Всероссийский государственный
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ
Имени С.А.ГЕРАСИМОВА
ПРОГРАММА История отечественного кино
Г.
Утверждено на заседании кафедры киноведения
«28»января 2005 года >■ J f
Зав. кафедрой киноведения______ Л /- < Утилов В.А.
С
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ
имени С.А. Герасимова
Рекомендовано УМО
высших учебных заведений
РФ по образованию
в области кинематографии
и телевидения
ПРОГРАММА История отечественного кино
Составители:
М.П. Власов, СВ. Дробашенко, Н.А. Дымшиц, Л.А. Зайцева,
К.М. Исаева, A.M. Медведев, Г.С. Прожико, А.С. Трошин.
МОСКВА 2005
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова Кафедра киноведения
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО Программа курса
ББК 85.373
Составители программы: кандидат искусствоведения, профессор М.П.Власов, доктор искусствоведения, профессор С.В.Дробашенко, доктор искусствоведения, профессор Л.А.Зайцева, кандидат искусствоведения, доцент К.М.Исаева, доктор искусствоведения, доцент Г.С.Прожико, кандидат искусствоведения, доцент А.С.Трошин, кандидат искусствоведения, профессор А.Н.Медведев
Под общей редакцией доктора искусствоведения, профессора Л.А.Зайцевой, кандидатов искусствоведения, доцентов А.С.Трошина и Н.А.Дымшиц.
© Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова, 2005.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Наряду с теорией кино и кинокритикой история кино является одним из основных разделов киноведения. Как научная дисциплина история кино ставит своей задачей критически проанализировать кинопроцесс, обобщить закономерности становления киноискусства.
Курс «История отечественного кино» (прежде «История кино СССР») входит в учебный план киноведческого факультета ВГИКа с первых лет его существования. Программа курса расширялась и углублялась в процессе накопления исторического опыта киноискусства, развития киноведения, изменения и усложнения задач высшей школы.
История кино не может существовать вне глубоких внутренних связей с теорией киноискусства и критикой. Вопросы специфики кинематографа, его отношения к действительности, взаимодействия со смежными искусствами и другие фундаментальные проблемы лежат в основе постижения историком кино эволюции кинопроцесса, понимания его отдельных периодов, творческого пути мастеров. История кино включает не только анализ развития кинематографической практики, но и прослеживает становление и развитие теоретических взглядов и концепций. Изучение проблем стилистики и художественного мастерства также является одной из важнейших задач истории кино. Наконец, история кино как научная дисциплина не ограничивается рассмотрением исторического прошлого кинематографа. Обобщая идейно-художественные традиции, она стремится предоставить в распоряжение современной практики опыт экранного киноискусства, раскрывает перспективу дальнейшего развития кино, определяет место кинематографа в современной аудиовизуальной культуре.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ КУРСА
По окончании курса студенты должны обладать конкретными знаниями об основных закономерностях и тенденциях исторического развития отечественного киноискусства и его отдельных периодах, о своеобразии и творческой эволюции ведущих мастеров. Студенты должны уметь квалифицированно анализировать и оценивать явления и процессы, характеризующие развитие отечественного киноискусства на протяжении его истории. Знания, полученные в процессе изучения курса, студенты должны использовать в своей будущей профессиональной деятельности в качестве киноведа, критика, редактора киностудий и телеканалов, методиста в системе кинофикации и проката, лектора и т.п.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
В обобщенном виде методологические и теоретические основы курса истории отечественного кино представлены во Введении. Проблемно-тематический анализ кинопроцесса в рамках отдельных периодов истории отечественного кино сочетается в курсе с исследованием творчества наиболее значительных мастеров кино, их теоретических взглядов и созданных ими фильмов. Синтетическая природа кино и коллективный характер кинотворчества предопределяют необходимость анализировать при этом не только работу режиссера, но и других ведущих участников создания кинопроизведения.
В курсе рассматривается главным образом история игрового кино. Лишь в разделах «Рождение советского кино», «Киноискусство 20-х годов», «Киноискусство в годы Великой Отечественной войны» речь идет также и о развитии хроникально-документального кино, которое в эти периоды оказывало особое влияние на художественно-игровой кинематограф. Более полно развитие документального и научно-популярного кино изучается в рамках курса «История и теория неигровых видов кино» История отечественного анимационного фильма изучается в рамках курса «История и
теория художественной мультипликации».
«История отечественного кино» читается на киноведческом отделении ВГИКа на I-V
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
фильмов, индивидуальная работа студентов.
j В лекциях освещаются важнейшие проблемы истории кино, характеризуются
отдельные периоды его развития, особенности и эволюция творчества ведущих мастеров, идейно-художественное своеобразие фильмов.
