Методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской

Методика для определения уровня сформированности произвольности как умения действовать по инструкции взрослого – диктант, при выполнении которого ребенок должен соединять фигурки по заданным взрослым правилам.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Время обследования – 10 минут.

Цель: Диагностика умения действовать по правилу, заданному вербально.

Структура деятельности:

  • усвоение правил, предъявляемых в вербальном плане;
  • удержание правил по ходу выполнения задания;
  • поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.

Исполнение: соединение фигурок на листе бумаги карандашом.

Контроль: проверка правильности выполнения.

Средства выполнения задания: вербальная инструкция, содержащая три правила соединения фигурок.

Материал: Листок с символами для соединения.

Инструкция: «Давай поиграем с тобой в школу. Я буду учителем, а ты – учеником. Мы будем «писать диктант»: я буду диктовать, а ты будешь соединять эти фигурки под диктовку. Но для того, чтобы правильно выполнить задание, ты должен запомнить три правила:

  1. Крестики и квадратики можно соединять только через кружочек (показ).
  2. Соединять фигурки нужно, не прерывая линии: «веревочка не рвется».
  3. Соединять можно, двигаясь только вперед, вот так: (показ).
  • Тренировочная серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком.
  • Первая серия: крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком.
  • Вторая серия: квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком.
  • Третья серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком.

Виды помощи:

  1. Поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.
  2. Психолог просит ребенка повторить инструкцию при неверном соединении.
  3. Психолог сам повторяет инструкцию, если ребенок, выполняет задание не верно и не может повторить инструкцию.
  4. Психолог просит ребенка выполнить действие еще раз.
  5. Повторное объяснение.
  6. Показ - психолог, объясняя, сам выполняет действие.

Оценка:

Количественная (по Л.А. Венгеру, Л.И. Цеханской)

За каждое верное соединение дается по два балла. Максимальная оценка по любой серии - 24 балла, по всему заданию - 72 балла.

Перевод:

4-0; 8-от 16 до 22; 12-от 45 до 47;
5-1; 9-от 23 до 26; 13-от 48 до 55;
6-от 2 до 6; 10-от 27 до 41; 14-от 56 до 72.
7-от 7 до 15; 11-от 42 до 44;

Качественная

Структура деятельности:

Ориентировка:

  • время усвоения правил, предъявляемых в вербальном и наглядном плане;
  • срок и устойчивость удержания правил по ходу выполнения задания.

Исполнение: правильность соединения фигурок на листе бумаги карандашом.

Контроль: замечает ли и может ли самостоятельно или с помощью исправить ошибки.

Выполнение заданий данной методики не предполагает ориентации в клеточном пространстве листа и выделения направления: право - лево. Но оно и не охватывает всех возможностей произвольной регуляции деятельности: пошаговое следование вербальной инструкции исключает элементы планирования, предвосхищения результата на несколько шагов вперед. Однако при качественной оценке характера деятельности ребенка можно получить ценную для построения коррекционных программ информацию: например, если ребенок долго не усваивает инструкцию, можно предположить, что его внимание рассеяно, у него нет цели запомнить инструкцию, и подобное осложнение, безусловно, проявляется и в учебной деятельности. Поэтому, если инструкция не усваивается с первого и даже второго раза, отметка об этом должна иметь место в протоколе обследования. По ходу выполнения психолог может оказывать ребенку помощь, что так же должно фиксироваться в протоколе. Бывают случаи, когда правило выполняется только сначала, а потом ребенок его «теряет» и начинает сбиваться.

Таким образом, в заключении могут быть даны следующие характеристики: долго усваивает инструкцию, выполняет только два (или одно) правила из трех, по ходу выполнения приходится напоминать правила, сам ошибок не замечает, но исправляет, если специально на них указать (или не может исправить).

Если младший школьник плохо справляется с этим вариантом диктанта, необходимо проверить предположение о том, что он не может действовать по правилу, удерживать это правило в памяти. С этой целью может быть предъявлен цветовой диктант (где правило представлено наглядно) и методика «Паровозы». В случае подтверждения этого предположения необходимо включить в коррекционную программу игры с правилами, так как они имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам. Игры необходимо имеют подготовительный этап (уяснение правила), что по форме выполнения приближает их к учебной деятельности. Кроме того, в ходе игры с правилами развивается определенный тип общения детей по поводу игры, также подчиненный нормам и правилам поведения.

Еще более эффективны настольные игры с правилами, так как они приближены к учебной деятельности по своему содержанию и форме. Центральным моментом настольных игр является переориентировка ребенка с конечного результата на способы выполнения задания. Только опосредованные образцами и правилами формы деятельности приводят к успешному выполнению и выигрышу в конечном итоге. Особенно важно использование настольных игр еще и потому, что в них внешне представлены, материализованы как правила, так и процесс выполнения. При коррекции могут быть использованы специальные развивающие и коррекционные программы для группы детей (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. -М., 1999, Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. -Волгоград, 1993).

Наши рекомендации