Приемы создания дикторского текста
Черновой вариант. Мы уже говорили о том, что в начале монтажа полезно написать черновик дикторского текста. Он позволит примерно сопоставить текст с видеорядом и даст общую картину развития действия фильма. Спонсор или продюсер смогут сделать свои замечания. После завершения окончательного варианта текста необходимо сравнить его с видеорядом и проверить совпадение по метражу и смыслу.
Диктор. Хороший диктор может стать ключевой фигурой фильма, поэтому постарайтесь найти лучшего, естественно, в рамках бюджета картины. Появление диктора в кадре создает две дополнительные проблемы: совмещение текста в кадре с закадровым комментарием и естественность поведения ведущего перед камерой.
Лучше всего писать дикторский текст в кадре после завершения работы над основным комментарием. Так вам будет удобнее определить точки входа и выхода диктора из кадра и решить трудные монтажные переходы.
Есть несколько вариантов решения второй проблемы. Можно написать текст целиком и заставить диктора выучить его наизусть. Но не °чень многие дикторы способны выполнить такое задание. В таком случае пользуются телетекстом или карточками, которые держат под объективом камеры. Мне лично не очень нравится последний метод, потому что в КаДре всегда видно, что диктор (актер, ведущий) читает текст.
Обычно я прохожу основные положения текста с диктором, а потом рощу его повторить пройденное перед камерой. На это уходит два-три дубля, но в результате человек выглядит естественно и легко вписывается вструктуру фильма.
Если дикторский текст целиком звучит за кадром, проблем меньще Необходимо только подобрать лучший голос, который верно передаст основную идею картины. Иногда нужное имя известно с самого начала. Если у вас есть несколько претендентов, попросите их прочитать отрывок из текста в сопровождении видеоряда и выберите наиболее подходящий голос.
При возможности просмотрите материал целиком вместе с диктором. После просмотра объясните ему, какого результата вы хотите добиться, что требуется от комментария. Дайте ему с собой копию текста. При следующей встрече обратите внимание на его замечания и вопросы. Еще раз обсудите стиль, ритм и настроение текста, какие абзацы лучше читать быстро, а какие помедленнее. Если диктору ясна основная идея фильма и все спорные вопросы улажены, можно приступать к записи.
Существуют два способа записи комментария: в сопровождении видеоряда или отдельно. Я предпочитаю второй способ, исходя из того, что диктор имеет подробное представление о видеоряде. Я хочу, чтобы он максимально сконцентрировался на чтении.
Как правило, я даю диктору возможность зачитать текст целиком и стараюсь не прерывать его. При определенном уровне профессионализма ему легко удается вписаться в фильм и сделать то, что от него требуется. Преимущество такого способа работы заключается в том, что диктор имеет возможность автоматически войти в ритм текста и больше сосредоточиться на интонационном и эмоциональном звучании. Конечно, запись можно останавливать в любой момент и делать замечания. Но замечания должны быть предельно конкретными. Точно укажите слова и фразы, которые нужно выделить интонационно, задайте нужный ритм, выделите наиболее драматические и эмоциональные места. Однако, стремясь к совершенству, сведите количество пауз к минимуму, так как в противном случае качество чтения будет только ухудшаться.
При большом объеме текста следите за тем, чтобы диктор не уставал и его голос был равномерного наполнения. Окончив запись, проверьте фонограмму, перепишите неудачные места.
В конце работы необходимо записать минуту тишины или "тон студии". Может показаться странным записывать тишину, но это и есть та атмосфера, которая будет заполнять звуковые паузы в начале и конИе текста, а иногда и в середине.
Наложение текста. Как бы старательно вы ни работали над записью текста, некоторые недостатки могут обнаружиться только при наложении текста на видеоряд. Иногда выясняется, что возникли проблемы с интонационными ударениями, какие-то фразы звучат неверно, нарушен баланс между музыкой и текстом. Возможность вызвать диктора для повторной записи существует далеко не всегда. К тому же нужно иметь ввиду, что даже на этой стадии работы спонсор или генеральный продюсер могут неожиданно потребовать внесения собственных изменений.
Как изменения сказываются на бюджете? Обычно я договариваюсь с диктором о том, что помимо основного озвучания, я буду иметь возможность вызвать его на дозапись для внесения изменений в текст. Только после этого я оговариваю сумму гонорара, сводя к минимуму дальнейшие переговоры о дозаписи.
Примеры
В этой главе мы рассматривали отрывки из разных сценариев и анализировали подход, технику и стиль. Теперь мы обратимся к более объемным отрывкам, чтобы получить представление о том, как авторы работают над развитием идеи.