На семинарских занятиях закрепляется пройденный материал, обсуждаются подготовленные студентами учебные и курсовые работы.
Учебные просмотры знакомят студентов с наиболее значительными и характерными произведениями отечественного кино. Просмотры предваряются вступительным словом педагога.
) Кроме аудиторных занятий по истории кино, учебным планом предусмотрены также
индивидуальные консультации, в процессе которых педагог может оказать методическую помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, дополнительно разъяснить материал курса, ориентировать студентов в выборе темы курсовых работ, консультировать в процессе их написания. Индивидуальные консультации, так же, как и семинарские занятия, являются одной из форм контроля за усвоением студентами материала курса и их самостоятельной работой.
В процессе обучения студенты пишут курсовые работы по истории отечественного кино. Эти работы имеют целью самостоятельное научно-творческое осмысление конкретных вопросов истории отечественного киноискусства, развитие навыков научного исследования в области киноведения. Они являются необходимым этапом, предваряющим работу студентов над дипломными сочинениями. Курсовая работа должна быть написана на основе просмотренных фильмов, изучения соответствующей киноведческой, общеэстетической литературы и архивных материалов. Темы курсовых
| работ утверждаются педагогом, исходя из содержания программы курса и с учетом
индивидуальных возможностей и научных интересов студента. Курсовые работы, как правило, оцениваются зачетом с дифференцированной оценкой. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты или экзамены.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО И ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Являясь одним из ключевых в системе профессиональной подготовки будущих киноведов, курс «История отечественного кино» тесно связан с другими предметами киноведческого цикла. Параллельно курсу истории отечественного кино читается курс истории зарубежного кинематографа. Внутренней связью между этими дисциплинами является изучение проблем мирового киноискусства, места и значения отечественной кинематографии в мировом кинопроцессе. Параллельно с курсами истории отечественного и зарубежного кино ведется другая важнейшая профилирующая киноведческая дисциплина - семинар «Мастерство кинокритики», знакомящий студентов с историей и теорией предмета и дающий практические навыки в этой области. Студенты киноведческого факультета изучают также и такие специальные дисциплины, как «Теоретический анализ фильма», «Фильмоведение», «Литературное редактирование», «Редактирование сценария и фильма», «История и теория телевидения» и др. Теоретической базой истории кино и других киноведческих дисциплин являются курсы «Введение в киноведение» и «История теорий кино», дающие студентам знание сущностных принципов и закономерностей киноискусства.
Помимо киноведческого отделения, курс «История отечественного кино» читается на
всех отделениях и факультетах института: сценарном, режиссерском, актерском,
операторском, художественном и экономическом. Но, в отличие от киноведческого
отделения, объем курса здесь значительно меньше. Преподавая «Историю
отечественного кино» на этих факультетах, педагоги руководствуются настоящей
( программой, сокращая количество часов на изучение каждого раздела в соответствии с
учебными планами данного факультета. При этом объем курса «История отечественного кино» не может быть меньше двух семестров.
Учебные просмотры по курсу проводятся потоком для всех студентов этих факультетов и включают наиболее значительные и представительные для данного периода или творчества данного режиссера фильмы. Форма занятий по курсу - лекции, семинары и учебные просмотры. Завершается изучение курса экзаменом
Введение
История кино как научная дисциплина, как один из разделов киноведения. Взаимосвязь истории кино с теорией кино и кинокритикой.
Принципы периодизации и основные периоды развития отечественного кино.
Кинематография - важнейшая часть национальной культуры. Ее влияние на формирование общественного сознания. Место кино в современной системе средств массовой информации, аудиовизуальной культуры.
Партийно-государственная идеология и развитие советского многонационального кино.
Творческие направления и художественные течения в развитии отечественного кино Проблема традиций и новаторства. Творческий опыт отечественной киноклассики и современный кинопроцесс.
Взаимовлияние отечественного киноискусства и кино других стран. Вклад отечественного кино в развитие мирового кинематографа.
КИНОИСКУССТВОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙРОССИИ (1896-1917)
Общая характеристика культуры России на рубеже двух столетий. Основные периоды становления и развития ранней русской кинематографии.
Первый период (1896-1907) -до начала российского кинопроизводства. Появление в России «синематографа» братьев Люмьер. М.Горький о первых киносеансах. Первые отечественные киносъемки А.Сашина-Федорова и А.Федецкого. Экспансия иностранных фирм на российском кинорынке. Их прокатная и производственная деятельность. Характеристика программы типичного киносеанса тех лет.
