Негативные механизмы решения семейных проблем для ребёнка (-)
Многие зрители могли заметить, что при хорошей общей морали – прислушиваться друг к другу – подача её в мультфильме оставляет явное ощущение фальши. Как показывает анализ, закрученный сюжет «Храброй сердцем», как часто это бывает у «Диснея», просто служит чемоданом с двойным идейным дном. Рассмотрим подробно.
Главная героиня, желая изменить проблемные отношения с мамой и её решения, превращает ту в медведя. И, несмотря на постоянные реплики в духе «плохая ведьма дала мне негодное заклятье, я невиновата» и ворох проблемных последствий, это превращение матери в медведя очень эффективно налаживает отношения матери и дочери. Таким образом, можно утверждать, что мультяшный пример Мериды и Элинор изображается ребёнку-зрителю как рабочий для решения аналогичных проблем, с которыми тот может столкнуться в реальной жизни: непонимание его со стороны родителей, невыполнение его желаний родителями, расхождение взглядов с ними и т.п.
Мультфильм обращается к зрителям-детям с указанными темами, предлагая за образец Мериду. Мы видим, что, столкнувшись с противоречием своих интересов и интересов матери, героиня-образец следует за лесными огоньками, которые в начале мультфильма чётко объявляются положительным явлением – мифическими ведущими по направлению к судьбе, и получает помощь от некой ведьмы. Героиня оказывается у колдуньи в тот период, когда воспринимает мать зверем, и последующее волшебство воплощает это видение Мериды в реальность. Спустя половину суток после превращения Элинор из абстрактного чудовища в реальное – давно потерянное взаимопонимание между матерью и дочерью на удивление налаживается. Элинор, став медведем, очень скоро меняет своё решение о замужестве Мериды. Т.е. хоть и не по прямой траектории, но помощь огоньков и ведьмы и превращение матери в медведя очевидно приводит Мериду к тем изменениям, которых она хотела.
Т.к. другой модели разрешения конфликтов между родителями и детьми здесь не имеется, важно понять, как именно создатели мультфильма предлагают мыслить и поступать ребёнку-зрителю в сходных ситуациях, сопряженных с конфликтами в семье. Какие тонкости прослеживаются?
Во-первых, долгий, но рабочий медвеже-человеческий путь налаживания отношений, изображающийся «Храброй сердцем», – это не эволюция ребёнка к уровню родителя, а регресс родителя к уровню ребёнка. Из-за колдовства Элинор больше не может вести свою взрослую и вполне нормальную размеренную жизнь, наполненную обязанностями и правилами, государственными и семейными делами – теперь королеве приходится носиться по лесу и охотиться, как это любит поделывать на досуге Мерида. Превратившись в зверя и пожив в лесу, Элинор очень скоро начинает прекрасно слышать свою дочь, чего она не могла достичь ранее в человеческом обличье. Это подаётся как нечто радостное: мама-медведь и дочка обретают второе дыхание в своих взаимоотношениях. Однако на самом деле это внезапное взаимопонимание, установившееся в специфических условиях, просто демонстрирует то, кем Мерида пока является по сравнению со своей мамой-правительницей королевства – маленьким зверёнышем (животное обличье Элинор = варварские потуги Мериды – бегать, лазать по скалам, стрелять, воровать еду и пр.). В шкуре медведя Элинор спокойно принимает всё то, что ей раньше казалось диким и неправильным в своей дочери и, заговорив с Меридой на нужном животно-детском языке, разрешает ей отменить свадьбу.
Таким образом, в качестве пути взаимопонимания между родителем и ребёнком в «Храброй сердцем» зрителю-ребёнку совершенно чётко предлагается не подтягивание себя к взрослому уровню – то, чего героиня Элинор поначалу добивалась от дочери, пыталась возвысить ту, научить важным вещам (забота о благополучии государства, необходимость взять на себя ответственность, необходимость смириться с некоторыми лишениями ради высоких целей и пр.), а культивируется, напротив, деградация родителя на уровень несмышленого ребёнка (ставшая зверем Элинор принудительно спускается в круг интересов дочери, спокойно понимает её с этого уровня и исполняет её желание).
