Субтест 5. Составление изображений
Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка).
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания – лампа.
Время выполнения всех рисунков – 8 минут.
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:
n 1 – число изображенных элементов (деталей);
n 2 – число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь – 0,1 балла.
Один класс фигур – 1 балл.
n 3 – число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка – 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i – 0,1 n 3i ), где Б – беглость, i – номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k 1 – число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент – 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 – оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку).
Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i, где Ор – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 – суммарный показатель пятого субтеста,
Б – беглость,
0р – оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Тестовый бланк – это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см.
Время выполнения задания – 10 минут.
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок – 1 балл.
Б = n, где n – число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг.
2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория – 3 балла.
Г = 3m, где m – число категорий.
Категории ответов
- Война (военная техника, солдаты, взрывы).
- Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
- Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
- Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
- Игрушки, игры (любые).
- Космос (ракета, спутник, космонавт).
- Лицо (любое человеческое лицо).
- Люди (человек).
- Машины. Механизмы.
- Посуда.
- Предметы домашнего обихода.
- Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
- Растения (любые – деревья, травы, цветы).
- Спортивные снаряды.
- Съедобные продукты (еда).
- Узоры, орнаменты.
- Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30–40 человек).
Один оригинальный рисунок – 5 баллов.
Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 – суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста – 3 минуты.
Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость – суммарное число ответов (n).
Один ответ – 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ – 5 баллов.
0р = 5 k, где Ор – оригинальность, k – число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 – суммарный показатель седьмого субтеста.
Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.