Первый пример взят из сценария канадского фильма "Город золота" ("City of Gold"), в котором совмещены личные воспоминания и живая панорама жизни Доусон Сити.
Видео | Аудио |
Дети в парке. | Пьер Бертон: Это город, где я родился. И мой отец тоже. Тихое место. Всего несколько магазинчиков. Ресторан. Триста-четыреста жителей. Большинство - работяги. |
Старик на веранде. | На главной улице на веранде гостиницы греются на солнышке старики. Они вспоминают давние дни... добрые давние дни. |
Дети в парке. | В парке всегда полно детей. |
Дети и город. | А после дождя всегда полно луж, где можно пускать кораблики. |
Виды города. | Но должен вам сказать, что городок, где я провел детство, не похож ни на один город мира. Это Доусон Сити, центр клондайкской золотой лихорадки. Такие события в истории не повторяются дважды. |
Старые здания. | В детстве каждое лето мы ползали по этим разрушающимся домам. Некоторые стоят запертыми и покинутыми больше полувека. |
Старые картины в домах. | Я помню, отец рассказывал мне, - что в дни своего расцвета в Доусон Сити можно было купить абсолютно все: от омаров до театрального бинокля. Можно было купить королеву варьете за ее вес в золоте. Один человек так и сделал. Его звали Крис Йохансон и жил он в Виски Хилле. |
Старый пароход. | Еще мы играли в капитана парохода. Эти покинутые колесники составляли целую флотилию. В лучшие дни по Юкону ходило 250 пароходов. |
Город, старики, атмосфера. | Большинство людей исчезло вместе с пароходами. Из десятков тысяч приезжих только несколько старателей находили золото, за которым охотились. Хотя, я думаю, никто из них не пожалел о поездке в Доусон. Ведь великая лихорадка была пиком их жизни. |
Переход Чилкут: грозные горы, покрытые льдом. | Зима 1897 года. За этими горами в двух тысячах миль от цивилизации слышалось только одно слово: ЗОЛОТО! Миллионы людей во всем мире мечтали совершить это путешествие. Только сто тысяч осуществили мечту. |
Лица старателей. | Вряд ли кто-то из них был профессиональным старателем. Большинство - служащие. Мой отец только что закончил университет. По профессии он был инженер. Они не представляли, что их ожидает. , Они отправились на Клондайк, чтобы грести золото лопатой, и сказочно разбогатеть. |
Сценарий фильма был написан Пьером Бертоном в 1956 году и до ci пор остается образцом для подражания. Эта работа удивительно проста i первый взгляд, однако продумана до мелочей.
1. Введение. Первые предложения определяют место действия тональность фильма. Это короткие, эмоциональные высказывания: < после дождя всегда полно луж, где можно пускать кораблики".
2. Тема. Тема фильма задается драматично и быстро: "Это Доусс Сити, центр клондайкской золотой лихорадки. Такие события в исторг не повторяются дважды.". Последнее предложение об истории начина( х<эд повествования.
3. Детали. В течение всего фильма Бертон намеренно избегает общ* Мест, приводя большое количество деталей, которые определяй: атмосферу безумия Доусон Сити времен Золотой Лихорадки. "Можн °Ыло купить королеву варьете за ее вес в золоте. Один человек так и сделал". Далее он говорит о типажах приезжавших в город людей и очень быстро переходит к рассказу о своем отце.
4. Воспоминания очевидцев. Одна из характерных черт фильма - удачное сочетание воспоминаний очевидцев с историческими фактами. Движущей силой сюжета являются воспоминания отца автора. Однако впечатления самого Бертона также играют не последнюю роль. "Еще мы играли в капитана парохода. Эти покинутые колесники были частью целой флотилии...".
5. Развитие сюжета. Важным поворотом сюжета является переход от воспоминаний участников событий к рассказу об истории Золотой Лихорадки. Он умещается в один абзац: "Большинство людей исчезло вместе с пароходами. Из десятков тысяч приезжих только несколько старателей находили золото, за которым охотились. Хотя, я думаю, никто из них не пожалел о поездке в Доусон. Ведь великая лихорадка была пиком их жизни. Зима 1897 года. За этими горами в двух тысячах миль от цивилизации слышалось только одно слово: ЗОЛОТО!". Важно отметить, что переход из настоящего в прошлое сделан при помощи видеоряда: в этом месте современные съемки сменяются анимацией архивных материалов 1897 года.