Второй период (1908-1914) - от возникновения отечественного кинопроизводства до начала первой мировой войны.
Начало регулярного выпуска хроникальных, научно-учебных и игровых отечественных фильмов. Первое российское «синематографическое ателье» А.Дранкова (1885-1949). Характер хроникально-документальных сюжетов. Съемки Дранковым Л.Н.Толстого. Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин», 1908, ателье А.Дранкова, авт. сцен. В.Гончаров, реж. В.Ромашков, опер. А.Дранков, Н.Козловский)
Кинопредпринимательская деятельность А.Ханжонкова (1877-1945). Место в репертуаре этого периода экранизаций русской литературной классики. Фильмы режиссера П.Чардынина: «Мертвые души» (-1909), «Пиковая дама» (1910), «Идиот» (1910); «Русалка» (1910) реж. В.Гончарова и др. Принцип киноиллюстрирования фабулы. Лубочный стиль. «Домик в Коломне» (1913, авт. сцен, и реж. П.Чардынин, худ. и оператор В.Старевич). Подробность воспроизведения фабулы поэмы А.С.Пушкина. Реалистическая трактовка персонажей и бытовой среды. Актерское мастерство И.Мозжухина в роли «Маврушки».
Воспроизведение на экране событий национальной истории. «Оборона Севастополя» (1911, авт. сцен, и реж. В.Гончаров и А.Ханжонков, опер. Л.Форестье, В.Рылло, худ. В.Фестер). Постановочная масштабность фильма. Сочетание игрового материала с документальными съемками участников события. Выразительность кинематографического решения массовых батальных сцен.
«1812 год» (1912, реж. В.Гончаров, К.Ганзен, опер. Ж.Мейер, А.Левицкий,
Л.Форестье, худ. Ч.Сабинский, В.Фестер). Принцип копирования известных живописных произведений в изобразительном решении фильма.
Появление уголовно-приключенческих, бытовых, комических фильмов.
Возникновение кинопрессы. Ведущие периодические издания по вопросам кино.
Третий период (1914-1919) - первая мировая война - национализация кинодела.
Бурный рост отечественного кинопроизводства. Организация новых кинопредприятий, строительство киноателье. Изменения в структуре кинорепертуара. Хроника военных событий. Военно-патриотические агитки. Увеличение выпуска фильмов авантюрного жанра, уголовно-приключенческих серий («Разбойник Васька Чуркин», «Сонька Золотая ручка» и др.). Стабильный выпуск экранизаций русской литературной классики. «Война и мир», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо» и др. фильмы «Русской золотой серии» (фирма «Тиман и Рейнгардт»), «Катюша Маслова», «Наташа Ростова» (Т/Д «А.Ханжонков»), «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» (Т-во- «И.Ермольев») и др. Экранизация произведений популярных современных писателей - «Анфиса» (по Л.Андрееву), «Ключи счастья» (по А.Вербицкой) и др. Расцвет-жанра салонно-психологической драмы («Умирающий лебедь», «Скерцо дьявола», «Жизнь в смерти» и др.). Характерные сюжетные мотивы, особенности эстетики. Организация производства фильмов на условиях кинопроката.
Приток в кино творческих сил из театра и других областей культуры. Крупнейшие режиссеры русского дореволюционного кино - Я.Протазанов. В.Гардин, Е.Бауэр, В.Старевич.
Я.Протазанов (1881-1945), В.Гардин (1877-1965) и традиции русской реалистической литературы и театра, поиски кинематографической выразительности.
Фильмы Я.Протазанова «Анфиса» (1912), «Уход великого старца» (1912), «Война и мир» (1915, совм. с В.Гардиным), «Николай Ставрогин» («Бесы», 1916) и др. Фильмы Я.Протазанова «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918)'-наиболее значительное достижение русского дореволюционного кино. Осмысленность режиссерской трактовки повести А.С.Пушкина, рассказа Л.Н.Толстого. Выразительность мизансцен и монтажных решений. Особенности изобразительного решения. Актерский ансамбль. Образы Германна и князя Касатского, созданные И.Мозжухиным. Фильмы В.Гардина «Анна Каренина» (1914), «Крейцерова соната» (1915), «Дворянское гнездо» (1915), «Война и мир» (1915, совм. с Я.Протазановым), «Накануне» (1916), «Приваловские миллионы» (1916).
