Создателям удалось совместить процесс обучения и воспитания в одном сюжете, при этом информация подана в ярком, современном и увлекательном стиле.
Воспитательная сторона Фиксиков, также, как и техническая, полезна будет и многим взрослым, поэтому мультфильм по праву можно называть семейным.
Вопреки новомодным тенденциям, сильно заметным по таким популярным мультсериалам, как “Маша и Медведь”, “Барбоскины”, “Смешарики”, “Винкс”, в Фиксиках дети не отделены от старшего поколения и не противопоставляются ему. В большинстве случаев, попадая в трудную ситуацию, главные герои обращаются к своим родителям, которые с радостью им помогают не только разобраться в технических вопросах, но и всегда готовы преподать жизненный урок.
Один из главных персонажей, который выступает в роли хранителя традиций и мудрого рассказчика, – это дедушка. Отрадно, что в современном мультфильме, который в значительной степени посвящён техническим вопросам, звучат такие слова, как душа, совесть, порядочность.
В то же время и ДимДимыч, и юные фиксики часто проявляют самостоятельность, обращаясь к старшим только когда это действительно необходимо. Несмотря на свой небольшой возраст и детский характер, герои уже умеют признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.
Подведём итог, мультсериал Фиксики нацелен на:
· развитие у ребёнка любознательности, самостоятельности и ответственности;
· обучение применению современной техники и разъяснение её устройства
· формирование правильных отношений между детьми и взрослыми
· воспитание нравственных качеств
Хотя отдельные выпуски не по всем пунктам соответствуют перечисленным критериям, в целом мультсериал будет определённо полезен и интересен детям. Со своей стороны, желаем анимационной студии Аэроплан дальнейших творческих успехов и ждём от них новых добрых и поучительных мультфильмов.
В то же время напоминаем, что даже такие хорошие мультики не рекомендуется показывать детям до трёх лет, так как в этом возрасте они ещё не могут осознавать суть происходящего на экране и обращают внимание только на яркую картинку. Настоятельно рекомендуем прочитать книгу Райнера Пацлафа “Застывший взгляд” о физиологическом влиянии телевидения на детей.
«Холодное сердце»
Нормализация гомосексуальности в мультфильме «Холодное сердце»
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Описание: «Когда древнее предсказание сбывается и королевство погружается в объятия вечной зимы, трое бесстрашных героев — принцесса Анна, отважный Кристофф и его верный олень Свен — отправляются в горы, чтобы найти сестру Анны, Эльзу, которая может снять со страны леденящее заклятие. По пути их ждет множество увлекательных сюрпризов и захватывающих приключений: встреча с мистическими троллями, знакомство с очаровательным снеговиком по имени Олаф, горные вершины покруче Эвереста и магия в каждой снежинке. Анне и Кристоффу предстоит сплотиться и противостоять могучей стихии, чтобы спасти королевство и тех, кто им дорог…»
«Холодное сердце» – громкая мультипликационная лента, выпущенная на экраны в конце 2013 года. На первый взгляд всё прекрасно выглядит: это красочный полнометражный мультфильм, наполненный приключениями, симпатичными персонажами, трогательными песнями, красивыми эффектами и, казалось бы, значимым смыслом. Представленные мультфильмом две основные идеи: 1- важность быть собой и открыто проявлять свою индивидуальность, 2 – важность любви как великой силы, способной спасать и исцелять.
Смотрите видеообзор “Научи хорошему” на этот мультфильм:
Сюжет
В центре повествования находятся две сестры из королевской семьи Эльза и Анна. Эльза с рождения наделена способностью вызывать зимнюю стихию, что несет опасность для окружающих и страдания для самой девушки. Магическая способность Эльзы – центр всей истории и та метафорическая индивидуальность, о проявлении которой идет речь. А настоящая любовь – классическая тема в мультфильмах «Диснея» – ищется ради спасения одной из героинь и оказывается в конце родственной любовью сестер.
Мультфильм собрал множество восторгов и поклонников, довольно большую кассу и ряд серьезных наград, включая Оскар за номинацию «Лучший анимационный фильм».
Однако анализ истории раскрывает подлинный смысл мультфильма, лежащий не очень далеко от поверхности. «Быть собой» и тема исцеляющей любви сводятся здесь к более узкому направлению: к теме гомосексуальности и принятия этого явления обществом – мягко говоря, не очень детская тема в детском мультфильме. Субъективно говоря: чудовищная тема в детском мультфильме.
Всё необходимое старательно «упаковано» в красоту кадров и звуков, завораживающих восприятие органов чувств.
