Е. Интерпретация методики «Хороший–плохой и я» («ХПиЯ»)
Концентрация внимания, работоспособность, задержка речевого развития, сформированность внутреннего плана деятельности, готовность к позиции ученика : анализируется способность ребенка точно следовать заданной инструкции; зрительно–пространственные представления, органические нарушения головного мозга, эмоционально–личностное развитие, невротические реакции, социально–психологическая адаптированность.
Медленная врабатываемость: неточное выполнение методики «БУСЫ» по Венгеру и точное выполнение инструкции методики «ХПиЯ» (соблюдение требований к размеру «хорошего» и «плохого», отсутствие других, кроме изначально выбранных, цветов для рисования, наличие 4-х цветных «кружков»: двух –»хорошими» карандашами в верхней части листа и двух –»плохими» карандашами в нижней части листа, при этом «кружки» могут быть нарисованы на разных листах –последний факт может свидетельствовать об активности, импульсивности, возбудимости).
Низкая работоспособность: точное выполнение методики «Бусы» по Венгеру и неточное выполнение «ХПиЯ»;
Недостаточная концентрация внимания: неточное выполнение одной из двух выше названных методик;
Задержка речевого развития: помимо данных по методикам, интерпретация которых будет представлена ниже – неточное выполнение обеих методик (при отсутствии явно «дошкольного поведения»).
Сформированность внутреннего плана деятельности: точное выполнение обеих методик.
В пользу креативности свидетельствует выбор более двух карандашей (если при этом ребенок спрашивает об этом у психолога).
Перцептивная зрелость: оценивается качество рисунка «хорошего» мальчика или девочки по стандартной шкале Керна–Йерасека.
Развитие тонкой моторики: исследуется нажим, отсутствие дрожащих линий, наличие мелких деталей в рисунке, «ровность», уверенность линии и т.п. (рассматривается наряду с другим графическим материалом).
Выбор «хороших» и «плохих» цветов интерпретируется стандартно, по Люшеру. При этом допускается, что два «самых хороших цвета» соответствуют двум первым позициям цветового ряда, а два «самых плохих» – двум последним позициям (см. «Методические рекомендации к использованию восьмицветового теста Люшера», МОЦПОиПП,1995, Бахурина Е.С., или др.).
Особенности личности: помимо цветовых предпочтений исследуются все три изображения.
Часто неосознаваемая тревога, связанная с формирующимся образом «Я» – отказ от изображения самого себя, а также формальное, иногда механистическое изображение;
Достаточная сформированность образа «Я» – автопортрет приближается к реалистичному: ребенок изображает себя в собственной одежде, цветом волос (даже при запрете использовать другие цвета), рисунок более четкий, «выписанный», чем даже изображение «хорошего».
Социально–ориентированное (на общение, социальные нормы) поведение – подчеркивание внимания к лицу; кстати, изображение лица с закрытыми глазами, отсутствие или стертые черты лица могут свидетельствовать о страхах перед общением, перед людьми, тем больших, чем чаще встречается.
Изображение автопортрета без рта – тревоги, связанные с речью: встречается у детей с артикуляционными трудностями, заиканием, в ситуации запрета взрослыми на спонтанную громкую речь, – скажем, в коммунальной квартире.
Тревоги, связанные с моторной неловкостью: навязчивое изображение рук с растопыренными пальцами, изображение рук «плохим» цветом, отделение рук от туловища, двойные линии и/или двойное изображение рук: встречается у «заводных», возбудимых детей, которые часто в качестве предпочитаемых выбирают красный и желтый цвет; руки, спрятанные за спину – чаще встречаются у более робких, «тормозных» детей, особенно у девочек. В ряде случаев это показатель гиперопеки в семье: например, при авторитарной бабушке.
Следует обратить внимание на «одежду» «хорошего» ребенка и изображения себя. Изображение «хорошей» девочки в брюках, «хорошего» мальчика в одежде, напоминающей женскую может свидетельствовать о поло–ролевых конфликтах, сложных отношениях с противоположными по полу братьями или сестрами.
