Не показывайте детям информационную продукцию «Дисней».
Евгения Кумрякова
«Рио»
Смещение социальных ролей среди мужских и женских персонажей в мультфильме «Рио»
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
В этом мультфильме центральными действующими лицами являются одновременно и люди, и животные, а точнее, птицы. При этом в отношениях главных героев видны явные параллели, которые будет интересно проанализировать, чтобы понять продвигаемые смыслы и модели поведения.
Сюжет
Главным персонажем из животного мира является голубой ара. По сюжету – это последний подобный попугай в мире (вообще, их оказывается два, но об этом чуть позже). На его плечи свалилась огромная ответственность – «быть последним самцом своего вида». Еще птенцом его похищают браконьеры, но во время перевозки коробка, в которой он находился, случайным образом выпадает из грузовика. Через некоторое время его находит девочка Линда, которая берет птенца на поруки и дает ему кличку «Голубчик». За 15 лет, проведённых у Линды, попугай привыкает к комфортным условиям жизни в её магазинчике, но он так и не научился летать.
В один прекрасный день к Линде наведывается орнитолог Тулио с новостью о том, что была найдена самка голубого ары, и с целью сохранения данного вида, Линде и её Голубчику необходимо поехать с ним в Рио-де-Жанейро. Наша героиня соглашается на предложение учёного, и они отправляются в дорогу. По прибытию в курортный город Бразилии, наши герои отправляются в центр-питомник, где Тулио спасает брошенных птиц. Там наш Голубчик знакомится с самкой голубого ары под именем Жемчужинка, а также со зловещим какаду Найджелом, который, в свою очередь, помогает ворам пробраться в питомник и похитить голубых ар.
После того, как они попадают в лапы браконьеров, попугаев сковывают цепью, садят в клетку и оставляют на ночь на складе, где уже содержится множество пойманных птиц. Благодаря умению Голубчика открывать клетки, нашим героям удается сбежать. В это же время абсолютно разбитая и подавленная Линда и её новоиспеченный друг Тулио расклеивают по городу листовки – «Пропала пара голубых ар».
Жемчужинка недовольна и огорчена тем, что она скована с птицей, не умеющей летать. Остаток ночи наша пара проводит в джунглях, а наутро они встречают тукана – Рафаэля. Он говорит, что может помочь решить «проблему со сковывающей их цепью». Рафаэль приводит их к бульдогу Луису, который снимает с них оковы. И тут откуда ни возьмись появляется тот самый злодей Найджел, хватает Жемчужинку и возвращает её в руки браконьеров. Голубчик видит это и, набравшись мужества, решает отправиться на миссию по спасению своей возлюбленной. Но у него ничего не выходит, и он тоже оказывается в когтях у Найджела.
Параллельно с этими событиями Линда и Тулио выходят на след браконьеров и узнают, что преступники собираются перевезти птиц в аэропорт прямо во время ежегодного карнавала и затем отправиться в другую страну с целью их продажи. Попытка остановить самолёт злодеев обречена на провал. Но ловкий клюв Голубчика помогает устроить «потасовку» на борту самолёта, и в итоге все птицы оказываются на свободе. Голубчик не может побороть свой страх перед полётом, а Жемчужинка не покидает его. За это время Найджел высвобождается, нападает на них, ранит Жемчужинку, и клювом о клюв сталкивается с Голубчиком. Смекалка нашего попугая опять на высоте, как следствие – Найджел за бортом, а самолет терпит крушение. Голубчик, обняв Жемчужинку, в свободном падении пикирует в океан, они обречены на смерть, но «сила любви» и поцелуй Жемчужинки заставляет позабыть его о своем страхе, и он, расправив свои крылья, начинает парить. В финале они находят своих хозяев, Жемчужинка поправляется, у них рождаются птенцы, все счастливы, хэппи-энд.
Следует отметить, что мультик является музыкальным. А также он обладает красивейшей графикой и огромнейшей палитрой красок. От пейзажей даже у взрослого человека захватывает дух, что говорить о ребёнке…
Но не всё так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Западный мультик не был бы таковым (в данном случае «западный» – имя нарицательное), если бы не ряд следующих «подводных камней».
Проблематика мультфильма
Подобные мультипликационные картины, где действующими героями являются люди и животные одновременно, всегда интересны, а для детей вдвойне. Что ж, давайте узнаем, каких героев нам представили студии “Blu Sky” и “20th Century Fox Animation”.
Образы животных
Образы главных героев
Начнём с фигуры Голубчика.
Наш попугай – одомашненная птица (проще говоря – домашний питомец), который не умеет летать, который готовит тосты своей хозяйке на завтрак, любит ласку и заботу, любит пить какао с зефиром и ночевать в своей клетке, привык к комфорту и уюту, ведёт себя мягко, робко и неуверенно. А Жемчужинка, напротив, родилась и большую часть своей жизни провела в джунглях, и как итог она – экспрессивная, эмоциональная, волевая, быстрая, юркая, проворная, любящая свободу птица. После данных характеристик создается впечатление, будто мужчина и женщина поменялись своими качествами друг с другом, не находите? Голубчик влюбляется в Жемчужинку с первого взгляда, а она не уделяет ему должного внимания и первое время вполне заслуженно считает его за «тряпку», а не за птицу.
При этом Голубчик совсем не ведет себя как эгоист, просто все, кто его окружают, относятся к нему с большим трепетом, почтением и уважением, и он воспринимает это как должное. В отношениях с Жемчужинкой наш герой остаётся таким же мягкотелым, робким и неуверенным в себе. Пытаясь объясниться в своих чувствах, Голубчик ведет себя глупо и нерасторопно. Робость мальчиков при общении с девочками – это вполне нормально, но в том случае, если мальчики ведут себя по-мужски, а девушки по-женски. Здесь же социальные роли во многом перевёрнуты, прежде всего по причине абсолютно немужского характера у Голубчика и неженского у Жемчужинки. Смотрите видео с 00:00 до 02:46.
Голубчик служит ярким примером того, какую важную роль играет среда, в которой растёт и развивается личность. Его женское/жеманное/слабохарактерное поведение является результатом воспитания – то есть тех условий, в которых он вырос. Аналогичным образом условия взросления повлияли и на характер Жемчужинки. При этом речь не идёт о том, что юному зрителю показывают «плохих героев», ему просто показывают персонажей, которые наделены несоответствующими качествами, что накладывает отпечаток на развитие всего сюжета. Поместив мужского персонажа в зону комфорта, а женского – в зону формирования волевого и сильного характера, режиссёры и сценаристы мультфильма вместо примера развития гармоничных отношений создали образец перевёрнутых моделей поведения. И это несёт вполне закономерный вред при трансляции на массовую аудиторию. Ведь дети будут брать пример именно с таких героев, которые показаны в мультфильме.
Не исправляет ситуацию и частичное преображение Голубчика к концу фильма. Приобретённое умение летать хоть и служит серьёзным этапом личного развития, но отнюдь не отменяет все те негативные моменты в его характере, которые показываются юному зрителю на протяжении мультфильма и которые, по сути, приводят к счастливому финалу.
Заканчивая тему о попугаях, следует добавить пару слов о Жемчужинке. Она демонстрирует образ женщины, которая при знакомстве с мужчинами, подобными Голубчику, займёт явно лидирующую и главенствующую позицию в семье, что изначально несёт в себе некий дисбаланс и сложности в деле построения гармоничных отношений.