Система образов в мультфильме

Начнем с образа семьи. Сразу хочу отметить, что сценаристы удачно завуалировали образ современной семьи, представив его семьей пещерных людей для того, чтобы всегда имела место отговорка «Но это же каменный век, люди глупые, поэтому они и поступают в меру своего развития». Отсюда вопрос: если вы показываете в своем мультике «тупых персонажей», тогда какова аудитория этого мультика?

Любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что мультик с подобными персонажами не предназначен для детей. В воспитании ребенка большую роль играют четкие границы, разделяющие добро и зло, боль и радость, удовлетворение и обиду, правду и ложь. А в этом мультике стираются любого рода «моральные границы».

Семья Крудсов состоит из шести особей: Бабушка (Гран, мать Угги), Угги (жена Груга, мать Гип, Тунка, Сэнди), Груг (вожак, муж Угги и отец Гип, Тунка, Сэнди), Гип (старший ребенок, девочка), Тунк (средний ребенок, мальчик), Сэнди (младший ребенок, девочка).

1) Начнем с бабушки. С помощью образа Гран демонстрируется конфликт поколений. Груг ненавидит Гран, и Гран ненавидит Груга. На протяжении всего мультфильма вожак семьи хочет, чтобы она как можно скорее погибла. Разве такие отношения между родителями и прародителями позволительны в семье? И разве это тот образ пожилого человека, который следует показывать детям? (Смотрите видео с 00:00 до 00:50)

2)Угги (или Угга). Угги является второстепенным персонажем, которая в сложных ситуациях не предпринимает каких-либо действий. Образ матери совершенно не был раскрыт в данном мультфильме.

3)Сэнди аналогично Угги – второстепенный персонаж. Девочке около года (судя по тому, что она ходит на четвереньках и не разговаривает), и она изображена как дикое и невменяемое создание, которое на всех кидается и кусается. По моему мнению, её представили в таком свете с целью пропаганды мысли «не думайте заводить детей, посмотрите какие они дикие, и как с ними тяжело управиться!». (Смотрите видео с 00:50 до 01:21)

4)Тунк. Он изображен дураком, трусом, слабаком, которого даже не пытаются воспитывать. Главная цель присутствия этого персонажа в мультике– это придать контрастности образу его сестры Гип, чьё поведение полностью нацелено на продвижение идей феминизма и смешение социальных ролей мужчин и женщин. (Смотрите видео с 01:21 до 03:09)

Теперь наши главные герои:

5) Гип – стойкая, сильная, прыткая, ловкая, любопытная, бесстрашная. А теперь прочтите еще раз данные эпитеты, и задумайтесь, кому свойственно обладать такими чертами характера. Думаю, большинство согласятся с тем, что такие качества обычно присущи мальчикам. Но в нашем случае – это девочка. Теперь вспоминаем её брата Тунка, сравниваем и приходим к выводу, что создатели через эти образы доносят до зрителя следующий призыв: «Да вы посмотрите на этого мальчика, кто он такой? Бесхребетное создание, ты ему фыркни, он «ноги в руки и бежать». Вы лучше посмотрите на эту девочку, вот пример для подражания! Девочки, вам не нужны никакие мальчики, вы сами о себе можете позаботиться». (Смотрите видео с 03:09 до 04:04)

Также следует отметить, что в начале мультфильма камера часто фокусирует внимание зрителя на пятой точке и нижнем белье нашей героини, что абсолютно неприемлемо в детском мультфильме. (Смотрите видео с 04:04до 04:42)

Основная черта характера Гип – это её непослушание. Она бунтарка, она не слушается родителей, она делает то, что хочет. В одном из эпизодов Гип упрекает отца и «поднимает на него руку», при этом в этой ситуации она оказывается права.

