Мультфильм знакомит юного зрителя с различными зависимостями, какого-либо поучительного урока герои при этом не извлекают.
· В серии «Большой куш» Смешарики проиграли всё, что у них было, в игре на автомате, изобретённом Пином.
· В серии «Запретный плод» Лосяш из любопытства попробовал сок «жамалистового дерева» и приобрел зависимость.
· В серии «Бутерброд» Лосяш не может справиться с чувством голода, ему мерещится огромный бутерброд, который с ним разговаривает.
· В серии «Это сладкое слово «мёд» Копатыч зависим от мёда.
· В серии «Телеграф» показана зависимость от технологий, заменяющих живое общение. Хотя эта серия всё же может стать исключением, так как в ней зависимость показана в негативном ключе, и серия заканчивается правильным выводом.
· Лосяш постоянно играет в компьютерные игры, и это никак не осуждается. В серии «Игра» он настолько увлекся, что потерял связь с реальностью.
5) Герои мультфильма ругаются. Эвфемизмами, конечно. Ведь это детский мультфильм. Детский мультфильм – детские ругательства. Но приучить ребенка использовать слова-паразиты и эвфемизмы для выражения своих чувств – это значит допустить, что со временем он перейдет на более крепкие выражения.
· Ёлки-иголки (Крош)
· Укуси меня, пчела (Копатыч)
· Компрессия (Пин. Кроме того, Пин часто использует выражения на немецком языке)
· Дурочка из переулочка (Нюша)
· Дурак, дурочка, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее (разные герои)
· Нередко от героев можно услышать и фразы в стиле: “я…это … пойду, погуляю, что ли…”.
6) Теперь о характере персонажей. Как уже говорилось, в мультфильме нет отрицательных персонажей. Но есть ли положительные? Такие, с которых ребенку следует и хотелось бы брать пример?
· Крош – веселый, но глупый и совершенно не поучительный персонаж. Если ребенок будет брать пример с Кроша, то для родителей это обернётся непослушанием, гиперактивностью, глупостью.
· Ёжик – серьёзный и рассудительный. Но вряд ли какой-нибудь ребёнок выберет его в качестве примера: скучный «ботаник», полностью подчинённый лидерству своего гиперактивного друга.
· О свинке Нюше отдельный разговор. Глядя на неё хочется воскликнуть: «как это нет отрицательных персонажей? А как же Нюша?». Эгоцентричная, увлеченная собой, зацикленная на моде и своем внешнем виде. Имеет романтическую привязанность к Барашу, но часто обращается с ним неуважительно, эгоистично. Вызывает недоумение также тот факт, что Нюша, несмотря на отношения с Барашем, воображает романтического героя, некоего «Черного Ловеласа». Что должна подумать девочка, смотря этот мультфильм? Что нужно мечтать о недосягаемом идеале, а встречаться с тем, кто поближе и доступнее?
При просмотре складывается впечатление, что сюжеты многих выпусков взяты из популярных взрослых фильмов и сериалов. Но надо ли погружать совсем юных зрителей во взрослую жизнь, тем более, таким образом, как это показано в Смешариках? Помимо так называемых «свободных отношений», на примере Нюши в сериале присутствует тема продажной любви: в серии «Горы и конфеты» Нюша соглашается проводить время с Барашем в обмен на конфеты. К слову, сценаристы своих мотивов не скрывали.
«Барашу нравится смотреть на горы, сидя на качелях рядом с Нюшей, потому что так можно увидеть не просто какой-то там пейзаж, а именно что Горы. Но Нюше надоедает так просто сидеть, и Бараш ее подкупает конфетами. Милая, смешная детская и недетская (аудитория прошлых показов на СТС — от 4 до 45 лет с провалом от 17 до 25) история про любовь. И про то, как болит живот, если съесть много сладкого. Анатолий Прохоров, художественный руководитель «Смешариков», рассказывал, как сценарист Алексей Лебедев ее придумал. Ему как-то сказали, что раз он пишет для детей, то многих важных тем не может касаться по определению. «Нет таких тем, просто надо все так преподнести, чтобы было понятно детям», — уперся он. «Ты же не можешь сделать фильм о проституции!» — возразили ему. «На спор!» — сказал сценарист. Так получился мультик о продажной любви «Горы и конфеты».
В свою очередь, художественный руководитель и, по большому счету, главный идеолог «Смешариков» Анатолий Прохоров является по совместительству экспертом скандально известного форсайт-проекта «Детство-2030» по изъятию детей из семьи для воспитания в детских городах без родителей. В одном из своих интервью он откровенно заявил, что «Смешарики» – специальный проект, имеющий своей целью изменение сознания детей. Его отношение к роли родителей показывает отрывок из интервью:
А.Прохоров:«Вот смотрите, для нас обучение – это только школа, только классно-урочная система, и мы не очень понимаем, что существует два профессионала, (по счастью два, иногда один, к сожалению) рядом с ребенком – это его родители. Вопрос – они профессионалы или нет?»
Ведущий:«Они родители. Они обязаны воспитывать, наверное, но почему они должны учить, они же не учителя?»
А.Прохоров:«Если бы они только учить не могли, они и воспитывать не могут…»
Возможно благодаря именно такому отношению создателей мультфильма к семье во многих школах сегодня можно встретить плакаты, на которых герои мультсериала «Смешарики» призывают детей звонить по телефонам доверия и помогают продвигать в России Ювенальную юстицию: “У тебя появился братик? Позвони и пожалуйся, как тебе плохо!”.
Наркотики
Во многих сериях юного зрителя знакомят с разного рода зависимостями. Так как поучительная мораль в этих сюжетах отсутствует, то подобное знакомство вполне может спровоцировать интерес у ребёнка к этим зависимостям.
Секс
В серии «Новогодняя сказка» неосновной персонаж Тигриция ведет себя очень развязно, флиртует с несколькими героями.
Насилие
Сериал позиционируется, как без насилия, но в некоторых сериях герои сознательно подвергают себя и других опасности (серии «Ля», «Верь в меня, Ёжик», «Приятные новости»). Так же есть сцены, которые могут напугать ребёнка.
Мораль
Если и смотреть «Смешарики», то только «Азбуку здоровья» и «Азбуку безопасности», так как в них есть поучительная составляющая (но тем самым вы приучите ребёнка к этому бренду, а стоит ли?). Основные же серии затрагивают темы, не предназначенные для детей, несут негативный воспитательный посыл и в частности содержат пропаганду:
· Безответственного поведения
· Свободных отношений
· Потребительского отношения к близким
· Зависимостей
· Ругательств
Елена Ещеркина
«Снежная королева 2»
«Снежная королева 2»: Антигерои для детей
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Развитие личности ребёнка всегда связано с теми идеалами и ценностями, которые демонстрируют ему взрослые. Рассказывая сказки об отважных богатырях, читая книги о великих подвигах наших предков, создавая образы романтического героизма, мы помогаем детям сформировать внутри себя представление о настоящем человеке: смелом, добром, честном, волевом. Но если раньше эти задачи решали книги и истории, которые устно передавались от поколения к поколению, то сегодня эту функцию родители всё чаще перекладывают на телевидение. Кинематограф стал главным рассказчиком. Вот только его сказки всё чаще учат плохому, хотя названия, казалось бы, остаются прежними.