Е.Бауэр (1865-1917). Новаторский вклад Бауэра в искусство изобразительного решения фильма. Поиски и открытия в области декорационного оформления картины, композиции кадра, ритма актерского движения на экране. Фильмы Е.Бауэра «Немые свидетели» (1914), «Жизнь за жизнь» (1916), «Дети века» (1916), «За счастьем» (1917) и др. Высокий уровень изобразительной культуры, убедительность психологических характеристик персонажей. Сотрудничество Бауэра с оператором Б.Завелевым, худ. А.Уткиным, В.Рахальсом, Л.Кулешовым.
В.Старевич (1882-1965) - режиссер, оператор, художник. Создание Старевичем объемной мультипликации. Мультипликационные фильмы Старевича «Авиационная неделя насекомых» (1911), «Прекрасная Люканида» (1912), «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913) и др. Игровые фильмы-экранизации «Страшная месть» (1913), «Портрет» (1914), «Руслан и Людмила» (1915) и др. Открытия Старевича в области трюковых и комбинированных съемок, соединение игрового материала с мультипликацией.
Участие в создании фильмов известных деятелей театра. Выступление В.Мейерхольда в качестве режиссера и актера в фильмах «Портрет Дориана Грея» (1915, по Оскару Уайльду) и «Сильный человек» (1917, по С.Пшибышевскому). Экспериментальный характер фильмов, поиски специфических средств экранной выразительности.
Деятельность в кино группы актеров 1-ой студии МХТ во главе с Б.Сушкевичем. Фильм Б.Сушкевича «Цветы запоздалые» (1917, по одноименному рассказу А.П.Чехова), психологическая разработка чеховских характеров.
Активная работа в кино П.Чардынина, Ч.Сабинского и других режиссеров.
Формирование системы «звезд». «Короли» и «королевыя'дореволюционного экрана:
З.Баранцевич, О.Гзовская, В.Каралли, Н.Лисенко, В.Максимов, И.Мозжухин, В.Орлова, В.Полонский, О.Преображенская, О.Рунич, В.Холодная и др.
Характеристика основных экранных амплуа. И.Мозжухин (1889-1939). Роли, сыгранные актером в русском кино, - гвардейский офицер, он же «Маврушка» («Домик в Коломне», 1913), Ставрогин («Николай Ставрогин», 1915), Германн («Пиковая дама», 1916), князь Касатский («Отец Сергий», 1918) и др. Широта творческого диапазона. Понимание специфики актерской выразительности на немом экране. И.Мозжухин в эмиграции («Костер пылающий», 1923, реж. И.Мозжухин; фильмы реж. А.Волкова «Кин», «Каэанова», «Белый дьявол», «Дитя карнавала», в которых Мозжухин сыграл главные роли).
В.Холодная (1893-1919). Елена («Песнь торжествующей любви», 1915), Ната («Жизнь за жизнь», 1916), Мария Николаевна («Дети века», 1916), Пола («Молчи грусть, молчи», 1917), Маша («Живой труп», 1918) и другие роли актрисы. Особенности актерского дарования В.Холодной. Черты женского типа, воплощенного ею на экране. Беспрецедентная популярность актрисы.
Развитие искусства кинооператора. Ведущие операторы русского кино - Б.Завелев, А.Левицкий, Е.Славинский, Л.Форестье и др.
Первые отечественные кинохудожники - В.Баллюзек, В.Егоров, С.Козловский, Л.Кулешов, А.Уткин и др.
Попытки теоретического осмысления творчески-производственных особенностей кино как нового художественного явления, специфики работы сценариста, режиссера, оператора, актера на страницах журналов «Сине-Фоно», «Пегас», в справочном издании «Вся кинематография» (1916). Теоретические.выступления А.Вознесенского, Н.Туркина, В.Туркина. Деятели русской культуры о современном состоянии и перспективах кинематографа (М.Горький, Л.Андреев, А.Серафимович, В.Маяковский, В.Мейерхольд, К.Станиславский и др.).
Русский кинематограф в период февральской революции. Политизация кино. Хроникально-документальные съемки революционных событий. Игровые фильмы, разоблачающие самодержавие («Тайна дома Романовых», «Темные силы - Григорий Распутин и его сподвижники» и др.). Выпуск отделом социальной хроники Скобелевского комитета хроникального журнала «Свободная Россия» и игровых антимонархических фильмов. Продолжение производства салонных драм, уголовно-приключенческих, бытовых, комических лент. Появление общественных кинематографических организаций - «Объединенного кинематографического общества» (ОКО), «Союза работников художественной кинематографии» (СРХК) и др.