Фильм Джеймса Бурке "Связи" также затрагивает историю, но довольно своеобразно. Тема фильма - технологическое и научное развитие. Одно упоминание этого предмета может оттолкнуть многих потенциальных зрителей. Однако Бурке удалось сделать науку и технологию понятными даже для наименее осведомленных людей. Серия "Далекие голоса" посвящена военным технологиям. С первых кадров Бурке начинает поддразнивать зрителя: мы видим, как чьи-то руки упаковывают атомную бомбу в чемодан и несут все это сквозь уличную толпу. В комментарии сообщается: "Вот кошмар второй половины двадцатого столетия. Самый обычный чемодан с атомной бомбой внутри. Достаточно украсть ядерное сырье - все остальное может собрать любой выпускник технического вуза.".
Далее Бурке рассказывает о том, как развитие военных технологий влияло на политические и социальные перемены в истории. Первый пример - битва при Гастингсе 1066 года. Автор фильма утверждает, что норманны выиграли сражение благодаря использованию тяжелой кавалерии против пехоты англосаксов. Однако он добавляет, что копь# всадников были столь смертоносны только по причине изобретения стремян. Такой микроскопический шаг вперед с такими колоссальными историческими последствиями.
Постепенно Бурке переходит к обсуждению других военных лововведений: появление рыцарей и подъем аристократии. В следующем отрывке Бурке анализирует процесс вытеснения копий кавалерии другим технологическим новшеством - длинным луком. Традиционно язык фильма легок для восприятия, комментарий полон шуток и просторечных выражений. Текст обращен непосредственно к зрителю и сразу втягивает его в действие картины.
Видео | Аудио |
Замедленный монтаж рыцарей верхом на конях. | К 1250 году высшая лига превратилась в эксклюзивный клуб, доступный только очень богатым людям. Все произошло, прежде всего, благодаря стременам, которые привели к появлению тяжело вооруженных рыцарей на массивных боевых конях. Теперь аристократы усиленно заботились об эксклюзивное™. Рыцарство передавалось по наследству вместе с постоянной фамилией, заменившей повсеместное "сын такого-то". Так как лица их были закрыты забралом, они придумали носить специальные знаки отличия, чтобы в пылу сражения не быть заколотыми своими. Эти геральдические символы завершили отделение аристократов от остального населения. Обладавшее огромными богатствами и властью бронированное высшее общество считало себя пупом земли. |
Бурке в кадре. | К 14 веку рыцарь стал массивной, дорогой, сложной двухтонной боевой единицей. На полном скаку он мог смести все на своем пути. Конечно, за исключением другого рыцаря. Но в это время в долинах Южного Уэльса появилось кое-что, положившее конец четырем столетиям рыцарского господства. |
Бурке в Вестминстерском аббатстве около статуи Генриха V. | Я расскажу, что произошло. Вот Генрих довел до полного физического изнеможения восемь тысяч воинов, маршировавших без остановки семнадцать дней под проливным дождем. Примерно в миле от них по другую сторону поля боя, превратившегося в грязную лужу, стояли тридцать тысяч французов. Половина из них - аристократы в полном боевом облачении, не спавшие всю предыдущую ночь, потому что они провели ее в седле, так как боялись запачкать свои чудесные доспехи. Высокомерная, самоуверенная и упадочная компания, больная жаждой славы и личного первенства. |
Бурке прогуливается по залу. | Итак, часов в одиннадцать утра Генрих приказал выпустить несколько стрел по этим людям, чтобы заставить их хоть как-нибудь отреагировать, потому что те с семи утра до хрипоты спорили, кто поведет французскую армию в бой и не обращали ни на кого внимания. |
Смотрит на памятник. | Тогда французы поднялись и бросились через огромную лужу грязи прямо на колья, которые выставили англичане на их пути. И тогда Генрих вынул свой главный козырь, правда? Он применил секретное оружие, которое его дедушка нашел в горах Уэльса. Теперь битва превратилась в широкомасштабную мясорубку. |
Выстрелы из больших луков, эпизоды битвы, замедленные съемки. | Это был уэльский лук. У Генриха было их около тысячи. В руках мастера такой лук может убивать на расстоянии до четырехсот футов. Французы были полностью уничтожены всего за три кровавых часа. |
Большая часть трюков Бурке очевидна, добавим всего два замечания. Во-первых, Бурке употребляет много английского сленга, не понятного американскому зрителю. Поэтому любая пуристская американская телекомпания может предъявить претензии к сценарию. Во-вторых, Бурке пишет для себя, упаковывая огромное количество информации в несколько секунд. Ему это сходит с рук, но я не советовал бы соревноваться с ним.