При анализе самооценки рассматривается соотношение «хороших» и «плохих» цветов в автопортрете. В норме (при положительной самооценке) явно преобладают «хорошие» цвета.
Изображение частей тела «плохими» цветами позволяет говорить об определенных проблемах личности: лица – социальных контактов, рук – практической деятельности, туловища – соматические проблемы: болезни, излишний (по мнению окружающих, в первую очередь родителей) вес или рост ребенка, «некрасивая» одежда и т.п.
Следует обратить внимание на порядок рисования фигуры: то, что рисуется в первую очередь, символизирует наибольшую важность и приемлемость ценностей для личности. В норме рисунок начинается с изображения лица. Пример: один мальчик 6 лет скрупулезно изобразил штаны с карманами, к которым затем пририсовал ноги, руки и, наконец, голову. В процессе консультирования выяснилось, что до обследования мама научила его рисовать человека, хотя прежде он никогда не рисовал людей. Мальчик крайне ригидный, избегает общения со сверстниками, чем его мама была весьма довольна, при этом находится в симбиотической связи с матерью, которая проводила с сыном все свободное время, хорошо его интеллектуально подготовив. Однако при индивидуальном обследовании на любой неожиданный для ребенка вопрос он отвечал стандартно: «Нет ответа». Рисунок же «штанов с карманами» оказался результатом сложной маминой проекции: она ожидала рождения другого ребенка.
Тревога также может выявляться при изображении той или иной части тела двойной линией: скажем, акцентированное изображение шеи может говорить о проблемах самоконтроля: у одной живой девочки, хорошей ученицы, изобразившей себя подобным образом, выяснился конфликт между потребностью отвлекаться (вокруг столько интересного!) и желанием отлично учиться, при этом приходилось напрягать всю волю! Выяснилось, что у девочки действительно часто болела шея.
Следует также обратить внимание на расположение рисунков на листе: изображение себя в нижней части листа может говорить об испытываемом ребенком авторитарной давлении со стороны родителей, особенно, если автопортрет небольшой по размеру; иногда потребность в свободе, напротив, может выражаться в импульсивном рисунке высоко в верхней части листа, так, что при рисовании с ног голова уже не помещается.
Интенсивное раскрашивание рисунка «плохим» цветом символизирует скованные эмоции по типу «парового котла».
Раскрашивание всего листа чаще встречается у возбудимых детей с органической симптоматикой. Об органике также свидетельствует часто встречающееся изображение под наклоном, обычно вправо, не менее, чем на 10–15 градусов; а также присутствие множества «лишних» линий и даже каракулей.
Особенно следует обратить внимание на «конфликтный» образ «хорошего» и «плохого»: когда в качестве «хороших» цветов выбираются «дополнительные» (по Люшеру) – черный, коричневый, а в качестве плохих – основные (синий, красный, зеленый, желтый). Иногда «хороший» мальчик иронически изображается «нюней–девчонкой», а «плохой» – «крутым суперменом». Такие изображения также свидетельствуют об инверсивном формировании ценностей у ребенка. Изображение различного оружия, системы защиты интерпретируется традиционно.
Иногда могут встречаться случаи, когда ребенок все время, отведенное на три рисунка, тратит на изображение «плохого». Это может свидетельствовать о навязчивых переживаниях страха, связанных с пережитым ранее эпизодом, где источником страха мог быть «плохой дядя». В этом случае, для подтверждения гипотезы, следует провести углубленное проективное обследование, если данных недостаточно.
Отказ от изображения «плохого», который сочетается с рисунком самого себя иными, нежели по инструкции, цветами, может свидетельствовать как о снижении концентрации внимания в процессе работы, недоразвитии речи, так и о страхе ребенка оказаться «плохим»: один мальчик, пришедший на обследование с авторитарным отцом, воспитывающим в сыне «самостоятельность» и оставившим его одного в незнакомой обстановке, сел на заднюю парту и плакал первое время от страха. Он отказался рисовать «плохого», так как «плохих нет».
