Из описания сюжета видно, что на поверхности лежат следующие смысловые посылы
1. Через Рядового нам демонстрируется образ недооцененного неудачника. На протяжении мультфильма он хочет сделать что-то полезное, а Шкипер всегда ограждает его от серьёзной работы, не веря в его силы. Шкипер не раз делает акцент на том, что Ковальски и Рико являются важными членами их команды. Рядовому досадно слышать постоянно эти слова. В конце мультика ему предоставляется возможность раскрыть свой потенциал, показать свои силы, что приводит к спасению всех пингвинов.
Как вывод: верь в свои силы, никогда не сдавайся, у тебя всё получится.
2. При сопоставлении Северного Ветра и четвёрки пингвинов нам демонстрируется, что не обязательно иметь много «крутого» оборудования, оно ничего не решает. Решает слаженность, быстродействие и взаимопонимание членов команды, так как пингвины всегда оказывались на шаг впереди Северного Ветра.
На первый взгляд всё красиво, а теперь давайте разберемся «каким соусом заправлено данное блюдо».
Что скрывается за красивой обёрткой?
Сразу отметим, что практически все действия в мультфильме не поддаются какому-либо здравому объяснению. Например. Пингвинами стреляют из пушки, наполненной под завязку динамитом (после чего они оказываются целыми и невредимыми, даже сажей не испачканы); один из главных героев способен выплюнуть любого рода предмет (далее об этом подробно); герои принимают абсолютно нелогичные и абсурдные решения, которые вопреки здравому смыслу приводят их к успеху. Конечно, мультфильм не должен быть абсолютно приземлённым, и везде есть место чуду, но когда весь сюжет построен на абсурдных событиях и действиях, нарушающих все возможные причинно-следственные связи, то просмотр такой картины чреват образованием «каши» в голове ребёнка. Важно формировать в ребёнке верное представление об окружающем мире с малых лет, но это, конечно, если вы желаете добра детям…
Образы пингвинов
1. Рико. Одним словом – это дебил. Он не умеет говорить, а может лишь мычать или произносить звуки типа: «Бэээ, мэээ…», ведет себя дико и неадекватно (может на кого-то наброситься или что-то поломать без какой-либо причины). Его главная «особенность» – это по команде Шкипера отрыгивать (извергать, выплевывать) из себя предметы. Это образ сверхдурости. При наблюдении ребёнком за этим героем, у него, на подсознательном уровне, вполне может возникнуть желание вести себя так же как он.
2. Ковальски – гиперумный. Быстро говорит и за считанные секунды может придумать невообразимый (с точки зрения реализации) план по решению любой проблемы. Он подстраховывает Шкипера, если у того закончились идеи. Центральным в его образе является то, что он влюбляется в сову Еву из отряда Северного Ветра. В конце мультфильма они даже целуются. Из этой довольно откровенной и даже вульгарной сцены подсознание юного зрителя закономерно подчерпнет для себя то, что «любовь» или сексуальное влечение может быть к кому угодно, в независимости от того, человек это или нет.
3. Шкипер – гиперсерьёзный командир. Он ни с кем не считается, он всегда прав. Одним словом – эгоист.
Его планы не поддаются здравому объяснению. К примеру, когда они летели в самолете (в который попали по ошибке), он приказывает выпрыгнуть своим подопечным и приземлиться на другой самолёт. При посадке на другой самолёт (пробив собой насквозь обшивку самолёта и проникнув в салон), они осознают, что он им не подходит, спрыгивают с него и приземляются, надув в полёте батут. И подобными сумасшедшими и неподдающимися рациональной логике выходками главных героев пронизан весь сюжет.
4. Рядовой – тихий и спокойный пингвин. О предназначении его образа было написано выше. А здесь можно отметить его гомосексуальные наклонности. В одной из сцен он целуется в губы с пингвином Рико, в другой переодевается в одежду женщины-русалки. Также, как уже упоминалось, Рядовой был первым, на ком Дэйв испытал свою сыворотку. Ему удалось спастись, но все-таки его немного «задело». И вот каким местом…
Неоднократно демонстрируется Рядовой со спины, видимо для того, чтобы ещё раз сфокусировать внимание зрителя на его оголённой «пятой» точке. Данные кадры, как и в целом подобные темы, неприемлемы в продукции для детей.
Также в мультфильме происходит подмена понятий – а именно нам говорится, что это команда пингвинов, которым даже в Форт-Нокс проникнуть не составляет труда. А на самом деле вся четверка действует в зависимости от обстоятельств и просто летит на рожон. Необъяснимым способом у них всё получается, они всегда выходят сухими из воды. А как же план? Как же обсуждение своих действий? Без этого любая операция обречена на провал, и о достижении какой-либо цели не может идти и речи. Действия пингвинов абсолютно противоположны действиям настоящей команды, но счастливый финал сформирует у юных зрителей впечатление, что подобное необдуманное и даже глупое поведение вполне естественно и ведёт «к успеху».
А вот звери из Северного Ветра изображены как настоящая команда. У них и план есть, и все необходимое оборудование для этого. Но пингвины необъяснимым образом всегда опережают их или просто мешают им. В конце мультфильма Шкипер смирился с их превосходством и согласился на то, чтобы они схватили Дэйва и освободили Рядового. Они продумали и обговорили свои действия и приготовили для этого все оборудование, то есть провели серьёзную подготовку. Когда же они проникают в логово Дэйва, и заставляют его поднять «щупальца вверх», на этом сцена обрывается, и через пимерно пять минут мы узнаем постфактум, что они были взяты в плен. Как и почему, остаётся неизвестно.
Кроме того, в мультике отсутствуют хорошие персонажи, с которых ребёнок мог бы взять пример. Даже в команде Северного Ветра, медведь Капрал чересчур нервный и несдержанный: при виде пингвинов он всегда берёт их на руки и тискает, что как бы не соответствуют его образу сурового белого медведя. А когда он узнает, что всем пингвинам мира угрожает опасность, его как психически больного бросает в конвульсии, и он начинает грызть окружающие его предметы. Агент Секрет, хоть и на протяжении всего мультика ведет себя серьёзно, в конце оказывается настоящем боягузом (начинает скулить и плакать) при виде смертельной опасности. С кого бы ребёнок не взял пример, образец будет явно порочным. Демонстрировать данный мультик ребёнку неблагоразумно.