Мне заказали написать текст для получасового фильма об истории
Иерусалима "Врата времени". Так как это не был новостийный проект или
Реальное кино, я смог написать комментарий до начала съемок. Однако
при монтаже обнаружилось, что фильм получается рыхлым, и потребуется
несколько эпизодов с диктором в кадре (stand-ups), чтобы связать картину
единое целое. Просмотрев фильм, я выбрал несколько живописных мест
написал тексты. В любом случае я всегда мог отказаться от этого.
Написание текста заняло всего около часа. Оставалось только найти °чки ввода и вывода эпизодов так, чтобы они не поломали сценария фильма.
Видео | Аудио |
Панорамные съемки Иерусалима с вертолета. | Покидая в 1920-х годах Палестину, Британский губернатор сказал: "После Иерусалима не может быть повышения по службе!". Для него, как и для миллионов других людей в истории Запада не могло быть аналога Иерусалиму. Это центр двух религий и священный город для третьей. Это свет. Это добрый гений новых идей. Вечный город, символ совершенства. |
Наземные съемки: множество автомобилей, плотная толпа людей. | Но наряду с духовным Иерусалимом существует Иерусалим реальный. Это и современный город, построенный в прошлом веке, и древний, где за средневековыми крепостными стенами все еще живут и работают более 25 000 человек. |
Диктор в кадре. | Диктор: Перед нами город, который должен справляться со всеми современными проблемами и нести дары и груз своей уникальной истории. Дилемма заключается вот в чем. Как сохранить и поддержать дух прошлого и наследие времен и шагнуть в двадцать первый век? Меня зовут Айри Каплан. Я писатель и продюсер. Я хотел бы вместе в вами поближе рассмотреть проблемы и дилеммы этого города и попробовать найти их решение.. |
Средневековые карты Иерусалима. | Диктор за кадром: Идея мистического совершенства Иерусалима, внесенная крестоносцами, с течением веков развивалась. Английский поэт Уильям Блейк писал, что его самая заветная мечта - "построить Иерусалим на прекрасной зеленой земле Англии". |
Изображения Иерусалима 19 века. | Вновь и вновь на гравюрах художников 19 века Иерусалим предстает идеализированным библейским городом, где Авраам, будь он жив, мог бы совершать прогулки в тишине и мире. |
Архивные материалы: нищие, калеки, темные улицы, грязные аллеи. | После такого романтического представления реальный Иерусалим 19 века шокировал путешественника. Калеки, нищие и бродяги приветствовали паломника у каждых ворот. |
Переполненные грязные церкви, грязные толпы людей. | Путеводитель Бедекера предупреждал туристов о том, что святые места покрыты грязью и мусором. Первый мечтатель-сионист Герцль посетил Иерусалим в 1898 году. Вот его впечатления: "Мое воспоминание о тебе, О Иерусалим, не будет пронизано светом и радостью. Заплесневелые отходы двух тысяч лет дымятся на твоих бульварах.". |
Британские войска входят в Иерусалим. | В 1917 году британские и австралийские войска захватили город, положив конец четырехсотлетнему турецкому владычеству. Для завоевателей, большинство из которых были примерными христианами, это был горький момент. |
Диктор в кадре. | Скромно войдя в город пешком через ворота Яффа, генерал Алленби остановился примерно здесь, где стою я. Здесь же он поклялся чтить Иерусалим и защищать его жителей. Иерусалим находился под святым попечением, и новые хранители поклялись сделать для города все, что было в их силах. |
Мы обсудили работу над сценарием и дикторским текстом, поэтому я решил рассмотреть этот процесс более подробно. В седьмой главе я привел в качестве примера фильм Иона Элсе для сериала "Великая депрессия". Синопсис датирован 21 ноября 1991 года. Фильм "Легенда Генри Форда" запущен в производство в следующем году. Перед началом чернового монтажа авторы написали достаточно подробный комментарий. Однако за шесть месяцев монтажа фильм резко изменился. Я решил включить сценарии и комментарии, написанные Элсе для четырех черновых вариантов фильма. По ним можно проследить, как менялся видеоряд, замысел и комментарий.
