Половой инстинкт как спусковой крючок отрыва дочери от матери
В линию противостояния матери и дочери вплетен существенно весомый аргумент для окончательного достижения нужного программирования: первые романтические взаимоотношения героини-дочери выступают как спусковой крючок для реализации отрицания в финале героини-матери. При этом любовная линия имеет завуалированный сексуальный подтекст, который формируется сюжетной структурой, метафорами и используемой героями двусмысленной лексикой.
Итак, Рапунцель обладает некой романтичной мечтой, связанной с её взрослостью – выйти из башни на своё восемнадцатилетие, чтобы увидеть на небе летающие «огоньки». С другой стороны исполнения мечты, напомню, как препятствие, противодействие ей, находятся злодейка Матушка Готель и перспектива вечного заточения в башне – т.е., образно, мать, её злая воля, паразитизм и обманы, несправедливо отрезающие главную героиню от того, чего она так желает.
Проследим, как реализуется эта линия.
Рапунцель проводится к исполнению своей мечты мужчиной-вором, Флином Райдером, причиной столкновения с которым, если посмотреть по факту, было его желание получить корону героини, хранившуюся в замке на случай возможного её возвращения в родной дом. Флин выносит корону, но, попав в ряд переделок после этого и постоянно теряя вещь в борьбе за неё с другими – не обретает её полноценно. Прячась от преследователей, герой оказывается в башне Рапунцель, избранной им как укрытие, где обладание короной от него вновь ускользает. Корона берётся Рапунцель в «заложники» и будет отдана Райдеру, если тот поможет исполнить мечту девушки, выступив проводником во внешний мир.
Несмотря на незнание героини, что это за вещь, собирается следующая метафора: желаемое обладание короной для Райдера зависит от Рапунцель, а она при этом и есть её фактический, истинный владелец.
Договорившись, герои отправляются в путь, попадают в разные ситуации, и когда сакральная мечта – лицезрение огоньков-фонариков – для героини наконец осуществляется, мы видим, что в исполнение её мечты на всех этапах от начала до конца чётко включен Флин, мужчина, интерес которого – это получение её личной ценности. Сцена с фонариками при этом имеет очень интимную атмосферу, фоном поётся любовная песня (а не просто песня об исполнении мечты). Т.е. по факту исполнения мечта оказывается любовного характера.
В чём символизм короны? Она, с одной стороны, связывает Рапунцель и Флина как сюжетная деловая договоренность, однако по ходу истории герои обнаруживают симпатию друг к другу вне своей сделки. Когда Рапунцель рассказывает Матушке во время их короткой встречи, разбавляющей эйфорию нахождения в большом мире, что, как героине кажется, она понравилась своему новому другу, Готель отвечает, что он просто вор и негодяй и хочет от неё только короны. Она советует провести «проверку» – отдать Флину то, что он хочет, и посмотреть, бросит ли он героиню на полпути, забыв про честь и договорённости. То, что говорит Готель, связывает тему любви и тему интереса Флина к короне воедино: «Рапунцель умней, она сбежать намерена, знает детка толк в любви», «Вот, что его держит! (о короне) Я ведь это вижу! Ты отдай и посмотри». Т.е. симпатия Флина к Рапунцель хоть и обозначена, но находится под вопросом и связана с короной: неизвестно до конца – искренние ли у него чувства или это обусловлено только возможностью в итоге прогулки получить от неё её личную ценность, корону.
В итоге, в сцене с фонариками Рапунцель, как ей и посоветовала мама, отдает Флину корону, говоря очень отстранённую фразу, подразумевающую, что она ему доверяет: «У меня есть кое-что для тебя. Наверное, нужно было отдать раньше, но я боялась. А сейчас я больше не боюсь, понимаешь?» И дальнейшее её благополучие теперь зависит от чистоты помыслов Флина: герой вывел её в мир и должен был в сохранности вернуть домой, а теперь, при преждевременной выдаче «заложника», он должен дать ответ, стоит ли он оказанного доверия – настоящие ли у него чувства к Рапунцель или это просто «желание короны», как выстроена ситуация и как сказала Матушка.
