Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Интерпретация результатов (ключи)
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
БЛАНК
ФИО _________________________
Номер задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.
При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:
1 степень – более 95% – высокий интеллект;
2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего;
3 степень – 25-74% – интеллект средний;
4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего;
5 степень – ниже 5% – дефект.
Ключ к тесту
Серия A | ||||||||||||
Серия B | ||||||||||||
Серия C | ||||||||||||
Серия D | ||||||||||||
Серия E |
Таблица пересчета баллов
Оценка в баллах | |||||||||
Сумма очков за правильные ответы | 129-142 | 115-128 | 101-114 | 87-100 | 73-86 | 59-72 | 45-58 |
Нормальная композиция очков
Ожидаемое число очков по каждой серии | Серия | Сумма очков | ||||||||
A | ||||||||||
B | ||||||||||
C | ||||||||||
D | ||||||||||
E |
Стимульный материал
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A
Серия A
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
Серия B
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
Серия C
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
Серия D
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
Серия E
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
17. «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)
Направлены на изучение сформированности процессов анализа и синтеза.
Оборудование: 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает.
Инструкция для П.: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Если ребенок справился с .№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /.
Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.
Инструкция для Р.: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./
«Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик».
Если ребенок молчит, то П. добавляет :«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным».
По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как :
- Ты все правильно сделал?
- Ты уверен ?
- Это точно ?
Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается.
Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается.
Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь.
Дети с олигофренией помощь не воспринимают.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек.
8-9 баллов - ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - время работы над заданием от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - время работы ребенка от 41 до 50 сек.
2-3 балла - ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний .
2-3 балла - низкий .
0-1 балл - очень низкий.