Обсуждение будущего фильма со спонсорами или заказчиками
Предположим, вы получили благоприятный ответ на ваше первоначальное предложение. Врач, спонсор, канал или агентство заинтригованы. Они хотели бы подробнее ознакомиться с идеей предупредив, что окончательно еще ничего не решили. Вам назначена встреча. В повестке дня скорее всего будут следующие пункты: тема и задачи фильма; аудитория, на которую он рассчитан; трактовка идеи; бюджетные и временные ограничения. Тщательно обдумайте эти вопросы, чтобы не раздумывать над ответами. Помимо этого вы должны решить, какие вопросы обсудить со спонсором, чтобы впоследствии, когда вы начнете серьезно работать над фильмом, не возникало серьезных недоразумений.
Тема и задачи фильма
Независимо от того, каким будет фильм и кто его финансирует, важно с самого начала определить тематические границы и задачи фильма. Нужно стремиться к четкой формулировке или основному определению, из которого станет ясно, о чем фильм, что и кому он должен рассказать и какой цели достичь. Прежде, чем что-либо обсуждать, необходимо решить эти вопросы для себя. Толковая формулировка предназначена не только для спонсора. Она не позволит вам отклониться от темы в процессе создания фильма.
Постарайтесь понять, зачем вы снимаете фильм. Он может выполнять множество функций, и вы должны иметь о них представление. Фильмы бывают развлекательными, учебными, имиджевыми (корпоративными), предупреждают о скрытой опасности, становятся попыткой разбудить самодовольную общественность, в лучшую сторону изменить привычки и поведение людей. Возможно, ваш фильм выполнит все эти задачи или ни одной из них, но надо с самого начала знать, для чего вы работаете.
Если тема задана спонсором, попытайтесь с самого начала выяснить отношение к ней. Почему она его интересует? Чего он ждет от этого кта и каких результатов старается добиться? В идеальном случае вы окажетесь единомышленниками, хотя так происходит далеко не всегда. 0 этому лучше сразу устранить недомолвки, чем впоследствии получать неприятные сюрпризы, которые будут отрицательно сказываться на работе.
Аудитория будущего фильма
Невозможно обсуждать задачи фильма, не учитывая зрительскую аудиторию. Выясните все о потенциальном зрителе сами или проконсультируйтесь со спонсором. Узнайте состав вашей аудитории, на какой зрительский круг рассчитан фильм и как лучше всего подать материал. Ответы на эти вопросы имеют существенное значение. Написание сценария для телевидения — сложный процесс, так как телеаудитория весьма обширна. При создании телевизионного документального фильма нужно рассчитывать на все возрастные группы, от четырнадцати до семидесяти пяти, все образовательные уровни, различную религиозную и социальную ориентацию.
Что нужно знать о потенциальном зрителе?
Во-первых, общий состав аудитории. Кто конкретно будет смотреть фильм? Какого возраста ваш зритель? Каковы его политические и религиозные взгляды? Для какой аудитории вы работаете: городской, сельской, искушенной, образованной, непрофессиональной, безработной? Ответы на эти вопросы помогут вам вступить в прямой диалог с аудиторией, а не подниматься выше ее уровня, опускаться ниже его или вовсе игнорировать.
Далее, вам необходимо знать, в каком контексте будет демонстрироваться фильм: в школе, церкви, университете, по телевидению во время массового просмотра или в поздние ночные часы. Рассчитывая на прайм-тайм, придется несколько смягчить заявку. Позднее время показа сокращает численность аудитории, но зато вы сможете продемонстрировать более радикальный и революционный подход к теме.
Будет ли фильм демонстрироваться на шикарном банкете или в маленьком деревенском просмотровом зале? Рассчитан ли он на специфический круг зрителей в одной стране или его увидят во всем мире? Пойдет ли он в рамках сериала или самостоятельно?
Очень важно прочувствовать и понять отношение аудитории к Какой точки зрения придерживаются зрители: знакомы ли они с Не испытывают ли они чувства страха или неприятия к ней? Существую^ ли какие-либо преодолимые или непреодолимые предрассудки? Выходцт ли тема за рамки типичного восприятия аудитории? Одобрят ли они подход к теме, выбранный в фильме, или будут против негсР Практические последствия решения этих вопросов очень важны Например, при работе над фильмом о контроле рождаемости иметь представление о том, на какую аудиторию вы рассчитываете, обязательно-католическую или протестантскую, консервативную или либеральную. То есть, вы должны понимать культуру и верования аудитории, к которой вы пытаетесь обратиться и на которую хотите оказать влияние. Если вы пренебрегли этим элементарным условием, даже технически крепкий фильм не найдет понимания у зрителей.