В «каркасе» же истории находятся две связанные друг с другом героини, две девушки. Одна вынуждена прятать свою индивидуальность (или особенность), оформленную создателями в виде некой магической силы, вторая героиня стремится убедить первую к открытому проявлению себя. Зашифрованной в послании индивидуальной особенностью могло быть что угодно, но это именно сексуальное влечение к собственному полу, о чем говорит ряд аналогий:
· история истинной любви и кульминационный момент любви происходит между двумя героями одного пола;
· героини изображаются родственниками, однако их общение эмоционально акцентированно с некоторым преувеличением (эмоциональные реакции, напоминающие ревность, а также усиленная заинтересованность друг в друге, выраженная в излишне выразительных взглядах, жестах и т.д.);
· на этапе вхождения героинь во взрослую жизнь устраняются родители как видимая завязка на родственную связь;
· иносказательно построенные, обширные диалоги между героинями, где используется неоднозначная лексика, никогда конкретно не называющая именно магическую способность, а указывающая на её особенности и последствия, связанные с её использованием;
· делается особый упор на характеристиках, аналогичных гомосексуальной ориентации: врождённая особенность, которая вызывает острую необходимость полного подавления и невыражения в обществе;
· проблематичность проявления данной особенности не касается неумения её использовать, а касается окружающих людей и влияния проявления особенности на них (показано как опасность для людей, исходящая из магических сил героини);
· появление второстепенного эпизода, где изображается семья, которая может трактоваться как семья с однополыми партнерами (эпизод в доме торговца Оакена);
· также дополнительно: шутки о зоофилии (Кристофф и Свен) как еще об одном отклонении сексуальной ориентации.
Если не втягиваться в эмоциональную составляющую мультфильма, в прекрасные песни и красивую картинку, вызывающие позитивный отклик восприятия, многое в мультфильме кажется очевидно нелогичным, многое – слишком преувеличенным, многое – попросту странным. Просмотр с упором на логику, а не эмоции, приносит впечатление какой-то очень странной двойственности мультфильма, как если бы вы смотрели два фильма одновременно.
Самое очевидное это именно абстрактные диалоги. Выглядит предельно странным, как героини на протяжении всего мультфильма обсуждают страдания, изоляцию и прочее, никогда не произнося ничего конкретного о самой магической снежной силе, тем самым конкретика магии отодвигается на задний план, а на передний намеренно выдвигаются иные аспекты зашифрованной проблемы. Магическая сила работает как ширма для пронесения нужных идей.
По сути, отношения героинь Эльзы и Анны преподносятся как бы на трёх смысловых уровнях, один из которых явный, а два других подразумеваемые:
Персонаж Анны сильно раздроблен: с одной стороны, она подразумеваемый однополый партнер Эльзы (т.е. тоже гомосексуальной ориентации), с другой – в нескольких эпизодах она демонстрирует позиции людей традиционной ориентации в противовес гомосексуальности и тем самым становится антагонистом Эльзы, что создает некоторое противоречие для восприятия.
Что касается семейных отношений, в них также некоторым образом, как подпункт первого явного уровня сестёр, подразумевается взаимодействие представителей разных ориентаций внутри одной семьи – это о ситуации, когда в семье есть представитель сексуальных меньшинств, что может создавать разобщение между близкими родственниками.
Анализ
*В разборе не рассматривается сюжетная линия с политической интригой как незначимая для основной темы м/ф.
[Итак, в некотором местечке Эренделл живет королевская семья: Король с Королевой и две их дочери – старшая Эльза и младшая Анна. У Эльзы имеется волшебная сила: она может в различных формах колдовать снег, лёд, иней и т.п. Анна будит посреди ночи Эльзу, чтобы та с ней поиграла. Девочки играют вместе, старшая использует свою магическую силу, колдуя снег для игр, сначала все хорошо, но происходит несчастный случай: Эльза случайно поражает сестру магией, вызывая у той обморок и ведущее к смерти ледяное окоченение. Испуганные родители, обнаружившие Анну в опасном положении, немедленно собираются и везут обеих дочерей в секретное место к Троллям.]
Анна, уговаривая Эльзу поиграть, задает вопрос, не хочет ли та построить снеговика, на что далее по ходу истории внимание зрителя обращается много раз. Фраза «Построить снеговика» одна из ключевых, она указывает на совместное творчество, сотрудничество сторон (на всех смысловых уровнях из таблички). Сам снеговик своего рода символ первоначального плодотворного взаимодействия героинь (двух сторон в семье, паре, социуме), которые далее оказываются разлученными. Также если говорить об однополых партнерах, то снеговик как продукт совместного творчества – это общий ребенок.
*Линия со снеговиком очень интересно раскрывается к концу м/ф.
Казалось бы, все в порядке, девочкам весело вместе играть, но происходит несчастный случай, который вызывает магия («особенность») Эльзы. Это завязка сюжета. Из-за несчастного случая родители сестер и решают, что сила Эльзы опасна и должна быть спрятана, что вызывает страдания героини и дальнейшие перипетии сюжета.