Также мы видим и некоторые другие метафоры любовного характера: при первой встрече с Рапунцель Флин пытался пленить героиню парой, грубо говоря, «пикап»-методов, что подано как бы комично. Однако «пикапер» – недетский герой, это «съёмщик» девушек для неблаговидных, неплатонических целей. При этом фамилия Флина – Райдер/“Rider” – в переводе с англ. яз. обозначает «наездник», что навевает ассоциации в ту же область. Ещё интересны некоторые эмоциональные реакции героев: в сцене у костра при рассказе Рапунцель, что она никогда не выходила из башни, она испытывает перед Флином ярко выраженное смущение, стыд, что логически выпадает из контекста сцены. Она испытывает не грусть или отчаяние от своего опыта заточения, а стыд. Перед мужчиной, с которым у неё завязываются чувства и отношения. Далее в сцене с огоньками при вручении девушкой короны Флину герой также передает выпадающую из контекста реакцию – он тоже словно смущается, что выглядит нелогично и не к месту.
В итоге, сопоставляя все метафоры этой сюжетной линии при её чётком любовном контексте, можно сказать, что под короной подразумевается невинность никогда «не выходившей из башни» Рапунцель, а под тем, что неизвестно, хочет ли Райдер-наездник только получения короны, личной ценности героини, в результате своей связи с ней– это образ сексуального интереса к девушке, который может не быть поддержан ничем большим. Т.е., метафорически, отдавая Флину корону, Рапунцель доверяет ему свою невинность. Сцена далее «счастливо» даёт понять, что у героя больший интерес к девушке, чем просто «получить корону» и смотаться – он её полюбил (что, судя по воровско-пикаперскому образу героя, выглядит ну крайне неправдоподобно). Мириады летающих фонариков же, оказываясь очень чётко завязанными на любовно-сексуальную сюжетную линию, можно интерпретировать как символ фактического совершения сексуального опыта.
Таким образом, мечта заключалась не просто в выходе из башни в большой мир через преодоление матери как ограничивающего зла, а конкретно во вступлении в любовно-половую жизнь – с аргументом, что уже пора, уже «восемнадцать». Напомню – при ранне-подростковом визуальном образе Рапунцель, а иногда и детском. Т.е. идея сексуализации продвигается соответствующе возрастному образу героини, ~ дети 6 – 13 лет.
После сцены с фонариками Флин попадает в ловушку, целенаправленно устроенную для него Матушкой Готель. И ситуация сперва выглядит так, что Флин обманул Рапунцель: забрал корону и исчез – иначе, воспользовался ею, «поматросил и бросил», как грозно предупреждала героиню Готель, и тогда Рапунцель траурно возвращается в башню (= под контроль лучше-знающей матери). Но в конце концов для неё открывается, что это Матушка подставила Райдера – образ умышленного очернения матерью возлюбленного своей дочери и его намерений, которые на самом деле были чисты, ради своей тёмной выгоды, противоречащей светлым интересам дочери. Очередная крупная вина – и снова на Матушке Готель. Как много грехов здесь собирает образ матери, очень поучительно.
Вместе с этим Рапунцель наконец открывается и то, что Готель похитила её ребёнком и все эти годы обманывала, прикидываясь её матерью. И финально затянувшийся конфликт собираются решать четверо – Готель, Рапунцель, Флин и хамелеон Паскаль, играющий роль союзника-подстрекателя Рапунцель по пути отрыва от матери (иногда кажется, что «Дисней» и в экранизацию «Колобка» смог бы добавить позитивную рептильную тему). В сцене вопрос ставится так, что для разрешения проблемы кто-то из тройки героев-людей должен умереть. С точки зрения центрального персонажа Рапунцель – должна выбыть либо связь мама-дочь либо связь дочь-возлюбленный, поскольку по логике м/ф эти отношения противоречат друг другу так же, как и мать и дочь и их интересы. И, конечно, «справедливо» устраняется Матушка (как сюжетное зло), сбрасывается с башни с помощью манёвра хамелеона. Добро как бы торжествует – право на свободу и сексуальную жизнь в детском или подростковом возрасте, зло как бы повержено: до свидания, матушка и матушкин контроль.
