Субтест 2. Последствия ситуации
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста – 3 минуты.
Оценивание:
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) – 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек).
1 оригинальный ответ – 5 баллов.
0р = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 – суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5-8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого:
1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».
На ответ дается 2 минуты.
>Время выполнения всего субтеста – 4 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость – общее число приведенных слов.
1 слово – 1 балл.
Б = n, где Б – показатель беглости, n – общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность – число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек.
1 оригинальное слово – 5 баллов.
0р = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных слов.
Т 3 = n + 5 k.
Т 3 – суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).
Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 9–15 лет
Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста – 5 минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость – число придуманных предложений (n).
1 предложение – 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово – 0,1 балла.
Г = 0,1 m, где Г – показатель гибкости, m – число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное предложение – 5 баллов.
Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 – суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста – 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость – суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение – 1 балл.
Б = n, где Б – показатель беглости.
2) Гибкость – число категорий ответов.
Одна категория – 3 балла.
Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий ответов.
Категории ответов
- Время издания (старая, новая, современная, старинная).
- Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
- Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
- Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
- Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
- Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
- Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
- Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
- Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
- Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
- Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
- Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.
Максимальный балл – 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий.
3) Оригинальность – число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30–40 человек.
Одно оригинальное определение – 5 баллов.
0р = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, к – число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 – суммарный показатель четвертого субтеста.