Итак, особенность Эльзы проявилась с опасной стороны, Анна получила серьезное повреждение, и родители отвозят дочерей к магическим персонажам – Троллям – для установления «диагноза» и лечения.
Предводитель Троллей первым делом спрашивает, родилась ли Эльза с этой силой или была проклята. Родители отвечают, что она родилась такой. Это уточнение, на котором делается определенный акцент: т.е. «особенность», о которой идет речь в мультфильме, не приобретается как проклятье (= болезнь), а является врожденной.
Тролль сообщает, что магический снежный удар пришелся в голову (добавляя, хорошо, что не в сердце, потому что «голову легче изменить»), это раскрывает смысл предшествующего эпизода. Повреждение именно головы снежной магией – своего рода «обморожение» ума и метафора для предубеждения натуралов (Анна как символ представителя традиционной ориентации) перед гомосексуалистами (Эльза), что происходит во время игры, т.е. во время взаимодействия сторон. Несчастный случай - это неудача совместных действий.
Также изображается, что это происходит случайно и не по собственной воле. Эльза не желала того, что произошло (= гомосексуальное сообщество не желает такого эффекта). В результате несчастного случая между сторонами происходит дальнейший разрыв отношений (все смысловые уровни: стороны в семье, паре, социуме), который тянется до конца м/ф в качестве основного сюжетного конфликта необходимого к разрешению.
Сам несчастный случай с выявленными “шифрами” можно интерпретировать примерно так: гомосексуальное сообщество (= Эльза) по причинам, исходящим из природы особенности и её выражения (= магия и управление магией), во взаимодействии с традиционной социальной группой (= Анна) проявляет себя небезопасно (= случайно наносит удар), вызывая предубеждение (= повреждение головы), но не желая того (= Эльзе жаль, что так произошло).
***
[Предводитель Троллей исцеляет Анну и стирает ей память о том, что у её сестры есть волшебная способность, оставляя при этом все радостные впечатления от общения с сестрой. Он объясняет, насколько опасна сила Эльзы.]
Тролль с компетентным видом выносит рекомендацию убрать все воспоминания Анны о силе Эльзы, но при этом делает он это особым способом: он убирает специфику того, что снег и лёд в общих играх сестер колдовала Эльза, оставляя все те же случившиеся события в рамках природных условий.
Он уточняет насчет этого: «Не переживайте, я не отниму радость». Т.е. он оставляет впечатления радости для Анны от первоначального общения и игр с Эльзой. Это особый ход от создателей, который можно интерпретировать как своего рода символическую перемотку назад на уровне социальных групп.
Мультфильм в целом адресован людям традиционной ориентации, непринимающих гомосексуальность (о чем будет сказано подробнее чуть ниже), а момент с таким странным стиранием воспоминаний это как бы обращение: “забудьте о гомосексуальной ориентации этих людей как об особой специфике (стирание из памяти Анны всех воспоминаний именно о силе Эльзы), отнеситесь к ним просто как к людям и оставьте ту радость, которую приносит, или может приносить ваше взаимодействие (воспоминания Анны о радости от близости с Эльзой)”.
Также то, как Тролль говорит, что «голову можно переубедить», и его особенные манипуляции с воспоминаниями Анны дают отсылки к информационным технологиям как таковым, через которые возможно проводить изменения в общественном мнении и управлять им. Тролли – теневые персонажи, упакованные в позитивную форму мудрецов от Природы.
Дальше Тролль показывает Эльзе, что такое её сила и что с героиней будет происходить, изображая небольшую сценку силуэтов в воздухе: “Послушай меня, Эльза, твои силы будут лишь расти. В них заключена красота, но при этом и великая опасность. Тебе нужно научиться управлять ими. Страх станет для тебя противником”.
Он говорит «страх», показывая, как силуэты, окружающие Эльзу, из голубого цвета (нейтральность) становятся красными (агрессия) и нападают на неё с двух сторон, а не бегут прочь, пугаясь её силы, как могло бы быть в связи со страхом. Т.е. за упоминаемым «страхом» скорее подразумеваются агрессивные настроения, исходящие от окружения.
Тролль произносит «Страх будет твоим врагом» – это важно. Это то, на чем делается акцент: не неумение пользоваться силой будет врагом, а именно «страх», но в ином здесь смысле: в смысле агрессии, непринятия, нетерпимости и т.п. Также и собственный страх, но под воздействием настроений среды.
В итоге сообщение Тролля сформировано следующим образом: магическая сила Эльзы (= гомосексуальность) – 1) врождённая, 2) прекрасная (= естественная, невраждебная, имеющая творческий потенциал), 3) опасная, по причине страха (= непринятия) окружающих.