Какие программы несет в себе диснеевский мультфильм «Покахонтас»?

Рассмотрим сюжет, стараясь отстранять лишнее и наслоившееся (это в первую очередь касается всей романтики, потому что здесь она просто отвлекающий от сути фактор), и, опираясь на реальную историю, укажем, какие символические роли играют те или иные персонажи – так будет проще понять правду.

Существует два народа – две культуры. У каждого народа есть своя территория и свой путь развития. Один из двух народов вторгается на землю вторых с озвученной недоброжелательной целью заполучения ресурсов (также подразумевается, но четко не упоминается цель захвата территории). Это индейцы и англичане. Англичане – сторона-агрессор. Они нападают. Индейцы – обороняющаяся от агрессии сторона.

После некоторого осмысления сюжета я вывела такие символические роли (пока только об индейцах, об англичанах будет упомянуто в конце):

Народ индейцев и их государство в мультфильме выступает в форме Вождя племени Поатана.

Их исконный путь развития показан в форме сильнейшего, достойнейшего из жителей племени – Воина Кокоума.

Также есть набор догм и ответов в форме Шамана Кекаты, которому известно, кто есть кто и что есть что, он воплощает в себе истинность.

Традиции и культурное наследие выступают в неодушевленной форме материнского украшения Покахонтас. Сама мать Покахонтас – жена Вождя, которая должна была бы символизировать культуру индейцев, умерла, от нее осталось лишь украшение (т.е. этим подразумевается, что от культурной целостности почти ничего не осталось, эта область для народа ущербна).

Ключевым элементом является главная героиня Покахонтас. Она символизирует своего рода появившуюся развилку на пути развития индейцев, выбор одного или второго пути.

Еще одна неодушевленная форма – сон с вращающейся стрелой. Вращающаяся стрела – это неудовлетворенная, пустующая потребность, к чему мы вернемся чуть позже.

У Покахонтас есть два спутника-друга – енот Мико и колибри Флит. Енотсимволизирует принцип животного, инстинктивного начала (инстинкт выживания, насыщение базовых потребностей, несмешанное с работой ума).

Колибри– это символ разума, логики, скептицизма. Оба символа имеют отношение ко всему народу, поскольку в мультфильме привязаны к символу выбора всех индейцев – к Покахонтас.

Также есть загадочный персонаж – бабушка Ива, о которой будет сказано позднее.

Перед тем, как на земли индейцев прибывают англичане, принцесса Покахонтас должна была выйти замуж за самого достойного человека племени индейца Кокоума – на символическом языке индейский народ должен был продолжить свой путь развития, как это было заведено. Вождь говорит дочери: «Тебе пора занять свое место среди наших людей». Насколько на Кокоума можно положиться, рассчитывать на его защиту, настолько же выбор его в качестве мужа для Покахонтас – правильный выбор (и в большем масштабе: поддержание своего уклада народом – хороший, верный путь развития). Это верность своему народу и своему государству. Принятие и продолжение традиции.

Так и должно было случиться, но незадолго до этого Покахонтас начал сниться один и тот же сон, где она бежит через лес к вращающейся стреле, которая останавливается и показывает на что-то, в какую-то сторону, но куда именно для героини тайна. Вращающаяся стрела, указывающая в неизвестном направлении – это определенное беспокойство, тревожность. Область, из-за которой народ индейцев может испытывать это глубокое беспокойство, – это область, отмеченная ущербностью и нехваткой. Как мне видится, отсутствие матери у Покахонтас, ее смерть символизирует нескрепленность народа культурой и традицией, отсутствие заботливой верности самим себе, отсутствие общей целостности.

Согласно мультфильму, в показанной общине индейцев нет этой главной женщины, а значит нет устойчивости, классически символизируемой женским началом, которое у них исчезло, умерло, нет матери-культуры, нет твердой связи с Родиной и общиной. В мультфильме представлено лишь упоминание об этом всем в форме доставшегося Покахонтас в наследство шейного украшения. Но напоминание о матери ее саму полноценно не сможет заменить, как напоминание о былом культурном единстве не играет роль этого единства. Напоминание – это напоминание, а также указатель, в каком направлении нужно восполнять себя. Именно поэтому возникает сон – символ ущербной области в жизни народа, с которой предназначено иметь дело Покахонтас, потому что через нее определяется то, по какому пути индейский народ пойдет в своем развитии.

