Личность, отколотая от других (-)
В мультфильме также заметна тема гипериндивидуализма. Мы видим, что принцесса Мерида с корнем вырвана из своего общества – её особо не заботит будущее королевства, вместо друзей с ней рядом находится конь, а досуг она проводит, убегая из дома подальше в леса. Символизм возвышающейся над всем индивидуальности ярко представлен в сцене на скале, куда Мерида взбирается испить из водопада.
Через Мериду создатели мультфильма пытаются возвышенно и позитивно транслировать зрителям идеал одинокого человека, сбежавшего ото всех, отвергшего традиции и нормы, необходимые для сохранения безопасного существования своего общества, и не принимающего ничьих интересов, кроме своих собственных.
Доброе зло и призыв довериться (-)
Также отрицательным моментом в «Храброй сердцем» выступает посыл довериться чему-то неизвестному и невыглядящему безопасным. Это касается, во-первых, «огоньков судьбы», появляющихся на экране несколько раз в роли таинственных поводырей Мериды. Именно они выводят главную героиню к домику ведьмы, и, несмотря на сомнительные последствия этого визита, в следующих эпизодах Мерида и Элинор спокойно доверяют им вести себя по лесу – в результате чего попадают в опасное приключение в замке Морду. Но и после этого к огонькам почему-то снова не возникает никаких претензий, и в конце они опять ведут героиню по лесу, уже, правда, без инцидентов – к местному стоунхеджу на ритуал с полотном.
В связи с неясной добро-злой природой этих огоньков в истории, интересно отметить, что в большинстве существующих мифов блуждающие лесные огоньки (так называемые, “will-o’-the-wisps”) не считаются позитивным явлением. К примеру, в мифах Европы их считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти.
Имеющие такой, мягко говоря, сомнительный мифологический базис, в «Храброй сердцем» “will-o’-the-wisps” чётко объявляются положительным явлением – ведущими к судьбе и возможностям её менять. В чём главная суть изменения судьбы в мультфильме уже описывалось выше – перестановка иерархии родитель/ребёнок с инициативы ребёнка и прочее. Таким образом, небезобидная предыстория, скрывающаяся за образом таинственных огоньков, действительно имеет здесь смысл. Как это часто бывает в продукции «Диснея», архетип зла снова позиционируется как добро.
По своему значению в структуре истории огоньки напоминают других диснеевских персонажей – бабушку Иву из «Покахонтас» и троллей из «Холодного сердца». Поверхностно все перечисленные герои поставлены на позицию некой таинственной мудрости от природы, которой главные герои указанных мультфильмов призваны естественно и безусловно довериться. Однако по смыслу они являются основными проводниками к исполнению заложенного в историях программирования зрителя. Эти персонажи – практически символы информационного программирования.
Именно огоньки в «Храброй сердцем» запускают генеральную линию «храброго» управления решениями родителей (=судьбой), подманивая Мериду к ведьме, которая проводит уже дальнейшую «перезагрузку» её отношений с матерью. Бабушка Ива в «Покахонтас» точно так же выступает главным персонажем в схеме программирования – она мягко и ласково, под видом вековой мудрости, ведёт главную героиню к интеграции с врагом своего народа. Каменные, антропоморфные тролли в «Холодном сердце» – такие же герои-программисты. Дружная община выступает в истории некими «экспертами в любви» и проводит основные смыслы, загруженные в подтекст мультфильма – а именно нормализацию гомосексуальности. Тролли – главные поводыри к реализации этого посыла в мультфильме, сыплющие главным героям инструкциями, что и как им делать, как растопить холодное сердце в отношении персонажа с зашифрованной гомосексуальной ориентацией или как принять и любить героя, у которого что-то «неестественное» с оленем (песня «Fixer-upper»).
В описанном имеется закономерный смысл – чтобы реализовать тот или иной обман, в мультфильме или в реальности, обязательно нужна приглядная «упаковка».
Симпатичные синие огоньки, могучее таинственное дерево, смешные тролли, превращающиеся в камни. Такие персонажи, выглядящие милыми и имеющие большой акцент на своей связи с природой, вызывают нужное доверие. Главные герои легко и играючи следуют за ними, куда те их зовут – подавая соответствующий пример зрителям, как нужно «правильно» обманываться. Следуй, за тем, что выглядит таинственной мудростью – да и всё.
Помимо синих огоньков в «Храброй сердцем» есть ещё один смутный зло-добрый персонаж – это лесная ведьма, чья помощь выводит Мериду на конечный результат, смену главенства в паре мать/дочь и принятию матерью решения, нужного дочери. Таким образом, хоть это и не выглядит очевидным и прямолинейным, но жутковатая ведьма (исторически сформированный негативный архетип) – здесь добрый персонаж, помогающий главной героине выбраться из мученической кабалы, в которую ту по её восприятию вогнала собственная мать.