Заключение
Положение русского дореволюционного кино среди кинематографий других стран («По количеству, а может быть и качеству картин русское кинопроизводство занимало одно из первых мест в мире». - Ж. С а д у л ь. Всеобщая история кино. В 6-ти томах. Т.З. М.: Искусство, 1961, с. 176). Достижения и противоречия развития. Связи кино с национальной литературой, театром, живописью. Активность творческих поисков в области изобразительно-выразительных средств экрана. Психологизм как отличительный признак «русского стиля» в кино. Роль творческих кадров и производственно-творческого опыта дореволюционного кино в становлении советской кинематографии.
РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО (1919-1921)
Организационные мероприятия советской власти в области кино после Октябрьской революции. Киноподотдел Внешкольного отдела Наркомпроса - первое государственное киноучреждение. Организация и деятельность Московского и Петроградского кинокомитетов. Создание Всеукраинского кинокомитета. Введение контроля и цензуры на кинопредприятиях. Съемка фильмов частными кинопредприятиями по заказам кинокомитетов. Первые шаги советской государственной кинохроники. Роль М.Кольцова и Д.Вертова. Выпуск хроникального журнала «Кинонеделя», тематика, характер съемок
Другие пионеры кинохроники - Э.Тиссэ, А.Левицкий, П.Новицкий, П.Ермолов, А.Лемберг. Участие кинохроникеров в работе агитпоездов и агитпароходов. Значение кинохроники в экранном освоении нового жизненного материала.
Выпуск игровых агитфильмов («О попе Панкрате...», «Уплотнение», «Запуганный буржуй», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Сон Тараса», «На красном фронте» и др.). Тематика и эстетика агитфильмов.
Деятельность частных кинопредприятий. «Поликушка» реж. А.Санина (1919, ВЭ -1922, Т/Д «Русь») - выдающееся кинопроизведение тех лет. Высокий художественный уровень экранизации. Участие в фильме актеров Московского Художественного и Малого театров. Поликей в исполнении И.Москвина. Успех фильма в зарубежном прокате.
Работа В.Маяковского в качестве сценариста и актера в фильмах Т/Д «Нептун» («Барышня и хулиган», 1918, реж, Е.Славинский; «Закованная фильмой», 1918, реж. Н.Туркин; «Не для денег родившийся», 1919, реж. Н.Туркин).
Декрет Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Наркомпроса» от 27 августа 1919 года. Национализация кинематографии в России, на Украине, в Грузии и Азербайджане.
Открытие в 1919 году Московской государственной школы кинематографического искусства (Госкиношкола).
Художественные фильмы, созданные советскими киноорганиэациями. Экранизация повести М.Горького «Мать» (1919, ВЭ- 1920, реж. А.Разумный, Москинокомитет). «Серп и молот», 1921, реж. В. Гардин, Госкиношкола и ВФКО). Красноармеец Краснов в исполнении В.Пудовкина. Изобразительная стилистика фильма (опер. Э.Тиссэ). Роль фильма в дальнейшей экранной разработке историко-революционной и современной темы. «Арсен Джорджиашвили» («Убийство генерала Грязнова», 1921, реж. И.Перестиани, Киносекция Наркомпроса Грузии).
Заключение
Идейно-художественный и организационный опыт кинематографа первых лет советской власти. Значение кинохроники в становлении советского киноискусства.
КИНОИСКУССТВО 20-Х ГОДОВ
Политика партии и государства в области литературы и искусства в условиях НЭПа. Ленин о главных задачах советского кино. Мероприятия по упорядочению кинодела. Расширение материально-технической базы кинематографии.
Образование СССР. Организация Госкино, Совкино и республиканских киноорганизаций: ВУФКУ (Украина), Госкинпром (Грузия), Госкинофото (Армения), Белгоскино (Белоруссия) и др. Зарождение кинопроизводства в республиках Средней Азии. Творческое участие кинематографистов Москвы и Ленинграда.
Формирование новых творческих кадров. Идеи Пролеткульта, ЛЕФа и других «левых» творческих организаций в теории и практике кинематографа. Организация АРК и ОДСК. Специальные кинематографические периодические издания (газеты «Кино» и «Кинонеделя», журналы «АРК», «Пролеткино», «Кино и культура», «Советский экран» и др.).
Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). Принцип соревновательности различных творческих направлений в области кино Идеологический контроль за деятельностью кинематографистов со стороны Кинокомиссии Агитпропа ЦК РКП(б). Первое партийное совещание по вопросам кино 1928 г.
Формирование и развитие кинотеории в трудах Л.Кулешова, Д.Вертова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, В.Шкловского, Ю.Тынянова и др.
Творческое усвоение опыта Гриффита, немецкого киноэкспрессионизма, французского авангарда.
