. и выбирать жениха и выбирать ли вообще);
· Фиона – избавиться от своего проклятья (пока не понятно, что оно отнюдь не станет ей помехой для счастливого брака с Шреком);
· Белоснежка и Рапунцель – спастись от преследований или контроля жестокой мачехи, вырваться на свободу и в безопасность;
· Кида и Мулан – спасти свое королевство от захватчиков и защитить близких;
· Анна – спасти сестру и опять-таки королевство, замороженное среди лета;
· Марина – спасти своего попавшего в беду жениха, поручившегося жизнью за жуликоватого друга;
· Эсмеральда – просто заработать на жизнь танцами и цирковыми номерами;
· Покахонтас – открыть что-то неизвестное, чего ей не хватало в привычной жизни, а потом разобраться, что за чужаки пожаловали в ее родные земли и предотвратить войну;
· Ариэль – узнать поближе неизведанный наземный мир;
· Бэлль – найти обрести мир куда более интересный и впечатляющий, чем «та скучная однообразная провинциальная жизнь», которой она живет в маленьком городке;
· Золушка – в кои-то веки вырваться на бал из домохозяйственного убожества и от капризных родственниц;
· Тиана – открыть ресторан своей мечты, «добившись в жизни чего-то»;
· Аврора единственная ничего особенного не делает, спокойно живет с любящими тетушками, растет в лесу, танцует и влюбляется в юношу, потом узнает, что она – принцесса, и не может достаться кому попало, расстраивается, хватается за веретено и… почти весь остаток повествования спит.
В общем, желания и стремления у принцесс интересные, но насколько они совпадают с проблемами, возникающими перед современными девочками? Ведь большинство этих девочек никто не гонит и не принуждает выходить замуж. Они не обладают разрушительными, пугающими для окружающих талантами и особенностями или проклятиями. Родители вовсе не тираны и чудовища (у тех, что действительно по-садистски относятся до мультиков детям обычно дело не доходит). Такого, чтобы в руках девочки была судьба королевства, города, многих близких, и зависела от ее поступков – не случается.
Артистками становятся далеко не все (хотя, может многие и мечтают стать). Исследовательницами – тоже, хотя сейчас с обилием доступной информации и образования, можно исследовать что угодно. А вот мечтать, что «чей-то другой» мир будет лучше, чем твой собственный – это из серии «хорошо там, где нас нет». Бэлль, как и многим юным зрительницам наверняка не нравится «серая убогая жизнь», но вот как ее менять вокруг себя, она то ли не умеет, то ли не хочет. Не заплутай папа в заколдованный замок – так и скучала бы, сбегая от реальной жизнь в виртуальный (описанный в книгах) мир. Достойный пример? Не менее, чем Золушкин, которая с ее трудолюбием и оптимизмом могла бы устроиться в жизни куда лучше, чем мачехе и сестрам прислужничать, но нет, она ждет бала, принца…