Возвращаясь к таинственным огонькам, также интересно отметить, что в финале принц-медведь Морду становится таким же огоньком. Т.е. можно сделать вывод, что огоньки – это, действительно, согласно европейским мифам некие неупокоенные души, наделавшие в своё время дел с позиции зла. Также огоньки – вероятно, души, служащие ведьме. Своей «помощью» ведьма содействовала появлению нового огонька из Морду, а т.к. другие ведут к ней, то, возможно, это, своего рода, налаженный способ рекламы для наивных любителей «волшебной пилюли», которые позже так же пополнят армию таинственных огоньков.
И огоньки, и ведьма в «Храброй сердцем» проводят для маленького зрителя идею, что можно спокойно доверить свою жизнь… грубо говоря, черти чему. Мерцающей таинственной судьбе, которая привлекательно манит куда-то (например, реклама, ТВ, информационно-манипуляционные продукты и т.п.), или любым, даже самым неприглядным персонажам, у которых есть некие возможности, превышающие твои (например, власть, деньги и т.п.).
Безответственность (-)
«Храбрая сердцем» также очевидно продвигает философию безответственности. Элинор пытается наставить Мериду на путь истинный – стараться, учиться, брать на себя ответственность, а сюжет приводит к тому, что всё это лишнее и ненужное.
Поначалу Мериде не нравятся уроки красноречия и истории, она не прилагает никаких усилий в учёбе, однако позже девушка блестяще выступает перед лордами, приводя множество исторических фактов – два небольших эпизода, однако прекрасно проводят идею безответственности. Через Мериду здесь, по сути, говорится зрителю: да незачем готовиться, учиться, тратить силы – и так всё получится идеально само собой.
То же самое проводит и основная сюжетная линия – весь мультфильм сообщает зрителю о том, что можно отринуть какую-то серьёзную ответственность, которую на тебя налагает общество и семья, и всё будет хорошо.
Пошлость (-)
Мультфильм также содержит очень большое количество пошлых моментов, сопряженных с низменным юмором (щипания за ягодицы, отрыжки, шутки про наготу, сопли, герои без штанов, демонстрация ягодиц и прочее).
Постоянное позитивное восприятие подобного юмора портит эстетический вкус зрителя, настраивает на принятие низменного в жизни как весёлого, приемлемого, желательного.
Перед подведением итогов пройдёмся по положительным сторонам «Храброй сердцем». Выше уже упоминалось, что мультфильм содержит поверхностный положительный мотив неэгоизма и важность взаимопонимания между близкими людьми. Далее об остальных и по большей части таких же поверхностных плюсах истории:
Управление своей судьбой (+)
Одним из хороших посылов «Храброй сердцем» является идея управления своей судьбой. Конечно, создатели мультфильма явно не ставили перед собой цели адекватно раскрыть эту тему, что заметно, к примеру, по высокопарным, но словно составленным компьютерной программой словам о судьбе в начале истории:
«Некоторые говорят, что наша судьба связана с землёй. Мы часть её, но и она часть нас. Другие говорят судьба словно полотно, сотканное из множества переплетающихся нитей, как судьбы разных людей. Кто-то просто живёт по воле судьбы. Кто-то борется, чтобы её изменить. Есть те, кто свою судьбу ищет. А есть те, кого к ней ведут».
Смысла в этих словах немного, особенно если вспомнить, что во вредном программировании в «Храброй сердцем» под «судьбой» подразумеваются решения взрослого насчёт жизни своего ребёнка. В целом, почти всё, что касается управления своей жизнью, здесь по большей части упирается именно в программирование зрителя на тему ребёнок/родитель, которое уже было подробно описано выше. Создатели мультфильма, к сожалению, почти не вдохновляют детей-зрителей на то управление своей судьбой, которое им доступно в своем возрасте: открытие каких-то талантов, вера в себя, избавление от страхов и т.п., а заручившись красивым лозунгом, учат быть эгоистами и призывают «заарканить» своих родителей.
Однако, несмотря на это, всё же мотив творить свою судьбу хорош. Частично мультфильм может заставить зрителя задуматься, что можно изменить в своей жизни, но без предложения при этом каких-либо серьёзных позитивных уроков на указанную тему.
Брак по любви, а не по расчету (+)
Частично обозначенная тематика брака по любви – также один из справедливых плюсов мультфильма. Хоть тема и не раскрывается напрямую, поскольку Мерида борется с браком по расчету не ради брака по любви (разве что считать, что, самостоятельно выступая за свою руку и сердце, главная героиня борется за большую истинную любовь к самой себе). Но всё же даже косвенная установка, что брак по расчету нелучшая идея – это неплохо.
Неглянцевая красота (+)
С точки зрения женского образа в «Храброй сердцем» есть один очень положительный момент – это типаж главной героини, принцессы Мериды. Героиня на удивление не обнаруживает признаков современной рекламной красоты, так часто предлагающейся СМИ в качестве стандарта, а изображена скорее естественной и пышущей здоровьем и энергией. Именно через естественность и обилие энергии, визуально переданной через копну огненных волос, создатели мультфильма раскрывают самобытную привлекательность Мериды.
Такой акцент на красоте героя через здоровье и жизненные силы, а не на модельном, гламурном облике как с обложки модного журнала – это редкий для современной западной мультипликации позитивный момент.
