Интерпретация полученных данных
Основными принципами при интерпретации данных являются:
- опора на форму и содержание заключения (которое разрабатывается, исходя из определения психологической готовности к школе) – см. Приложение 1;
- гипотетический принцип: психолог проверяет гипотезу, возникшую при анализе данных по одной методике, с помощью других методик. Если по другим методикам гипотеза подтверждается, значит, гипотеза приобретает статус факта с высокой степенью вероятности. Вероятностный подход: психолог может ручаться за свои выводы примерно на 70–80%, даже после получения сведений от педагогов и родителей. 70–80% – говорят о высокой надежности методик;
- использование эмпатии и вчувствования (особенно на проективных методиках), поскольку этот метод вовсе не противоречит принципу вероятностного подхода. Этот метод начинает работать тем лучше, чем больший опыт по работе с методикой у психолога.
А. Проба «Напиши свое имя»
Тонкая моторика, навыки письма, «зеркальность» письма, общая педагогическая подготовка, скорость врабатываемости.
При медленной врабатываемости, низкой стрессоустойчивости ребенок может отказаться от выполнения этого задания. Но, поскольку ребенку, как правило, приходится подписывать несколько листов на протяжении всего обследования, можно выявить, с чем связан такой отказ: с незнанием букв или с растерянностью в первый момент.
Нам представляется, что интерпретация данных по этой пробе достаточно очевидна для любого педагога и наблюдательного человека вообще.
Хочется только еще раз напомнить, что то, как напишет ребенок свое имя, иногда может оказаться единственным явным источником информации о том, «зеркалит» ребенок или нет.
То же можно сказать о развитии навыков письма и тонкой моторики.
Б. Методика «БУСЫ» (по Венгеру)
Скорость врабатываемости, темп деятельности, концентрация внимания, сформированность внутреннего плана деятельности, речевое развитие, умение слушать взрослого и переводить речевую инструкцию в план практических действий, тревожность, развитие тонкой моторики, иногда – общая осведомленность.
Требования к выполнению: ребенок точно выполняет требуемое задание. Допускается рисование бусинок левее или правее центра.
1. Скорость врабатываемости: сравнивается точность следованию инструкции в «Бусах» и «Хороший–плохой–Я», «4-ый лишний» (см. выше): правильное выполнение задания «БУСЫ» говорит о достаточной скорости врабатываемости. Недостаточно точное выполнение задания по методике «Бусы» (ребенок не выполняет хотя бы одно из условий) и точно выполняет задание «ХПиЯ», успешно (см. ниже) справляется с заданием «4–ый лишний» – медленная врабатываемость. Может быть обсловлена низкой стрессоустойчивостью (робость, отказ от работы «Я не умею», плаксивость, стирание нарисованного, расположение бус в левой части от центра, отказ от раскрашивания бус), медленным темпом деятельности (медлительность при выполнении других заданий). О медленном темпе врабатываемости свидетельствует также отказ от работы по первым заданиям.
2. Темп деятельности: ребенок выполняет большинство заданий медленно. Следует проанализировать, какого именно рода задания выполняются в низком темпе: медлительность может быть связана с моторной неловкостью, отсутствием навыков рисования, копирования, анализа и обобщения понятий и т.п.
3. Концентрация внимания: неточное выполнение инструкции по методике «БУСЫ» сочетается с периодическими «провалами» точности выполнения заданий по другим методикам, пропуском заданий и т.п. При этом ребенок достаточно успешно справляется хотя бы с некоторыми заданиями «4–ый лишний», хотя бы при индивидуальном устном тестировании.
4. Сформированность внутреннего плана деятельности: тесно связана с речевым развитием и свидетельствует о способности ребенка удерживать в памяти несколько условий одновременно. О сформированности внутреннего плана деятельности свидетельствует успешное выполнение задания по «Бусам», а также по методике «ХПиЯ», «4–ыйлишний» и др.
5. Речевое развитие: успешное выполнение вышеназванных методик говорит о достаточном речевом развитии. Дополнительные сведения о развитии речи ребенка можно получить на индивидуальном этапе обследования.
6. Умение слушать и переводить речевую инструкцию в план практических действий: если ребенок затрудняется в точном выполнении методики «Бусы», его можно тут же попросить повторить условия задачи: бывает, что при неправильном выполнении задания ребенок вербально точно воспроизводит условия задания. Такой феномен встречается у детей «дошкольного» типа или у «несадовских», педагогически запущенных детей.
7. Развитие тонкой моторики руки: ребенок рисует и раскрашивает «бусы» неряшливо, крупными движениями. Такие же особенности имеют место и при выполнении других заданий.
8. Общая осведомленность: может встречаться у педагогически запущенных детей. Ребенок может испытывать затруднения в рисовании бус, поскольку их никогда не видел. Тогда бусы могут заменяться, например, тонкими цветными линиями. Безусловно, мы не можем привести здесь все варианты рисования, которые могут встретиться . Тем не менее хотелось бы обратить внимание, что даже такая простая методика, как «Бусы» может работать как проективная.