Формирование жанрово-тематических и стилевых направлений. Разработка основ «типажно-монтажного», «поэтического» кинематографа. Развитие «психологического», «прозаического» направления. Взаимовлияние игрового и документального кино.
Жанр историко-революционной эпопеи в фильмах С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, Н.Шенгелая и др.
Разработка современной темы в фильмах Л.Кулешова, Я.Протазанова, Ф.Эрмлера, А.Роома и др.
Становление советской кинокомедии в фильмах А.Пантелеева, Я.Протазанова, А.Попова, Б.Барнета и др.
Первые шаги на пути освоения исторической темы в фильмах А.Ивановского, Ю.Тарича, Г.Козинцева и Л.Трауберга, И.Кавалеридзе и др.
Истолкование произведений литературной классики в фильмах А.Ивановского, Г.Козинцева и Л.Трауберга, Я.Протазанова, А.Бек-Назарова и др.
Ведущая роль Д.Вертова в создании отечественного документального кино. Историко-революционная публицистика Э.Шуб. Архивная хроника и методы ее авторского осмысления в фильмах «Падение династии Романовых» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), «Великий путь» (1927). Политическая публицистика В.Ерофеева: «Афганистан» (1929), «К счастливой гавани» (1930). Многообразие стилистических и жанровых решений в кинодокументалистике 20-х гг. («Подвиг во льдах», 1927, С. и Г. Васильевы; «Москва», 1927, М.Кауфман и И.Копалин; «Турксиб», 1929, В.Турин; «Соль Сванетии»,1930, М.Калатозов; и др.). Экспедиционные фильмы («Великий перелет», 1925, реж. В.Шнейдеров; «Лесные люди», 1928, реж. А.Литвинов).
Создание экспериментальной мультипликационной мастерской, 1924. Начало работы в ней художников ВХУТЕМАСа - Н. и О.Ходатаевых, В. и З.Брумберг, И.Иванова-Вано, В.Сутеева и др. Первые мультипликационные киноплакаты, киношаржи, кинопамфлеты. Агитационно-пропагандистские фильмы-мультипликации. Фильмы для детей: «Каток» (1927, реж. И.Иванов-Вано, Д.Черкес), «Почта» (1929, реж. М.Цехановский) и др.
Кинообразование в СССР. ГКШ - ГТК - ГИК. Организация Киевского и Ленинградского институтов киноинженеров.
Ведущие мастера советского кинематографадвадцатых годов
Л.Кулешов (1899-1970). Поиски специфических средств кинематографической выразительности. Экспериментальная мастерская Л.Кулешова. А.Хохлова, В.Пудовкин, Б.Барнет, В.Фогель, П.Галаджев, С.Комаров в работе мастерской. Теория киномонтажа. «Эффект Кулешова». Теория кинонатурщика. Исследование изобразительно-монтажных возможностей киноискусства. Разработка принципов организации производственного процесса съемки фильма. Репетиционный метод.
Фильм Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, авт. сцен. Н.Асеев, опер. А.Левицкий, худ. В.Пудовкин) Сатирические, эксцентрические, пародийные элементы в образном строе фильма. Особенности монтажа, актерского исполнения, изобразительного решения.
Противоречивость фильма «Луч смерти» (1925, авт. сцен. В Пудовкин). «По закону» (1926, по рассказу Д.Лондона «Неожиданное», авт. сцен. В.Шкловский, опер К.Кузнецов) Особенности сюжетной композиции и изобразительного решения. Психологизм актерского исполнения. Гуманизм фильма.
Фильмы Л.Кулешова «Ваша знакомая» («Журналистка», 1927), «Веселая канарейка» (1929) и «Два-Бульди-два» (1929, ВЭ - 1930).
Значение теоретических трудов (статьи, книга «Искусство кино») и экспериментальных работ Л.Кулешова для становления и дальнейшего развития киноискусства.
Дзига Вертов (1897-1954). Работа в хронике. Журнал «Кинонеделя». Экспериментальные поиски выразительных возможностей документального кино. Первые документальные фильмы. Журнал «Киноправда». Манифест «Киноки. Переворот» (1923)
Публицистические фильмы Вертова «Киноглаз» (1924), «Ленинская киноправда» (1925), «Шагай, Совет!» (1926), «Шестая часть мира» (1926). Особенности творческого метода, принципы «киноглаза» и «киноправды», «жизнь врасплох», скрытая камера, теория интервалов. Разработка эстетической модели документального фильма в теоретических статьях и творческой практике режиссера («Человек с киноаппаратом», 1929). Значение творчества и теоретических работ Д.Вертова в становлении образной
кинодокументалистики, в развитии советского и мирового киноискусства.
