Тест Гилфорда на изучение творческого мышления (модифицированный)
Время проведения процедуры – около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Исследуемые факторы:
- Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
- Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
- Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
- Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация – слова – предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – выражение – предназначена для детей 9-15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста – 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание:
Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n, где Б – беглость, n – число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость – число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек.
Категории ответов
- Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
- Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
- Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
- Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
- Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
- Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
- Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
- Сдача в макулатуру.
- Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
- Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
- Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
- Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.
3) Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ – 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k, где 0р – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.
Т 1 – суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 – беглость по 1 субтесту,
Г 1 – гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 – оригинальность по 1 субтесту,
n – общее число уместных ответов,
m – число категорий,
k – число оригинальных ответов.