Это, в хорошем смысле – взрослый мультфильм.
Калейдоскопическое мышление (бессвязные выступления Кеши, составленные из клочков ТВ- и радио-фраз), тема Родины и западной экспансии («Эх вы, серость! Это же бубль-гум! Хозяин привёз. С этой самой, ну как её… — Таити? — Вот-вот»), стереотипы успешной жизни («Хорошо живу, купаюсь в бассейне, пью джюс, оранжад… Да, да — прямо не выходя из бассейна»), культурное перебежничество («По вашим многочисленным заявкам братья Вайнеры исполнят песню Модерн Токинг!») – тонко и сатирически в детском мультфильме представлены темы, очевидно, апеллирующие к взрослому пониманию.
Как ни удивительно, весёлый мультик содержит также и серьёзный центральный мотив – предательство родного с его нерадостными последствиями. Во всех трёх сериях блудный Кеша не хочет поддержать своего хозяина и друга Вовку: сделать громкость телевизора потише, когда тот готовится к контрольной, поухаживать за заболевшим мальчиком в сезон каникул, спокойно отнестись к невозможности хозяина нарядить его, бедного, в модные джинсы, какие есть у толстого соседского кота.
Увлекаемый прочь от родного дома ошибочными грёзами успешной жизни, Кеша надеется на торжество своих не очень-то далёких, практически потребительских интересов, но этого и близко не происходит. Предав родной дом, попугай обретает незавидную участь: оказывается на помойке, где для пропитания даёт концерты для глуповатой местной публики, забесплатно продаёт себя прозападному домашнему тирану и до желания самоубийства позорит свою честь в совхозе «Светлый путь».
Вывод
Попугай Кеша – хоть и обаятельный и артистичный, но по сути анти-герой, себялюбивое, взбалмошное поведение которого противоречит серьёзным делам (учёба примерного Вовки, деятельность совхоза), из-за чего раз за разом блудному попугаю приходится пересматривать свои взгляды.
Мультфильм «Возвращение блудного попугая», в целом, представляет собой пример позитивного и светлого патриотического искусства, где предающий родное изображается нелепым, глупым и униженным, но миролюбиво призванным к возвращению в исходную точку на перевоспитание.
Наркотики
Есть сцена курения положительного персонажа в третьей серии.
Секс
Отсутствует.
Насилие
Отсутствует.
Мораль
Предательство родного – не только неуспешная модель поведения, но и унизительная и нелепая.
Евгения Кумрякова
«Волшебный фонарь»
Мультсериал «Волшебный фонарь» (Теремок ТВ): Второе дыхание диафильмов
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Возрастное ограничение: 3+
Сначала небольшая историческая справка: Волшебным фонарём в 17 веке был назван некий фантастический аппарат для проекции изображений, представляющий из себя деревянный или металлический корпус с отверстием или объективом, в который был помещён источник света: свеча или лампада, позднее электрическая лампа. Волшебный фонарь, внеся огромный вклад в развитие кинематографа, продолжал идти в ногу с техническим прогрессом, трансформировался и совершенствовался, в итоге превратился в диапроектор – устройство для просмотра диафильмов.
Тематика мультфильма
Не так давно на экраны вышел новый анимационный мультфильм «Волшебный фонарь» от компании «Теремок ТВ». Собственно, мультфильм и посвящён теме диафильмов.
Каждая серия мультфильма начинается с того, что главная героиня, девочка по имени Катя, просит Митю отложить в сторону свою приставку и посмотреть через диапроектор одну из сказочных историй. Митя, не желая отрываться от компьютерных игр, частенько начинает пререкаться с сестрой, но ей всё же удаётся разжечь интерес братика к историям, проецируемым на белой простыне. Таким образом, деткам объясняется, что помимо видеоигр в мире есть ещё много чего интересного, весёлого и познавательного, предлагается иной способ времяпрепровождения, о котором, возможно, многие из них даже и не догадываются.
«Волшебный фонарь» в лёгкой игровой форме знакомит зрителей с классическими художественными произведениями, которые, безусловно, будут интересны детской аудитории. «Остров сокровищ», «Маугли», «Капитан Немо», «Гулливер», «Алиса в стране чудес», «Путешествие к центру Земли» и многие другие истории расскажет данный сериал устами девочки Кати. Есть среди серий «Волшебного фонаря» и более взрослые произведения: «Майн Рид», «Моби Дик», «Сонная лощина», «Человек-амфибия», «Война миров», «Портрет Дориана Грэя» и прочие. Мультфильмы по более взрослым историям достаточно талантливо адаптированы для маленьких детей.
Все мультфильмы сняты по мотивам произведений, и поэтому не претендуют на абсолютную достоверность и точность изложения. Они либо передают главную мысль, сюжет и мораль тех произведений, по которым они сняты, либо дополняют их иными смыслами, объясняя детям какие-то полезные вещи, например, что много конфет есть вредно или плохо зазнаваться. Герои историй «Волшебного фонаря» чаще всего представлены в виде животных с антропоморфными чертами, что делает их ещё более лёгкими и понятными для детской психики, а персонажи, таким образом, становятся более яркими и читаемыми.
Рассуждения Мити и Кати
Митя и его сестра Катя по ходу просмотра диафильма часто обсуждают те истории, которые смотрят. Это очень хороший приём, который помогает разъяснить маленьким зрителям, о чём идёт речь в диафильме, или в чём состоит главная загадка и хитрость сюжета. Кроме того, герои довольно часто дают оценку происходящим событиям, выражают своё мнение, говорят о том, хорошо или плохо поступают главные герои, что, конечно же, помогает юным любителям мультфильмов разобраться в правильности поступков героев и извлечь уроки из рассказанных историй.
Наркотики
Отсутствуют.
Секс
Отсутствует.
Насилие
Конечно же, в представленных классических произведениях есть сцены сражений, драк и жестоких предательств, но истории «волшебного фонаря» либо обходят их стороной, либо умело нивелируют подобное.
Мораль
В начале каждой серии мультфильма звучит следующая мысль: «Давным-давно, когда мама и папа были ещё совсем маленькими, катались на санках, и прыгали через скакалочку, все сказки были добрыми, а фонари волшебными». Эта мысль полностью соответствует содержанию мультсериала.
«Волшебный фонарь» – это мультфильм, который знакомит юных зрителей с настоящей общепризнанной мировой классикой литературы, объясняет их художественную ценность. В историях «волшебного фонаря» нет никакой двусмысленности и размытости сюжета: добрые герои выглядят добрыми, злые – злыми, плохие герои всегда получают по заслугам, и справедливость всегда торжествует. Такой мультфильм – это очень хороший способ подготовить детей к чтению самих произведений и увлечь их миром книги.
Олег Ищущий
«Главный звёздный»