Подчеркивание половых органов в рисунке чаще всего может свидетельствовать о вовлечении ребенка в область этих несвойственных ему переживаний: это может быть отголоском какого–то случая, который вызвал эмоциональную реакцию. Иногда такие рисунки могут быть у детей, чьи родители позволяют детям смотреть эротические фильмы, общение с более старшими детьми и т.п.
Хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что описание качеств характера детей 6–10 лет в терминах «взрослой» личности вряд ли является допустимым: ребенок в 6–8 лет вряд ли может быть «надменным», «заносчивым», «жадным» и т.п.: использование психологом или педагогом подобных терминов лишь говорит о его некомпетентности. Поведение ребенка в младшем школьном возрасте (и чем он младше, тем это справедливее) чаще является сложным результатом влияния родительской матрицы поведения, истории его развития (скажем, факты психической депривации), воспитательного влияния педагогов (которые также влияют на ребенка еще и своей личностью, системой ценностей, эмоциональным состоянием, незначительных наслоений общения с другими детьми, теле– и видеопродукции (также определяемых родителями), а также особенностей развития нервной системы и мозга.
Мы считаем нецелесообразным более останавливаться на широко известных признаках интерпретации графического материала, поскольку по этому вопросу существует обширная литература. Предложенная выше интерпретация является дополнением, полученным в ходе собственной консультативной практики.
Ж. «Волшебная палочка»
Особенности эмоционально–личностного развития, возможные страхи, агрессия, особенности семейных отношений в понимании ребенка и т.п.
В норме ребенок предпочитает «превращаться» в положительных героев, чаще наиболее популярного «мультика», например, в «Покемона». Среди девочек часто встречаются «принцессы» и «добрые волшебницы», Среди мальчиков – супергерои типа Бэтмена и т.п. О некоторой эмоциональной инертности ( чаше в рамках нормы) или даже внушаемости свидетельствует произвольное превращение в одного из персонажей, которые только что были предложены детям в игре. «Превращения» в зайчиков, котиков и прочих позитивных персонажей также является вариантом нормы.
Однако изредка ребенок может нарисовать персонаж, значительно отличающийся от нормы. Например, одна девочка нарисовала себя в виде «невидимки». При беседе с родителями выяснилось, что она очень болезненно переживает соперничество со старшим братом, которого родители постоянно ставят ей в пример и с которым она перманентно дерется. Изображение себя в виде излишне механизированной (если не навеяно темами последних мультиков) или устрашающего персонажа может свидетельствовать о наличии эмоциональных нарушений у ребенка. Причем, характер изображения указывает на основную локализацию эмоциональных проблем.
З. Методика «БУСЫ–2»
Работоспособность, характеристика деятельности при утомлении, склонность к пресыщению, развитие творчества, общая осведомленность, общий рисунок деятельности, гибкость деятельности, способность к выполнению монотонной работы, произвольность и т.п.
Напоминаем, что эта методика предъявляется в конце работы, когда дети уже достаточно устали, поэтому данная методика является достаточно хорошим индикатором всех особенностей деятельности.
В первую очередь следует обратить внимание на то, сумел ли ребенок выполнить работу до конца. Если да, то можно говорить о достаточной произвольности.
Снижение работоспособности – неполное выполнение работы, ухудшение качества рисунка к концу, появление не закрашенных или закрашенных одним цветом бусин, «редкие» бусы, явное увеличение размеров бусин к концу.
Утомление по «тормозному» типу – при неполном выполнении работы, появлении не закрашенных или закрашенных одним цветом бусин;
Утомление по «возбудимому» типу – «редкие» бусы, крупные бусы, увеличение бусин к концу;
Снижение гибкости деятельности, переключения внимания при утомлении – появление стереотипных бусин.
Развитие творчество – ребенок работает достаточно долго, рисунок бусин разнообразен по форме и по цвету.
Хорошее развитие произвольности и внутреннего плана деятельности – следование определенному принципу при рисовании: например, вначале ребенок рисует все синие бусы, затем к каждой синей присоединяет красные и т.п.
Периодическое появление крупных бусин после серии мелких тенденция к сдерживанию своих импульсов, которые рано или поздно проявляются;
Все бусины выполнены одним цветом или не раскрашены вовсе значительное утомление и/или низкая мотивация выполнения. Чаще встречается у мальчиков.
