Скрытая дискредитация материнства
Наиболее же всего интересны два момента со скрытой дискредитацией материнства. Первый – это вскользь появляющийся образ многодетной матери с детьми-«поросятами» на руках в сцене на рынке. Кадр выстроен так, что красавица Белль возвышается над образом этой отталкивающей многодетной матери. Рядом с Белль при этом нарисована клетка с отсутствующими прутьями как символ темы свободы/несвободы. В сцене подтекстом подразумевается свобода красавицы на контрасте с образом животной закабалённости многодетной матери. В песне, звучащей в этом эпизоде, многократно повторяется, что такая жизнь, как у жителей городка, плоха, и, тем самым, к составным «плохой жизни» относится и материнство.
Второй скрытый антиматеринский момент выстроен так: злодей Гастон, придя к Белль с предложением о женитьбе, расписывает девушке прелести совместной будущей жизни, включая рождение детей, и при этом кладёт ноги на стол. Белль с отвращением морщится в этом моменте – поверхностно её реакция относится к тому, что Гастон положил грязные ноги на стол, но скрыто эта негативная реакция ассоциативно связана создателями м/ф с темой материнства.
Интересно ещё, что Гастон говорит о шести-семи детях, а женщина с детьми на рынке просит у лавочника шесть яиц, после чего звучит чья-то фраза «Дороговато». Символическая цепочка, тем самым: дети = дороговато = неприемлемо.
Всё перечисленное демонстрирует сознательную антиродительскую направленность мультфильма. Напоминаем, что дискредитация и обесценивание родительства – это наиболее часто встречающаяся в продукции «Диснея» негативная тема, нацеленная на воспитание отрицательного отношения зрителей к своим родителям и к теме родительства в целом.
Превосходство женщины над мужчиной (-)
Также с этого мультфильма в продукции «Диснея» заметно начался сдвиг в сторонуфеминизации. В «Красавице и чудовище» мы видим первые нотки качественного дисбаланса женских и мужских персонажей у «Дисней» в сторону женских.
Белль позиционируется как прекрасная, интеллектуально продвинутая, всячески особенная и положительная девушка. Её же экранные пары – принц-чудовище и охотник Гастон – «два зла», несовершенные мужчины, один из которых заключен в последствия давнишней ошибки и почти отчаялся как-то разрешить свою судьбу, чего он к тому же по сюжету даже не может самостоятельно достичь, а второй – самовлюбленная и глупая деревенщина. Ни одного по-настоящему достойного мужского персонажа в мультфильме не наблюдается, а женский превосходит всех мужских – что является обычной характеристикой феминистских (а лучше сказать – феминофашистких) медиа-продуктов.
Всё становится понятнее, если учесть, что сценаристом мультфильма была феминистка Линда Вулвертон, написавшая сценарии и к другим характерным диснеевским продуктам: мультфильму «Мулан» (1998), фильмам «Малефисента» (2014), «Алиса в стране чудес» (2010) и «Алиса в Зазеркалье» (2016), также рассказывающих о превосходстве женщины над мужчиной.
Пошлость (-)
В мультфильме также классически для «Диснея» присутствуют различные пошлые моменты (потери штанов, демонстрирование волос на груди, рыгающий сундук, мужчина, одетый в пошлый женский наряд и т.п.).