С.Эйзенштейн (1898-1948). Начало творческого пути. Театральные работы. Статья С.Эйзенштейна «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1924, ВЭ - апрель 1925, авт. сцен. В.Плетнев, С.Эйзенштейн, И.Крачуновский, Г.Александров). Новизна темы и эстетические новации. Экспериментальный характер фильма. Творческое содружество С.Эйзенштейна и оператора Э.Тиссэ. Опыт работы Тиссэ в документальном кино и изобразительное решение фильмов С.Эйзенштейна.
«Броненосец "Потемкин"» (1925, ВЭ - январь 1926) - крупнейшее произведение советской и мировой кинематографии. История постановки фильма. Сценарий Н.Агаджановой и С.Эйзенштейна «1905 год». Новаторский характер драматургии и режиссуры фильма. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора). Особенности жанрового решения. Гуманистический пафос фильма. Влияние фильма на развитие советского киноискусства и на творчество зарубежных мастеров.
«Октябрь» (1927). Жанровые особенности фильма как «поэтической хроники». Документализм и метафоричность образного строя. Первая попытка воспроизведения образа В.И.Ленина в игровом кино. Образный язык фильма и теория «интеллектуального кино».
Обращение к современной теме в фильме С.Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия», 1929). Изобразительная культура. Монтаж фильма. Идея «обертонного монтажа». Человек в образной системе фильмов С.Эйзенштейна. Образ Марфы Лапкиной.
Теоретические труды С.Эйзенштейна 20-х годов. Теории «монтажа аттракционов», «типажа», «интеллектуального кино», «обертонного монтажа»и др.
Историческое значение творчества С.Эйзенштейна в развитии киноискусства.
В.Пудовкин (1893-1953). Учеба в Государственной школе кинематографии (мастерские В.Гардина и Л.Кулешова). Работа в качестве актфа, художника, ассистента режиссера. Первые самостоятельные постановки: короткометражная комедия «Шахматная горячка» (1925) и научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926).
Фильм «Мать» (1926, по одноименной повести М.Горького) - крупная победа советского кино. Творческое содружество В.Пудовкина, сценариста Н.Зархи и оператора А.Головни. Социально-психологический конфликт фильма. Принцип сквозной метафоры в построении действия. Особенности изобразительного и монтажного решения фильма. Участие в фильме актеров МХАТ Н.Баталова и В.Барановской". Работа В.Пудовкина с непрофессиональными актерами. Типаж в фильме. Влияние фильма «Мать» на развитие реалистических принципов киноискусства.
«Конец Санкт-Петербурга» (1927, авт. сцен. Н.Зархи). История замысла. Соотношение эпического и драматического начал в фильме Выразительность монтажных и изобразительных решений.
«Потомок Чингисхана» («Буря над Азией», 1928, ВЭ - 1929, по мотивам романа И.Новокшоева, авт. сцен. О.Брик). Тема национально-освободительного движения и драматическая судьба героя (арт. В.Инкижинов). Содержательность этнографического материала. Выразительность кинометафор. Международный успех фильма.
Обращение В.Пудовкина к проблемам морали в фильме «Простой случай» («Очень хорошо живется», 1930, ВЭ - 1932, авт. сцен. А.Ржешевский). Теория и практика «эмоционального сценария» и фильм В.Пудовкина. Психологический конфликт и его экранное воплощение. Поиски новых выразительных средств экрана («цайт-лупа»).
Теоретические работы В.Пудовкина: «Киносценарий», «Теория сценария», «Кинорежиссер и киноматериал», «Актер в фильме», - и их значение для теории и практики киноискусства.
Ф.Эрмлер (1898-1967). Киноэкспериментальная мастерская (КЭМ). Фильмы «Катька-Бумажный ранет» (1926, авт. сцен. М.Борисоглебский, Б.Леонидов) и «Парижский сапожник» (1927, ВЭ - 1928, авт. сцен. Н.Никитин, Б.Леонидов, сореж, Э.Иогансон). Вопросы новой морали и быта. Дискуссионный характер фильмов. Особенности изобразительного решения (опер. Е.Михайлов).
«Дом в сугробах» (1928, авт. сцен. Б.Леонидов и Ф.Эрмлер). Идейное
переосмысление рассказа Е.Замятина «Пещера». Герои и среда.
«Обломок империи» (1929, авт. сцен. К.Виноградская). Своеобразие драматургического замысла. Психологизм и публицистичность в образном строе фильма. Изобразительное решение (опер. Е.Шнейдер, худ. Е.Еней).