Описанная визуальная составляющая могла бы быть хорошим подкреплением смыслов мультфильма, проводящихся через персонаж Мериды, но из-за многочисленного вредного программирования в мультфильме это не имеет практически никакого значения. Важно помнить, что содержание приоритетно, форма – вторична. Совершенство технического исполнения «Храброй сердцем», неподкрепленное полезным содержимым, по факту оказывается просто напрасным трудом многих людей, работавших над картиной.
Итоги
Наркотики
Несколько раз звучат алкогольные шутки:
- В начале истории король Фергус говорит: «Поехали, пока не увидели танцующего домового или великана, решившего промочить горло»;
- После съеденного волшебного угощения королева Элинор выглядит пьяной, что подаётся смешным;
- После своего обращения к лордам Мерида восклицает: «Все – в винные погреба! Откроем личные запасы короля и отпразднуем». Король Фергус при этом говорит своему слуге: «Принеси маленькие бокалы», что подразумевает алкогольное пристрастие короля.
Секс
Как минимум, одно сублиминальное секс-сообщение (https://www.youtube.com/watch?v=eY1fBXUYRwY) – в одной из сцен таинственный огонёк при исчезновении в воздухе обретает фаллические очертания.
Насилие
Мультфильм содержит повышенное количество агрессии, что очень вредно для восприятия маленьких зрителей. Во многих эпизодах насилие подано красочно и «со смакованием».
Мораль
· поверхностно мультфильм учит ценить и любить своих родных, однако под поучительным посылом скрывается вредное программирование ребёнка на взятие главенства над своими родителями и их решениями;
· предлагается мировоззрение, что не нужно слушать наставления взрослых и стремиться к их величине, а следует наоборот спустить родителя на свой, детский, уровень;
· продвигается позитивность стороннего вмешательства в отношения ребёнка и родителей, вплоть до принесения этим реального вреда родителям;
· переставляются ступени иерархии родитель/ребёнок, и «эгоизм» родителя (право главенства над ребёнком) предложено считать преступлением, за которым должно следовать наказание и исправление;
· мультфильм дискредитирует образ матери и образ семьи;
· продвигается радикальный феминизм, безответственность и отколотость от общества;
· образы зла предлагаются как образы добра, которым следует довериться;
· мультфильм содержит большое количество пошлого, низменного юмора;
· мультфильм частично продвигает позитивные идеи: управление собственной судьбой; брак по любви, а не по расчету; через главную героиню продвигается здоровая, неглянцевая красота. Перечисленные позитивные идеи не перевешивают негативные и не влияют на общий деструктивный посыл мультфильма.
Пост Скриптум
Стоит также отметить, что мультфильм содержит намек на отсутствие здесь хорошего финала. Принцесса Мерида, как и принц Морду, отдаёт ведьме свой медальон со знаком родного клана. Отдаёт как плату за услугу, реальная суть которой оказывается в обретении Меридой власти над своей матерью и последующим изменением её решения о браке, который бы укрепил позиции королевства. Символически медальон несёт значение принадлежности героини к определенному роду и определенной Родине. Что стало с Родиной Морду, отдавшего ведьме медальон за реализацию своего эгоизма, зрителю показано во всей красе.
А поскольку эгоизм отдавшей свой медальон (свою принадлежность к Родине и роду) Мериды в истории не исправляется, а более того многократно усугубляется (отрыв от традиций, от послушания старшим, отколотость от общества), то её королевство, лишившееся ответственности своего наследника, в итоге ждёт точно такая же участь. Дополнительным намеком на это служит и вопрос «Готова ли ты платить за свою свободу?», заданный Мериде матерью и показательно оставшийся без ответа.
Евгения Кумрякова
«Человек, который сажал деревья»
«Человек, который сажал деревья»: и один может многое
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Возрастное ограничение: 6+
Мультфильм «Человек, который сажал деревья», созданный канадским мультипликатором Фредериком Баком в 1987 г. — это короткометражная анимационная экранизация одноименного рассказа французского писателя Жана Жионо 1953 года о пастухе, который в течение 35 лет собственными силами восстанавливал лес в пустынной долине близ Прованса. Поставленной целью при написании рассказа было пробудить в читателях любовь к посадке деревьев – идея, которую Жионо очень поддерживал в своей социальной жизни. «Человек, который сажал деревья» в итоге очень полюбился читающей публике и был переведен на множество языков. Из всех своих произведений писатель гордился этим рассказом больше всего и безвозмездно отказался от авторских прав на любые его копии ради снятия преград для широкого распространения истории и, тем самым, более простого воплощения дорогой ему идеи.
Анимационная экранизация была также высоко признана и завоевала несколько наград, включая премию Американской академии киноискусства в 1987 году в номинации Лучший анимационный короткометражный фильм.
Прекрасный, «цепляющий» сюжет Жана Жионо, получивший благодаря Фредерику Баку замечательное визуальное и звуковое воплощение, преподнесен зрителю на высоком художественном уровне: со скромной красотой и сохраненной, ярко возвышающейся моралью.