Ещё раз обратимся к тому, что исполнение мечты Рапунцель об «огоньках» было завязано по смыслу на достижение ею 18летнего возраста, но при этом, как уже много раз было сказано, героиня выглядит то подростком, то ребёнком. Её возлюбленный же, вор Флин Райдер по сюжету – 26-летний, хотя выглядит, пожалуй, ещё старше. Т.е. имеем «отличное» комплексное программирование от Диснея: мало того, что у девочек-зрительниц в целом растормаживается сексуальный интерес соответствующей гипер-романтизированной сюжетной линией с нужным подтекстом и, вероятно, сублиминальными секс-сообщениями, на присутствие которых в м/ф намекает один из постеров, далее продвигается «взрослость» и готовность к «любви» в 6-13 лет, ну а в довесок – человеком, которому стоит довериться, предлагается «26+»-летний мужчина в образе негодяя с благородной изнанкой, которую надо просто вывернуть своей добротой и чистотой, что изображается сюжетом (благодаря Рапунцель, Флин как бы исправляется «из грязи в князи» и даже имя у него при этом меняется на припрятанное настоящее, очень благозвучное, конечно же).
В качестве ещё одного аргумента по теме – чтобы любовно-сексуальной сюжетной линией соответствующий интерес у девочек-зрительниц растормаживался ещё более эффективно, создателями в отношении героя-любовника было предпринято следующее:
“Мы пытались сделать Флина Райдера самым красивым и неотразимым мужчиной среди героев Disney”, – рассказывает Ховард (1-ый режиссер м/ф). “Долго над этим работали. Однажды собрали женщин со всей студии на совещание на тему “Потрясный Мужик”. Мы притащили туда подборку фотографий красивых мужчин – насобирали их из интернета, из книг, женских кошельков и т.д. Дамы нам очень точно объяснили, что им нравится, а что – нет”. “Проблема была в том”, – вступает Грено (2-ой режиссер м/ф), – “что во всех без исключения самых красивых мужчинах планеты женщины находили недостатки”. “Досталось каждому. Идеальных мужчин не бывает”, – говорит Ховард. – “[…] мы попытались учесть все советы и создать невероятного красавца”. “Мы создали совершенство”, – говорит Грено.
И в итоге любовно-сексуальная сюжетная линия здесь – это то, что поставлено окончательно реализовать программируемый отрыв от матери, то, что нажимает финальную кнопку. Как только появляется «наездник»-Флин, Матушка начинает отходить в небытие для Рапунцель. В сцене в башне, после того, как Рапунцель заперла Флина в шкафу (при этом произнеся двусмысленную фразу «I’ve got a person in my closet» – перевод «Я заперла человека в шкафу», но также и «Я скрываю человека», т.е. как отсылка, что у Рапунцель кто-то появился), между Готель и Рапунцель происходит ссора, во время которой главная героиня выбирает НЕ доверять далее Матушке, которая не слушает её и выпускать её в мир не собирается – а использовать мужчину, который у неё появился («I’ve got a person in my closet»), довериться ЕМУ, а не Матушке, отношения с которой безнадёжны. И после стартует романтическая история, вывод из башни невинности и контроля, пока Матушка не вырезается окончательно как противоречащий «возвышенной» любви Флина и Рапунцель объект.
Заинтересовывание маленького зрителя в сексуальной жизни – это очень мощный ход, поскольку половой инстинкт имеет реальную движущую силу и способен перевешивать любое здравомыслие. Активизированный у человека преждевременно, в несознательном возрасте, он может стать опасным мотиватором для жизни, ну, а здесь вступление в первые любовные отношения вообще предлагается орудием убийства матери и её воли по отношению к ребёнку со стороны самого ребёнка, соответствующе запрограммированного в необходимости этих ранних отношений.
Если вы думаете, что ниже и хуже в этом мультфильме некуда, то ошибаетесь. Каждая деструктивная идея здесь цепляет другую, и нет этому конца, пока всё не замыкается в единый порочный круг.
Радикальный феминизм