Подходы к теме фильма
«Каков будет ваш подход к теме? Как вы собираетесь сделать фильм?» — эти вопросы неизбежны при первой встрече со спонсором. На этом этапе я стараюсь по возможности кратко выражать свои мысли, по крайней мере, если тема мне мало знакома, или я недостаточно хорошо знаю спонсора. Прежде, чем окунуться в работу с головой, мне нужно время для ознакомления с предметом.
В поиске решения фильма постарайтесь найти в теме какие-либо точки отсчета. Вот наиболее типичные из них:
1. Ситуационные или личные конфликты;
2. Наличие сильных или харизматических личностей;
3. Возможные объекты особенного внимания;
4. Изменения характеров или ситуации (мгновенные или постепенные).
Существуют другие отправные точки, но вышеуказанные четыре пункта — наиболее продуктивные для обдумывания.
Вопросов и сомнений возникает много, однако спонсор обязательно захочет услышать от вас хоть какой-нибудь намек на решение фильма. Если тема «ваша», вы долго работали над ней, то вам будет не трудно удовлетворить его любопытство. Неприятности начинаются, если вы не имеете ни малейшего представления о теме.
Обсуждение будущего фильма со спонсорами или заказчиками
Работая над большими проектами, я непременное условие: прежде, чем определиться с решением темы, я должен провести предварительное исследование Иногда я просто тяну время.. Но если спонсоры все-таки настаивают, у вас не остается другого выбора, кроме как включаться прямо на месте. Даже если вы уверены, что придуманная сейчас идея будет отвергнута вами сразу после окончания беседы.
Впервые такой вопрос застал меня врасплох, когда я работал в новостях. Директор музея, где я снимал репортаж, ни с того, ни с сего поинтересовался, как бы я сделал большой фильм о музее. Я ни разу здесь не был и успел только один раз быстро пробежать по музею. Поэтому я сказал первое, что пришло в голову: мы могли бы показать экспозицию глазами двух восьмилетних детей. В этом возрасте человек любопытен, его взгляд на окружающий мир придаст теме новизну и необычность, разрушит стереотип интеллектуально-библиографичных фильмов о музеях. В конце-концов, я не получил заказ на фильм. Может надо было промолчать? Все-таки, я так не думаю.
В отличие от меня мой друг получил заказ, потому что в нужный момент отважился высказать неординарную мысль, так как имел дело с людьми, обладающими развитым воображением. Ему тоже пришлось сразу включаться в тему, не имея никакой информации о ней. Государственная налоговая служба Вермонта решила в популярной форме убедить налогоплательщиков платить местные налоги. Имея слабое представление о системе налогообложения, Дейвид предложил такой сценарий: герой во сне возглавляет восстание против уплаты налогов. Он пользуется всеобщей поддержкой и популярностью. Но неожиданно везде появляются воры и бандиты, потому что нет денег, чтобы оплатить работу полиции, закрываются больницы и школы, наступает хаос. Герой в шоке просыпается и бежит заполнять налоговую декларацию. Такое жизнеутверждающее решение фильма отлично проиллюстрировало главную идею: налоги необходимо платить для обеспечения социального порядка.
Одна из главных сложностей состоит в том, чтобы заставить спонсоров отказаться от собственного решения фильма. Это случается: они месяцами придумывали сюжет и подход к теме, а вы убеждены, что все их придумки — глупости. Например, они хотят запечатлеть в главной роли своего генерального директора или главного акционера, но вы считаете,
что это загубит фильм. Если в идее нет ничего хорошего, ее нужно тактично убить в зародыше.
Теоретически, лучше всего отложить обсуждение подхода к теме до завершения исследования, но это не осуществимо на практике, в особенности это относится к новостийным проектам, где срок между оформлением идеи и началом съемок настолько не принимается в расчет что считается несуществующим. В действительности вы сразу начинаете обдумывать подход, а последующее исследование либо подтверждает ваши интуитивные предположения, либо развенчивает заблуждения.