9.Эмоционально–личностные особенности: Сдвиг бусин относительно центра левее свидетельствует в пользу повышенной тревожности и социальных страхов; правее – в пользу высокой импульсивности.
В. «4–ый лишний»:
Речевое развитие, способность к анализу и синтезу вербальной информации, умение обобщать на уровне конкретных понятий, непроизвольное запоминание, недостаточность зрительных представлений, недостаточность концентрации внимания, недостаточность произвольности речи, недостаточная селективность при запоминании, сформированность способности организовывать информацию при ее усвоении, формирование типа мышления, интеллектуальные персеверации и т.п.
Эмпирически были выделены следующие степени выполнения задания:
1. Ребенок начинает рисовать любую картинку, обозначающую одно из слов первой же серии («Потому что мне понравилось»), игнорируя учебную ситуацию – чаще всего такое поведение характерно для педагогически запущенных, «дошкольников», а также при нарушениях психического развития.
2. Ребенок рисует одну или несколько картинок для каждой серии слов, формально придерживаясь инструкции. Объяснения не дает или дает формальные. При попытке воспроизвести «слова, из которых выбирал», испытывает значительные затруднения:
- называет только то, что нарисовано, путает с другими рисунками;
- называет два – три слова, часто из других серий;
- называет много слов (более 6), не привязывая слова к конкретной картинке, воспроизводя их механически;
- называет много слов подряд («кашу») с повторами и ложными словами.
При этом ребенок может нарисовать и «правильную» картинку. Интерпретируется либо как случайность, либо как результат списывания.
Такая картина должна настораживать в плане ОНР (общего недоразвития речи) и ребенок должен быть осмотрен дефектологом или логопедом.
3. Ребенок правильно выбирает слова в большинстве случаев, может назвать большинство из «латентных» слов, привязывая их к выбранному слову; «ложные» слова, если и встречаются, относятся к тому же классу предметов, что и остальные (например, вместо слова «ботинок» ребенок может сказать «кроссовки», вместе с «капустой» назвать ложное слово «морковка» и т.д.). Однако при попытке объяснить свой выбор ребенок испытывает затруднения. Помимо личностных особенностей, определенную роль здесь может играть некоторая недостаточность произвольной речи, а также уровень общего речевого развития: ребенок находится «в зоне ближайшего развития» своей способности к обобщению на уровне конкретных понятий. Такой уровень является нормой для детей 6–7 лет.
4. Ребенок правильно выбирает слова в хотя бы половине случаев, воспроизводит «латентные» слова (не менее 9), группируя их вокруг выбранного «лишнего» слова, может логично объяснить свой выбор, даже если объективно выбранный признак сравнения не является основным в ряде случаев, например:
- «Лишний – самолет, потому что он в воздухе, а остальное – на земле».
- «Лишнее – яблоко, потому что из картошки и капусты варят суп в кастрюле».
Преобладание таких ответов также говорит о достаточном речевом развитии и скорее свидетельствует об отсутствии навыков обобщения понятий.
5. Ребенок правильно выбирает слова в большинстве случаев, сравнение проводит по основному признаку, воспроизводит не менее 9 «латентных» слов, может дать объяснение своего выбора, может сам или при небольшой помощи найти обобщающее понятие: «транспорт», «обувь», посуда». При индивидуальном обследовании речь таких детей обращает на себя внимание своей полнотой, богатством, использованием «взрослых» выражений. Именно у таких детей чаще всего в третьей серии слов «лишним» оказывается не «бабушка» (старая), а «мальчик», – «Потому что остальные женского рода». Такой уровень речевого развития является высоким.
Сочетание этого уровня речевого развития с хорошими способностями к изобразительной деятельности (рисование) скорее всего говорит об общей одаренности ребенка.
В соответствии со степенью речевого развития приписывается балл (о количественной обработке данных см. ниже)
Помимо вышеперечисленных, наиболее часто встречающихся вариантов ответов, следует иметь в виду, что могут быть и весьма необычные результаты. В нашей практике имеются случаи, когда ребенок при групповом обследовании на первый взгляд производил впечатление весьма развитого: ребенок много и охотно говорил, использовал богатые речевые обороты, первым вслух отвечал (правда, неверно) на вопросы. Задания при этом выполнял формально, был расторможенным, часто отвлекался, вскакивал. На вопросы о выборе слова по методике «4-ый лишний» отвечал речевыми штампами, при этом создавалось впечатление, что он не вполне понимает, чего от него хотят. Психолог, безусловно, некомпетентен в решении вопроса о характере нарушений у такого ребенка, и должен рекомендовать направить ребенка к дефектологу или психоневрологу. Во время консультации родителей в подобном случае психолог ходит «по лезвию бритвы»: необходимость специального обследования не всегда воспринимается родителями благожелательно. В таких случаях лучше всего осторожно начать издалека: спросить родителей перед началом содержательной консультации как бы в рамках формального опроса, наблюдался ли когда–нибудь ребенок у невропатолога, были ли трудности в родах, случались ли эпизоды поведения, которые врачи называют «невропатией»: высокая утомляемость, реагирование на изменение погоды, повышенная возбудимость, раздражительность, тики, трудности с засыпанием и т.д. В частности, описанное выше поведение может иногда встречаться у детей с повышенным внутричерепным давлением. В некоторых случаях именно психолог оказывается первым специалистом, который помогает ребенку попасть под необходимое ему медицинское наблюдение. В противном случае проблемы ребенка выйдут наружу низкой успеваемостью где–нибудь к середине года, когда окажется ясным, что время упущено.