Получая от отца украшение, Покахонтас тем самым получает обязанность по этой функции (которую не удалось выполнить ее матери): т.е. Покахонтас на базовом уровне должна стать достойной женщиной, достойной женой хорошего человека, а на более высшем уровне: должна восстановить любовь народа к самому себе, должна работать на благо связанности, сохранения и развития уклада своей общины. Ее отец говорит ей: «Наш народ обращался к твоей матери за мудростью и силой, и однажды они будут обращаться к тебе, как к ней». Это то, что должна сделать Покахонтас. Она должна сохранять преданность своей земле и своим людям, обращать свои благородство, силы и ум на пользу своего народа.

В то время, когда Покахонтас нужны разъяснения по поводу беспокоящего ее сна, вождь Поатан участвует в военных кампаниях по защите своего племени (выполняет свою функцию), поэтому дочери он никак помочь не может. Не имея рядом матери, Покахонтас обращается за разъяснениями к персонажу, поставленному на ее замещение – к бабушке Иве. Бабушка Ива – могучее многолетнее дерево, крепкое, огромное. Она советчик Покахонтас, часть природы, а значит чего-то исконного, истинного. Покахонтас ей безоговорочно верит, просит советов и прислушивается к ним.

Деструктивные идеи и смыслы

Но пора упомянуть о непрекращающихся по ходу развития сюжета подменах. Они сплошь и рядом в мультфильме, с самого начала развития сюжета. Под подменами я подразумеваю проносимые в подсознание ребенка-зрителя ложные, а также деструктивные идеи и смыслы, спрятанные во внешне безобидные позитивные, добрые формы. Подмены нагромождаются одна за одной в очень большом количестве.

К примеру, что видит ребенок во взаимодействии Покахонтас и бабушки Ивы? Покахонтас – это хороший герой (потому что она красивая, благородного происхождения и т.п.), следовательно, она на стороне добра. Она любит природу и умеет с ней общаться (что активно демонстрируется). Бабушка Ива – это дерево, дерево – часть природы, которую любит Покахонтас. Раз Покахонтас хорошая, значит все, что она любит – хорошее. Все, что говорит бабушка Ива – это хорошо и правильно.

По сути же на протяжении мультфильма своими влияниями персонаж бабушки Ива постепенно уводит героиню от правильного пути и играет свою завуалированную роль в истории о предательстве. Трудно сказать, как точно определить ее в символической системе мультфильма. Быть может, бабушка Ива и есть символ тех информационных технологий, с помощью которых у создателей есть возможность тайно воздействовать на ничего не подозревающих людей. К тому же в мультфильме это единственный волшебный персонаж, если не брать в расчет животных-мультяшек. Бабушка Ива имеет основное влияние на Покахонтас.

Подменами окутан и образ главной героини. Покахонтас представляется создателями безоговорочно позитивным героем. Она красива, подается наделенной такими положительными качествами, как самостоятельность, решительность, чуткость, любознательность, храбрость. Это не может не импонировать ребенку-зрителю. Однако нигде подразумеваемые положительные качества не проиллюстрированы в позитивном ключе, Покахонтас, может, ими и обладает, но не использует их для полезной деятельности. В этом заключается подмена.

Ее поведение во многом деструктивно (и до участия Ивы). Отслеживаются самоубийственные тенденции: прыжки с водопадов, плавание на лодке по наиболее опасным частям реки, наблюдение за чужаками с небезопасно близкого расстояния и так далее. Если бы мы рассматривали подобное поведение у настоящего человека, можно было бы говорить о потребности в адреналиновых всплесках. Такой острый риск обычно нужен людям с нарушенной чувствительностью, когда отчетливо воспринимаются только интенсивные ощущения.

Наши рекомендации