Иногда рисунок бусин может стать индикатором недостаточной общей осведомленности или педагогической запущенности: один мальчик нарисовал вместо бусин тонкие разноцветные линии. При консультировании родственников мальчика выяснилось, что его забрали из семьи, в которой мать лишили материнских прав за алкоголизм и плохое содержание ребенка. Мальчик никогда ранее не видел бус.
Однако при подозрении на низкую общую осведомленность или педагогическую запущенность следует быть максимально корректным, особенно при консультировании родителей. В таких случаях показано углубленное психологическое обследование. Кстати, в пользу педагогической запущенности может говорить недостаточное речевое развитие при нормальной способности к восприятию устной речи (несформированность способности к обобщению слов, отсутствие навыков опосредованного запоминания и т.п.)
Исследования Сорокиной воспитанников детских домов показали, что у детей, перенесших психическую депривацию в раннем возрасте и, следовательно, имеющих ограниченный чувственный опыт, чаще наблюдается недостаточность зрительных представлений и пространственных операций; вообще у таких детей образное мышление оказывается более слабым, чем вербально–логическое. Но при этом необходимо исключить влияние органических нарушений.
По нашим наблюдениям, которые согласуются с многочисленными исследованиями, дети, имеющие эмоционально–личностные проблемы, оказываются не только менее успешны в нерегламентированной, творческой деятельности, но и имеют, как правило, более низкую мотивацию учения, вообще проявляют более низкую активность мышления. Такие дети часто проявляют повышенную конформность. Такие дети вместо собственного творчества предпочитают списывать; неуверенность в собственных силах значительно влияет на их школьные успехи.
По нашим наблюдениям воспитанников школы–интерната (начальная школа, дети из сложных семей, в интернат попадают после иногда неоднократного повторного обучения в первом классе), потребность соответствовать неким внешним требованиям педагога проявляется в формальном выполнении задания. Так, пытаясь написать как можно больше слов, начинающихся на определенную букву, многие дети предпочли пойти по пути написания бессмысленных слов, но при этом точно следовали инструкции: все «слова» начинались на указанную букву.
Похожие результаты были получены при обследовании одного из коррекционных классов.
При обследовании детей из «обычных» классов такие случаи встречались крайне редко.
В заключение хочется пожелать начинающим психологам больше объективности и осторожности при интерпретации полученных данных.
Не следует забывать важность и такого фактора, как возраст. Шестилетний ребенок резко отличается от семилетнего, поэтому, прежде чем дать свое окончательное заключение, это следует принять во внимание.
Кроме того, хочется напомнить, что наиболее трудоемкой и ответственной частью диагностической работы является даже не интерпретация, а консультирование родителей и педагогов по результатам полученных данных.
Приложение 1
Форма психологического заключения¹
Ф.И.О._______________________________ Возраст________
Дата обследования_____________
1. Поведение во время обследования________________________________
2. Общая осведомленность__________________________________________
3. Речевое развитие:
- Способность слушать и переводить в план практических действий речевую инструкцию___________________________________
- Способность к анализу–синтезу и сформированность конкретных понятий___________________________________
- Речевая память (опосредованное запоминание)_______________%
4. Сформированность зрительных представлений_____________________________________
5. Сформированность зрительно–пространственных представлений____________________________________
6. Внимание:
- Концентрация внимания_______________________________________
- Распределение внимания (умение работать по образцу)_____________
- Переключение внимания_________________________________________
7. Развитие тонкой моторики________________________________________
- Работоспособность и др. особенности деятельности________________________________________
- Учебная мотивация___________________________________
- Произвольность_______________________________________
- Рефлексия____________________________________________
- Креативность__________________________________________
- Эмоционально-личностные особенности_______________________________
Общие рекомендации:_________________________________________
Психолог __________________________
_______________________________________
¹При заполнении формы заключения (для родителей) психологом, чтобы избежать возможных конфликтов, рекомендуется использовать «обтекаемые фразы»: «функция сформирована хорошо» – «достаточно» («по возрасту») – «нуждается в развитии»;