Г. Фраза «Винни–Пуха»
Распределение внимания, работа по образцу, концентрация внимания, зеркальность письма, развитие тонкой моторики, работоспособность инертность нервно–психических процессов, критичность, иногда – личностные особенности, общее развитие.
В основе лежит традиционная интерпретация подобного теста Йерасека с использованием соответствующей системы баллов.
Для качественного анализа уместна упрощенная оценка: достаточно – недостаточно: если ребенок копирует фразу так, что она состоит из трех слов и эту фразу можно, пусть с искажениями, прочитать – достаточный уровень развития способности к рапределению внимания. Копирование близкое к оригиналу говорит о хороших результатах. Недописанная фраза, отказ от выполнения задания (если остальные ребенок выполняет), каракули и т.п. – недостаточность развития способности к распределению внимания, работы по образцу. Так же (как условие затруднение усвоения информации) может проявиться инертность нервно–психических процессов Достаточно надежный прогноз того, что ребенок будет игнорировать строку при письме, что рука не будет «слушаться» и т.п.
Затруднения могут испытывать и «зеркалящие» дети: при этом ребенок, который «зеркалит», может успешно копировать рисунок.
Концентрация внимания – отсутствие точки над «i», палочки над «t», если нет физиологического нарушения зрения, а также присутствие исправлений (в том числе по другим методикам). Эти же особенности могут свидетельствовать в пользу недостаточной критичности, особенно, если исправления не встречаются.
Развитие моторики – рассматривается общая «красивость» почерка, величина букв. Равномерно большие буквы (размером более 1 см) могут говорить о недостаточности моторных навыков; увеличение размеров букв к концу – о преобладании истощения по возбудимому типу. Личностные особенности: в некоторых случаях этот трудный для ребят «орешек» показывает, как они реагируют в стрессовой ситуации, какой является доминирующая мотивация: «достижения успеха» или «избегания неудачи». В ряде случаев это просто проективная методика.
Д. «Зеркало»
Зрительно–пространственные представления, пространственные операции, концентрация внимания, понимание речевой инструкции, критичность, целостность зрительных представлений, зрительно–моторная координация.
В норме ребенок успешно справляется со всеми тремя заданиями. Успешным выполнением задания «Переверни треугольник» считается такое, при котором ребенок не только переворачивает треугольник, но и перемещает наверх круг и квадрат. Треугольник явно является треугольником, задание выполняется сразу, без дополнительных проб и зачеркиваний). Творческий ребенок с богатым воображением может при этом заявить: «Получилась ворона», или что–то в этом духе.
Для простоты обработки можно ввести баллы. В вышеописанном случае за правильное выполнение задания ребенок получает максимальные 5 баллов.
Повторные пробы, искаженное изображение треугольника, неполная ротация этой комплексной фигуры может свидетельствовать о недостаточно сформированной способности к пространственным операциям, а также зрительно–пространственным нарушениям (особенно, если это подтверждается наклонным рисованием человека).
Недостаточная целостность зрительного восприятия может проявиться в частично–правильном выполнении задания: ребенок переворачивает только треугольник, а круг и квадрат остаются на месте. Такой способ выполнения задания может также свидетельствовать о недостаточности концентрации и распределения внимания, а также недостаточном речевом развитии (если это подтверждается по другим пробам).
Такому выполнению задания соответствует 4 балла.
Треугольник «лежит на боку», пропорции искажены, или имеет место одна или несколько проб – 3 балла;
Наконец, ребенок может просто перерисовать фигуру, не выполнив ротации – 2 балла;
Или вообще не выполнить задание – 1 балл.
В основе такого неудовлетворительного выполнения могут лежать не только трудности зрительно–пространственных представлений, но и проблемы внимания, речевого развития; наконец, особенности личности ребенка, ориентированного, как уже говорилось ранее, на «избегание неудачи». Выявить конкретную причину неуспеха возможно только при сопоставлении результатов по методике «Зеркало» с другими результатами.