Показать конфликт между разными возрастными группами можно было разными способами: хотя бы сделать так, чтобы Гип спокойным тоном обратилась к отцу и сказала: «Папа, мы всегда уважаем твое мнение, но в данной ситуации я и остальные члены семьи считаем, что нужно поступить иначе, пожалуйста, идем с нами». Но был выбран другой способ, который даёт образец откровенного пренебрежения мнением и статусом отца. (Смотрите видео с 04:42 до 05:30)

А вот как представлена в мультфильме любовная линия, а именно – отношения между Гип и Малым (о нём подробно дальше). Они нравятся и не безразличны друг другу. Но Гип ведет себя с ним как с игрушкой, она его может толкнуть или бросить. Сам Малой изображен слабаком, у него от одного «объятия» Гип – хрустит все тело… В их отношения Гип явный лидер. Феминизм, не так ли? (Смотрите видео с 05:30 до 07:01)

6) Наш следующий персонаж – это Малой. Смышлёный, изобретательный, ловкий, быстрый, веселый, находчивый и просто «красавчик», влюбивший в себя Гип. Чем вам не пример подражания для мальчиков? Но он в то же время – слаб, труслив, в силу своей физической ограниченности позволяет делать с ним все, что захочется Гип. А также в его образе присутствует щепотка «печали»: вся его семья погибла, и он стал сиротой. По современным меркам это не образ, а просто «бомба».

Давайте начнем рассуждать трезво. Почему одиночка (наш Малой) смог приспособиться к среде обитания лучше, чем целая семья? Это очень серьёзный вопрос. Идет незаметная подменна ценностей, а именно – лучше быть одному, чем с кем-то. Но это же не так. Истинная сила человека заключается в его друзьях, людях, которые готовы прийти на помощь в любую минуту. Сила в единстве, а не в индивидуализме. (Смотрите видео с 07:01 до 10:02)

7)И напоследок Груг – один из главных персонажей. Он настоящий вождь, истинный предводитель семьи. Центральным акцентом в его образе являются взаимоотношения с дочерью Гип. Груг – главный, он отец, он должен руководить семьей, и все должны его слушаться. Но это не так. Нашего вожака превратили в посмешище, в дурака, который ничегошеньки не понимает в жизни, и если бы наша отважная и непослушная Гип не была б таковой, то все бы они погибли под обломками пещеры. Он не несет никакой воспитательной функции, его дочь смеет кричать на него и поднимать руку, а он в ответ лишь молчит. Какой вывод можно сделать? «Дети, не слушайтесь родителей, они глупые, ничего не понимающие люди, поступайте так, как считаете нужным». Объяснять тут нечего. Подача детям такого образа отца просто непозволительна.

В конце мультфильма Гругу необходимо жертвовать собой ради спасения своей семьи. Ему предстоит перебросить всех своих близких на противоположную сторону обрыва, а самому остаться и погибнуть.

Продюсеры использовали хитрый прием. Он заключается в том, что персонаж на протяжении всего мультика ведет себя аморально, а затем будто «очищается» от всех прегрешений одним героическим поступком. На протяжении всего мультика Груг хочет, чтобы бабушка поскорей погибла, а сейчас он как ни в чем не бывало спасает её. Вот и яркий пример «стирания моральных границ» – можно любить и ненавидеть одновременно. А я скажу, что нет, нельзя. Такое отношение к старшим не позволительно по определению, с таким отношением к старику, как у Груга, человек не может называться человеком. А в конце мультика идет оправдание таких людей, мол: «Смотрите, он бабушку не любил, а в конце спас. Какой молодец!» (Смотрите видео с 10:02 до 12:55)

Наркотики

В одной из сцен образно показан бар и алкогольные коктейли. (Смотрите видео с 12:55 до 13:24)

Секс

Отсутствует.

Насилие

Присутствуют многочисленные сцены, в которых персонажам причиняется боль, которая тут же высмеивается.

Мораль

Не слушай родителей, поступай как хочешь, как считаешь нужным, в противном случае с тобой может произойти что-то непоправимое. В нашем случае, Гип могла погибнуть под руинами собственного «дома». Также мультфильм пропагандирует следующие поведенческие стереотипы: 1) неуважительное отношение к старшим; 2) превосходство девочки над мальчиком; 3) И как всегда в западных мультфильмах – боль другого человека показана как отличный повод посмеяться.(Смотрите видео с 13:24 до 14:24)

P.S.: Тем, кто уже посмотрел «Семейку Крудс», для сравнения рекомендую посмотреть советский мультфильм «Кот, который гулял сам по себе», чтобы почувствовать эту идейную пропасть, которую не скрывает даже яркая современная картинка.

Ростислав Мога

Система образов в мультфильме - student2.ru

«Смешарики»

Наши рекомендации