Глава 1. Кино Германии и СССР в идеологических системах пропаганды стран.
Истоки традиций использования методов пропаганды в кино Германии и СССР 1930-х гг.
термин пропаганда
идеологические предпосылки
античная эстетика
тоталитаризм, ханна арендт, особенности тоталитарной пропаганды
конструирует реальность то есть создает миф
геббельс и цензура в СССР, монополизация и следоствия
на примере Лени Рифеншталь
основные приемы пропаганды, их адаптация в кинематографе
игровое кино как документалистика
Если завтра война 1938
Мобилизационные резервы пропаганды в кино СССР и Германии в начале Второй мировой войны
резкая смена курса после пакта о ненападении
(Изъятие фильмов, смена образа врага)
Вторжение в Польшу
Освобождение А. Довженко Ю. Солнцева
Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью.
враг англия
но ссср и не друг
как изменяется принцип подачи материала
кинохроника пропагандистские роты
в том числе реалистичность ко времени более тяжелых военных действий
германия против европы польши
Линия Маннергейма 1940
против финской компании
патриотические при в действительности не столь
реальные победы у немцев
вход совет войск в прибалтику
великие освободительные походы белорусия
Глава 2. МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЯ И ВРАГА В ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ СССР И ГЕРМАНИИ ( 1941-1945гг.)
2.1. Особенности конструирования образов героя и врага в фильмах 1941 – 1942гг. (начальный период)
Разгром немецких войск под Москвой Лев Варламов
Они говорят: "Судьба Гитлера предрешена", хотя тогда, в 1942 годах, до победного шествия на Берлин было еще далеко. Происходит формирование над-реальности, проводником которой в реальный мир служит в данном случае фильм. В октябре, когда начались съемки, немцы стремительно наступали на Москву, и положение непрестанно отступающей красной армии было катастрофическим. Несмотря на это, фильм изначально не предполагал
торжественно представляет сталина
Речь Сталина представляет собой яркий образец
на вас смотрят все народы европы, временно попавшие под иго немецкой тирании как на своих освободителей. великая освободительная миссия выпала на вашу долю вы ведете войну освободительную, справедливую. Таким образом, у СССР было то, в отсутствии чего Геббельс видел слабость союзников на начальном этапе войны: неясность того, за что они сражаются. Затем Сталин вводит фигуры А Невского и Д Донского, Суворова как образцов для вдохновения и подражания. "пусть осенит вас великое знамя непобедимого Ленина". Эпитет "демонских" по отношению к немцам работает на их расчеловечивание.
По сравнению с 1937 годом здесь заметно отсутствие реакции публики
однако монтаж строится таким образом, что парад танки под бравурную музыку появляются как бы по приказу Сталина
парад сов войск 7 ноябре 1941 года
кроме выступления сталина сняли. пара нет
сражение за Севастополь 1942
Die Frontschau
трансформация образа врага (собирательный) в условиях войны на два фронта
взять "Битву за нашу советскую Украину" 1943 А. Довженко параллельно с "Обороной, штурмом и взятием Севастополя" (1942), "Битвой за Севастополь и Керчь" (1942) и агитационными фильмами (напр., "Мы едем в Германию" 1943 г.).
2.2. Особенности конструирования образа героя и врага в фильмах 1943 г. (переломный период).
Солдаты отчизны: немецкая и советская кинохроника" (1941-1942), также "Сталинград" Варламова 1943 года можно сравнить с немецким "С камерой на Сталинград"
блокадный материал
В «Секретной информации для местных партийных руководителей за 1942— 1944 гг.» отмечалось: «Сталин мобилизовал в момент наибольшей для себя опасности (Москва, Сталинград) те духовные резервы, которые он до этого осуждал как реакционные и направленные против большевистской революции: любовь к родине, традиция (форма, ордена, звания, "матушка-Россия", дух народности, церковь), поощряя тем самым наивность, тщеславие, гордость и дух сопротивления. Этим изменением политической и идеологической линии и лозунгом "Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!" Сталин добился успеха»[2]
2.3. Особенности конструирования образа героя и врага в фильмах 1944- 1945 гг. (победный период).
Взятие Берлина
парад победы
Берлин” (1945, режиссер Ю. Я. Райзман
Заключение
статьи и фильмы, выпускавшиеся в соответствии с установлениями Министерства пропаганды, в большинстве своем теряли художественные достоинства в () следовании линии цензуры. Но механизм пропаганды Геббельса сам оказался произведением искусства в своей
способный к возрождению, он пережил крушение породившего его Третьего Рейха.
Почепцов Г.Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. — К., 1994
Список литературы.
1. Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино. - М., 1977
2. Рифеншталь Л. Мемуары / Перевод с нем. Ю. Архипов. - М.: Ладомир, 2006. - 704 с.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Сборник эссе. - М.: Культурный центр имени Гете, Медиум, 1996
4. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему. // Полис. Политические исследования, 2012, № 4, с.149 - 159
5. Бернейс Э. Пропаганда. - М.: Hippo Publishing, 2010
6. Липман У. Общественное мнение. - М.: ФОМ, 2004
7. Лев Гудков. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004