Мерида превращается в медведя за свой эгоизм и страдает? Нет.
Вот и логическая подмена, на которой выстраивается весь сюжет. Сценарий с двойным дном поверхностно изображает якобы исправление эгоизма Мериды или эгоизма двоих – и матери, и дочери, а по существу исправляется только эгоизм матери, Элинор. И страдает, и исправляется она по решению своей дочери! (Ювенальная юстиция: права ребёнка выше прав родителей)
Всё это, конечно, радикально меняет суть мультфильма как изображающего вред эгоизма и ценность взаимопонимания между родными. С одной стороны, поверхностно говорится: да, надо любить своих близких, стараться их понять, согласовывать решения и искать компромиссы – с этого начинается и этим воодушевленно заканчивается. Но с другой стороны – сюжет, создавая эффект справедливости происходящего, подспудно переставляет ступени иерархии в отношениях ребёнок/родитель, рекомендует ребёнку покрепче взяться за свой эгоизм и свои «великие» желания, которые почему-то не понимают взрослые, перестать их слушаться и найти волшебную помощь на стороне, которая убедительно покажет родителям, как фатально они плохи, и поможет ребёнку «выбить» желаемое из них.
Один из режиссеров мультфильма Марк Эндрюс так говорил о главной идее «Храброй сердцем»: «Главная тема фильма состоит в том, чтобы набраться храбрости и изменить что-то в своей жизни». Т.е., принимая во внимание реальный подтекст мультфильма, маленький зритель вдохновляется на то, чтобы в духе Мериды «похрабреть» в отношениях со своими родителями. Изменить отношение к ним, взять инициативу на себя, укрепить свои позиции обращениями к «огонькам» и «ведьмам» (=телефоны доверия, специальные инстанции, учителя, психологи) и регулировать свою судьбу (решения его родителей насчёт него, его воспитания, правил его поведения и пр.) – даже такими способами, которые вызовут у родителей страдания, подвергнут их опасности и т.д.
Ещё интересен момент, что сначала в истории демонстрируется гобелен с семейным портретом, где Мерида выглядит смирной и кроткой девушкой с убранными волосами (образ дочери и семейных отношений, которые видит Элинор). Позже Мерида разрубает этот гобелен (её несогласие с мнением Элинор). А в конце гобелен замещается новым, где изображены Мерида и мама-животное (Элинор после волшебной помощи согласна с видением Мериды, кто здесь главный). Рецепт семейного счастья Мериде от ведьмы был «Судьбу измени, в себя загляни, гордыню смири, полотно почини», и по факту это реализуется как исправление гордыни не Мериды, а Элинор с «заглядыванием» Мериды поглубже в свои желания и соответствующей финальной заменой семейного гобелена (изменение отношений в семье с традиционных на детоцентристские).
Подведём итог по семейной теме «Храброй сердцем». Комплексный урок ребёнку-зрителю по части взаимоотношений с родителями здесь такой:
важно ценить и любить своих близких;
важно поддерживать и налаживать взаимопонимание;
но при этом:
твои желания выше родительских просьб и наставлений;
твой эгоизм – это правильно, родительский «эгоизм» (главенство и право принимать решения насчет тебя) – преступление, за которым должно следовать наказание;
свою «судьбу» (родительские решения насчёт тебя) можно взять под узду, поставив свою волю против и выше родительской;
это можно сделать, прибегнув к сторонней помощи («волшебство», которое поставит родителя на место, покажет ему, что он зверь, лишит голоса, которым он несправедливо отдавал тебе приказы, заставит помучиться, принудит спуститься в круг твоих интересов и желаний и тем самым заставит пойти тебе навстречу насчёт того, что ты хочешь);
родитель обязан тебе подчиниться.
Дискредитация образа матери (-)
Для принятия программирования вышеописанной модели отношений между матерью и дочерью в мультфильм встроен элемент, нацеленный на достижение ребёнком-зрителем нужной степени «храбрости» – это высмеивание, и, тем самым, дискредитация героини матери.
Негативный образ матери начинает незаметно собираться уже с самого начала истории различными деталями, демонстрирующими жестокость и лицемерие Элинор:
· в начале мультфильма маленькая Мерида и Элинор играют в прятки, и мать приговаривает, что съест дочку, когда найдет (будущая «свирепость» Элинор по отношению к Мериде);
· Элинор говорит Мериде, что правильная принцесса проявляет сострадание, подразумевая, что и она, Элинор, сама такая, однако при этих словах на фоне королевы резко отрубают голову курице (лицемерие матери: на словах – миролюбие, по факту – жестокость);
· у Элинор и у медведя Морду похожие шрамы на лице. Один из сыновей Элинор показывает, где у страшного медведя Морду шрам, и это почти там же, где у его матери(сопоставление образов Элинор и зверя ещё до того, как она им стала);
· Элинор кормит своих детей овечьим желудком, показывая на себе, где он находится, и подразумевает это милым (жестокость);
· в разговоре с Фергусом Элинор говорит, что сомневалась по поводу собственного брака (лицемерие);
· когда ястреб впивается в лицо Фергуса, Мерида начинает смеяться над этим, а Элинор делает ей замечание по поводу «хрюкающего» смеха. При этом ни Элинор, ни Мерида нисколько не обращают внимания на страдания Фергуса (жестокость обеих);
· когда Элинор наряжает Мериду на смотрины, она не обращает внимания, что дочери тяжело дышать и двигаться в узком наряде (снова жестокость, игнорирование состояния и желаний дочери).
Ну, а как только королева превращается в медведя, начинаются веселые тематические потехи: смешная мама – раз, смешная мама – два, смешная мама – три, смешная мама смешно падает и т.д.
Во многих моментах «Храбрая сердцем» предлагает откровенно поржать над неудобствами матери, оказавшейся в теле медведя. И завуалировано мучения Элинор-медведицы оказываются своего рода расплатой за её проступки в отношении Мериды – за то, что она отказывала своему ребёнку в чем-то, что он хочет и тем самым заставляла страдать его.
Также для закрепления идеи, что мать не достойна ни уважения, ни послушания, зрителю несколько секунд в духе 25 кадра демонстрируется брошенная в лесу корона Элинор, съехавшая с её новой медвежьей головы – т.е. мать с подачи ребёнка «обескоронивается» (лишение короны = символизм лишения главенства и авторитета перед ребёнком).
Целенаправленное изображение матери сначала жестокой и лицемерной, а потом смешной, нелепой и лишившейся короны – это работа по обесцениванию и подрыву материнского авторитета в глазах детей, которые смотрят этот продукт – для перенесения соответствующих импринтов в свою жизнь, конечно же.