Во-вторых, мультфильм проводит идеи, отсылающие к ювенальной юстиции. «Храбрая сердцем» изображает, что при возникновении каких-то конфликтных ситуаций с родителем ребёнку следует воспользоваться некой сторонней помощью (огоньки судьбы, ведущие к добро-злой ведьме). Эта сторонняя помощь материализует кажущуюся ребёнку чудовищность его родителя (Мерида говорит, что её мать – зверь, и колдунья это исполняет = если ребёнок считает, что его мать – зверь, то это так и есть). Эта трансформация родителя, проведённая третьими лицами с инициативы ребёнка, заставляет родителя хорошенько пострадать и прочувствовать отношение ребёнка к себе как к чудовищу (поданное маме-королеве «сообщение Икс» было, кстати, символично украшено репейником).
Ну, а после деградации, мучений и принудительного помещения в интересы ребёнка у родителя возникает внезапное желание пойти ребёнку навстречу в отношении того, что тот хотел перед тем, как начал воспринимать его чудовищем. Решение Элинор отменить помолвку производится в ипостаси медведицы, что закрепляет мульт-схему: мать исполняет желание дочери, оставаясь чудовищем, которым её сделала сторонняя волшебная помощь дочери.
Также интересно, что после изображённого волшебного вмешательства в отношения ребёнка и матери у матери два варианта дальнейшего пути: либо она окончательно превращается в беспамятное дикое чудовище, за чем следует естественный разрыв с дочерью (провалы памяти Элинор-медведицы), либо она согласна на сотрудничество с ребёнком (сцены выживания, где мать-медведица пропала бы без Мериды и её навыков, которые матерью поначалу отрицались) и согласна подстроиться, принять нужные взгляды и желания (отмена замужества Мериды).
В-третьих, хоть мультфильм и проводит линию неэгоизма и компромисса между близкими, в финале достигнутое согласие между Меридой и Элинор очевидно только в отношении чаяний Мериды. Элинор радостно говорит дочери: «Мы обе изменились», однако по-настоящему изменилась только королева. В начале истории мать хотела сделать дочь похожей на себя (достойной наследницей государства), а в итоге происходит ровно противоположное – Мерида делает мать своей взбалмошной копией: в финале Элинор в синем платье и с распущенными волосами скачет по лесам на лошади, напоминая Мериду. Таким образом, мультфильм продвигает не компромисс, как подаётся поверхностно, а смену приоритетов, кто кому подчиняется: не ребёнок родителю, а родитель – ребёнку.
Финал, изображающий главную героиню точно такой же, какой она и была, а её мать, ставшей похожей на свою дочь после деградации в медведя, вполне даёт понять, что на самом деле вся история с колдовством была исправлением не эгоизма дочери или эгоизма обеих героинь, как кажется на первый взгляд, а только эгоизма Элинор. То, что в «Храброй сердцем» исправляется эгоизм матери, подтверждает и параллельная история принца Морду, который за свои проступки превратился в одичалого медведя. На этом моменте очень легко ухватить за хвост манипуляцию от создателей мультфильма. Истории Морду и Мериды как бы поучительно идут бок о бок как схожие: семейный раздор, эгоистичное решение, обращение к ведьме, превращение в медведя. Однако есть кардинальное различие, выдающее истинный замысел мультфильм. Посмотрим:
Морду – принц, захотевший обрести силу десяти мужчин, чтобы отвоевать себе королевство, которое должно было поровну разделено между ним и тремя его братьями.
Мерида – принцесса, захотевшая отменить решение мамы о вступлении в брак, который должен был бы укрепить положение королевства.
Морду обращается к ведьме за изменением судьбы.
Мерида обращается к ведьме за изменением судьбы.
Действия Морду вызваны эгоизмом и рушат баланс в королевстве.
Действия Мериды вызваны эгоизмом и рушат баланс в королевстве.
Морду превращается в медведя за свой эгоизм и много страдает.