Мультфильм «Самолеты: огонь и вода» содержит как позитивные идеи, так и деструктивные, которые в привычном духе компании «Дисней» смешиваются в одной и той же истории.
Сначала о позитивной части:
Благородная профессия
«Самолеты: огонь и вода» убедительно представляет одну из самых благородных профессий – профессию пожарного. В прологе мы видим посвящение её представителям по всему миру, «которые рискуя собой, спасают жизни других». История показывает, как главный герой через эту стезю существенно совершенствует свою жизнь. Зрителю демонстрируются ценности подвига и самоотверженной помощи другим.
Командная работа и взаимовыручка:
Следом идет трансляция еще одной безупречной ценности – важности слаженной командной работы и взаимовыручки. Это демонстрируется через действия команды из Кривых Лопастей (Дасти и его друзья) и пожарной команды из Поршня Пика. Помогая друг другу, герои с успехом преодолевают затруднительные ситуации, чего не смогли бы сделать поодиночке.
Незацикленность и прогрессирование
Прекрасная идея представляется в завязке сюжета. Самолет Дасти, столкнувшийся с невозможностью продолжать свою спортивную карьеру, не отчаивается, не зацикливается на своей «травме», не позволяет ей сломать себе жизнь, сломить себя. Он решает заняться чем-то другим, что ему по силам, но столь же важным и ценным. Герой говорит: «У меня сейчас в гонках перерывчик, ну, и я, в общем, друзьям помогаю».
Такой же пример прогресса против зацикленности подает герой рейнджер Винт. Пережив большую потерю и разочарование, он «не опустил лопасти», а стал пожарным, чтобы продолжать достойную жизнь, при этом помогая другим. Винт говорит Дасти: «Жизнь не всегда складывается, как ты думал, но ты прилетел сюда стать пожарным и, если решил сегодня сдаться, представь, скольких ты завтра не спасешь».
Жизненные ситуации этих двух героев дублируются по смыслу, и благодаря тому, что оба не увязли в своих неурядицах, а имели мужество двигаться дальше, они обрели качественно обновленную жизнь. Прогрессирование (в форме становления пожарными) помогает обоим — Дасти в итоге решает свою первоначальную проблему – получает ремонт неисправности (*правда некоторые оговорки по этой линии будут представлены чуть ниже), а Винт обретает нового друга, которого он смог спасти в опасной ситуации, в отличие от упоминающегося давнего случая на съемках сериала.
Теперь о деструктивной части мультфильма:
Укрепление стереотипов
Мир машин представлен зрителю тождественным реальному миру, что достигается приемом легко узнаваемых аналогий и создает некую комичность. Однако в первую очередь это актуально для взрослых, поскольку узнаваемость обеспечивается тем, что многие из аналогий созданы на базе знакомых «взрослых» стереотипов низменного толка.
Например, через пожарную машину 01 очень активно выдвигается стереотип пожилого человека, постоянно нелепым образом жалующегося на здоровье. Это используется несколько раз в течение мультфильма, создатели при этом делают сильный акцент на реакции окружающих героя, показывая, насколько большое отторжение вызывают у них жалобы пожилого человека. Таким образом, м/ф передает неуважительную установка в отношении старости, пожилых людей.
01 показывает сирену (= выпускает газы), чтобы друзья послушали:
Реакция на демонстрацию прогнившего заднего моста:
Несколько раз повторяется стереотип так называемого «съема» женщин мужчинами, намек на «легкие отношения» между полами, а самый же основной упор делается на алкогольный досуг героев. Об этом будет подробнее сказано в следующих пунктах.
Паразитируя на низменных стереотипах, обширно размещенных в мультфильме, создатели подготавливают почву для их крепких позиций в детском сознании. Старость = плохо, легкие отношения = хорошо, алкоголь = хорошо.
Трибьют алкогольному досугу
Алкоголь продвигается посредством манипуляций с понятиями в мультяшном мире машин. В представленном мире «топливо» для машин и самолетов обозначает одновременно пищу (что является естественной потребностью) и равнозначным образом алкоголь.
Как это происходит: к примеру, в одном моменте второстепенный герой, оказывающийся под угрозой потери работы, говорит «на что я буду заправляться?», подразумевая топливо как его пропитание, «хлеб насущный», в другом же месте герои заявляют «а не заправиться ли нам чем-нибудь?», показывая дальше совместное употребление алкогольных напитков.