Толерантность или насмешка? (-)
Одна из основных социальных тем картины – инвалиды. Это и практически слепая подруга Дори – кит по имени Судьба, и приятель белуга, уверенный, что лишился эхолокации из-за травмы головы, и осьминог Хэнк, лишенный одной конечности. Также среди друзей по несчастью птичка Беки и тюлень – оба туповаты, из-за чего над тюленем все время издеваются его сородичи, а Беки только то и может, что ненадолго куда-то подлететь по просьбе друзей, после чего увлечься каким-нибудь ведром на голове и самозабвенно биться головой.
Главная героиня же постоянно крутится на месте, по три раза находя на себе один и тот же предмет (например, бирку о принадлежности к определенному аквариуму), и по-детски ему удивляется.
Какие чувства должен вызывать у ребенка этот набор различного рода больных существ? Сострадание? Желание позаботиться, помочь, посочувствовать? Возможно. Но этих животных никто не предлагает жалеть, никто не предлагает им помочь, и по сути это они спасают в финале едва ли не единственных здоровых персонажей истории – Марвина и Немо. Зато болезни главных героев на протяжении всего мультфильма становятся поводом для бесконечных глупых шуток.
Слепая Судьба и глупая птичка Беки все время бьются обо все головой, показывая самый низменный «юмор» киношников, основанный на чужой боли и унижений. Белуга, обнаруживший свою эхолокацию, становится жутко надоедливым из-за своей находки. Дори со своим недугом постоянно пытается познакомиться со всеми по десятому разу и так далее. Так что вместо важности проявления заботы о ближнем, которую должен был бы передавать мультфильм, получается наоборот – насмешка над больными персонажами.
Для некоторых детей с особым «потенциалом садизма и хулиганства» даже придуманы два тюленя, которые вечно издеваются над мечтающим присоединиться к ним тупым тюленем (обещают не выгонять его с камня и тут же нарушают своё обещание). При этом они показаны также положительными персонажами – друзьями Дори, Марвина и Немо, помогающими им в финале.
Жизнь по плану – это глупо (-)
Еще одна вредная идея мультфильма – это ненависть к планированию.
46-ая минута Марвин и Немо:
– Как бы сделала Дори? Она бы подумала, проанализировала ситуацию и вынесла решение!
– Нет, пап, так сделал бы ты!
– А как бы она сделала?
– Вот именно – она бы просто сделала!
Дори на 76-ой минуте:
– Что хорошего в планах?! Я планировала потеряться? Нет! Я планировала встретить Марвина и Немо? Нет! Я планировала встретить тебя? Нет! Конечно же, не планировала, потому что все самое лучшее происходит случайно! Это жизнь!
В случае с Дори в этом мультфильме так и есть: все, что с ней происходит хорошее – это симбиоз везения и безумных идей, которые только мультипликационным чудом приводят к победе, а не к поражению или смерти, как было бы в реальной жизни.
То она выпускает на оживленную трассу милейших зверьков, то выпрыгивает из одного аквариума в попытке попасть в другой, то остается на кислороде несколько минут, не позаботившись о воде и прочие дикие, необоснованные риски, которые в случае с Дори привели к победе, но в случае с реальным персонажем, скорее всего, привели бы к смерти, причем не только её.
Девиз «делай – потом думай», навязываемый мультфильмом детям, является ярким примером антивоспитания в современной мультипликации. В то время, пока родители всеми силами стараются привить ребенку умение анализировать, быть ответственным, понимать последствия своих поступков, уметь думать наперед, «В поисках Дори» учит: «живи сейчас, ничего не планируй, ни о чем не думай, рискуй и будешь счастлив!», что является не просто ложью, а откровенным вредительством.