Режиссерский стиль Ф.Эрмлера. Актер Ф.Никитин в его фильмах. Значение творчества Ф.Эрмлера в утверждении на экране современной темы.
Г.Козинцев (1905-1973) и Л.Трауберг (1902-1991). Манифест «Эксцентризм». Мастерская ФЭКС. Театральные постановки. Фильмы «Похождения Октябрины» (1924) и «Чертово колесо» (1926).
Сближение с ОПОЯЗом. Метод «остранения» и фильм «Шинель» (1926, авт. сцен. Ю.Тынянов). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания монологического стиля, имитация «манеры» Гоголя.
Освоение историко-революционной темы в фильмах «С.В.Д.» (1927, авт. сцен. Ю.Тынянов, Ю.Оксман) и «Новый Вавилон» (1929, авт. сцен. Г.Козинцев, Л.Трауберг). Изобразительный стиль фильмов (опер. А.Москвин, худ. Е.Еней). Актерские работы воспитанников ФЭКС П.Соболевского, С.Магарилл, С.Герасимова, П.Костричкина, Я.Жеймо, Е.Кузьминой и др.
Творческий вклад факсов в обогащение изобразительно-выразительных возможностей киноискусства.
Я.Протазанов (1881-1945). Первые фильмы, созданные по возращении на родину: «Аэлита» (1924) и «Его призыв» (1925). Изображение советской жизни и использование традиционных приемов дореволюционного кино. Образы красноармейца Гусева (Н.Баталов - «Аэлита»), работницы Кати (В.Попова - «Его призыв»).
Веселые и занимательные кинокомедии «Закройщик из Торжка» (1925) и «Дон Диего и Пелагея» (1927). Критика мещанства и бюрократизма. Оптимизм и занимательность фильмов.
Социальная сатира в фильмах на зарубежном материале «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930). Комедийное мастерство режиссера и актеров И.Ильинского, А.Кторова, М.Климова. Роль Я.Протазанова в становлении и развитии советской кинокомедии.
Историко-революционный фильм Я.Протазанова «Сорок первый» (1926, ВЭ 1927, по одноименной повести Б.Лавренёва, авт. сцен. Б.Лавренев, Б.Леонидов). Социально-психологический конфликт фильма. Образы Марютки (А.Войцик) и Говорухи-Отрока (И.Коваль-Самборский).
«Чины и люди» («Чеховский альманах», 1929) - интерпретация наследия А.П. Чехова и традиции МХАТа.
Отражение характеров и конфликтов дооктябрьской России в фильмах «Человек из ресторана» (1927, по повести И.Шмелева, авт. сцен. Я.Протазанов, О.Леонидов) и «Белый орел» (1928, по рассказу Л.Андреева «Губернатор», авт. сцен. О.Леонидов, Я.Уринов, Я.Протазанов). Участие в этих фильмах актеров М.Чехова («Человек из ресторана»), В.Качалова и В.Мейерходьда («Белый орел»).
А.Роом (1884-1976). Историко-революционная тема в фильмах 1926 года «Бухта смерти» и «Предатель». Особенности жанрового решения.
«Третья Мещанская» («Любовь втроем», 1927, авт. сцен. В.Шкловский и А.Роом). Новаторское решение морально-этической темы. Своеобразие поэтики фильма. Актерский ансамбль: Н.Баталов, В.Фогель, Л.Семенова. Дискуссии о фильме.
Фильм А.Роома «Привидение, которое не возвращается» (1929, по мотивам новеллы Анри Барбюса «Свидание, которое не состоялось», авт. сцен. В.Туркин). Особенности драматургии, режиссуры и актерского исполнения (М.Штраух, Б.Фердинандов, О.Жизнева).
Б.Барнет (1902-1965). Роль Джедди в фильме Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Участие в качестве сорежиссера (совм. с Ф.Оцепом) и актера в многосерийном приключенческом «боевике» «Мисс Менд» (1926) по роману М.Шагинян «Месс Менд.
Фильм Б.Барнета «Москва в Октябре» («Борьба и победа», 1927). Иллюстративность, инсценировка под хронику исторических событий.
Бытовые лирические комедии Б.Барнета «Девушка с коробкой» (1927, авт. сцен.
В.Туркин, В.Шершеневич) и «Дом на Трубной» (1928, авт. сцен. Б.Зорич, А.Мариенгоф, В.Шершеневич, В.Шкловский, Н.Эрдман). Своеобразие комедийного дарования Б.Барнета. Актерские ра