Видео | Аудио |
Марион Андерсон поет национальный гимн у мемориала Линкольна. | Гимн. |
Толпа приветствует его. | Комментарий: Наверное, они ошибались. Все получилось не так, как они хотели. В те годы они плохо обращались друг с другом... Многое было не завершено, когда началась Вторая Мировая война. |
Андерсон заканчивает песню. | Но к концу Великой депрессии они не просто спасли Америку. Они открыли новую Америку. Вот их история. |
Поезд подходит к станции. | НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА Комментарий: Начиная с Гражданской войны, волны депрессии, каждая чуть сильнее, чем предыдущая, захлестывали страну. Но к концу 1920-х годов Америка переживала самый большой подъем. |
Кадры Детройта. | Мур: Наша семья переехала в Детройт в 1927 году из Колумбии, штат Огайо. Сначала мне Детройт не понравился. Три раза я убегал обратно в Колумбию. Но на третий раз отец наконец убедил меня остаться. В те времена Детройт процветал. |
Через несколько месяцев авторы резко изменили видеоряд после н&звания фильма.
Видео | Аудио |
Небольшой поселок. | Название: "Великая депрессия" Комментарий: Большие изменения произошли во многих городках и деревнях Америки задолго до начала Великой депрессии. |
Музыка: "Голод". | Да... Я получил работу. Теперь работаю у мистера Форда. |
Темные кадры: рабочие в литейном цехе. | Комментарий: Весь мир знал, что Генри Форд изобрел будущее... казалось, что оно слишком прекрасно, чтобы быть настоящим. В 1914 году, чтобы удержать рабочих, он повысил оплату труда до пяти долларов в день, то есть в два раза. И это было в два раза больше того, что они могли заработать в других автомобильных компаниях. |
Рабочие в сборочном цеху. | Он произвел революциюв массовом производстве, пустив первую автоматическую сборочную линию и приняв на работу огромное количество неквалифицированных иммигрантов. |
К июлю начало фильма приобрело отчетливую форму. Исчез рассказ про автоматическую линию.
Черновая копия 7 июля 1992 года. | Название: "Великая депрессия" |
Небольшой поселок. Церковь. | Комментарий: Скатывание Америки в Великую депрессию началось задолго до 30-х годов. И началось не с отчаяния, а с великих надежд во всех городках и поселках Америки. |
Музыка: "Голод". | Да... Я отправляюсь в Детройт, чтобы найти работу. |
Рабочие в литейном цеху. | Комментарий: Весь мир услышал, что в Детройте Генри Форд изобрел будущее... казалось, что оно слишком прекрасно, чтобы быть настоящим. В 1914 году, чтобы удержать рабочих, он повысил оплату труда до пяти долларов в день, то есть в два раза. И это было в два раза больше того, что они могли заработать в других автомобильных компаниях. |
Рабочие делают колеса на сборочной линии. | |
Рабочие и колеса. | Рейтер: Легенда Генри Форда, конечно, была сильна украшена его предложением платить по пять долларов в день. Слух об этом дошел до самых отдаленных деревушек в Западной Вирджинии, Кентукки, Теннеси. Мы тоже слышали про пять долларов. Тогда это была серьезная сумма. |
Пятого октября изменяется все начало фильма. Теперь основной упор делается на легенду Форда. Авторы решили сразу заинтересовать зрителя этой личностью, странной и эксцентричной. Революционные нововведения они оставил на потом.
Видео | Аудио |
Генри Форд катается на коньках. Фотографии Форда. | Комменарий: Американцы только что назвали Генри Форда третьим самым великим человеком после Наполеона и Иисуса Христа. Наверное, они увидели в нем то, что любили в самих себе в 1927 году... Геккельберри Финн - миллионер... застенчивый крестьянский мальчик превратился в производителя автомобилей, который ненавидел лень и беспорядок, профсоюзы и Уолл-стрит. Шалун. |
"Ковбой Генри". | Он был живым воплощением власти и американского принципа "каждый сам за себя"... в эру, когда промышленные магнаты значили много больше президентов. Никто лучше Генри Форда не сможет стать олицетворением путешествия всей страны по бурям двадцатых годов. |
Плавильная печь. | Все началось в 1914 с революции в массовом производстве. Чтобы удержать рабочих, он повысил оплату труда до пяти долларов в день, то есть в два раза. И это было в два раза больше того, что они могли заработать в других автомобильных компаниях. |
Потом Элсе написал еще несколько сценариев. Такое случается. Работая над фильмом, автор постоянно сверяет свои идеи со сценарием и видеорядом, потому что кино - процесс развивающийся, не стоящий на месте. Чтобы максимально реализовать свой потенциал, надо потратить много времени, сил и терпения. Наконец, наступает момент, когда все встает на свои места. Теперь можно расслабиться и успокоиться.
ГЛАВА 15.