Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-на-
званий животных, формируя представление о самих животных;
учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакоми-
лись в игре, используя полученные знания.
Оборудование. Картинки с изображением леса и дома, мел-
кие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, яблока, миски
с молоком, кости, ветки с листьями, капусты, морковки, коряги с
медом, над которой летают пчелы, трафареты с изображением
зайца, ежа, белки, кошки, козы, собаки, экран.
Ход игры (проводится с подгруппой детей). Игра является
продолжением предыдущей. Дети сидят на стульях вокруг стола
педагога. На столе лежат картинки с изображением леса и дома.
Педагог предлагает детям угадать, какие игрушки у него есть
за ширмой (ставится между педагогом и детьми), и начинает рас-
сказывать: «Зимой — белый, летом — серый, никого не обижает,
а сам всех боится. Любит морковку. Кто это?» Дети отгадывают.
Взрослый отдает трафарет с изображением зайца тому, кто угадал
первым. Так, поочередно дается краткая характеристика каждого
животного. Дети отгадывают и получают трафареты. Затем гово-
рит, что все животные хотят есть, но все картинки с изображе-
нием их пищи перемешались, и надо помочь животным найти их.
Педагог выкладывает на столе вперемешку картинки с изображе-
нием ягод, грибов, капусты, моркови и т. д. Желательно иметь пар-
ные изображения, так как многие предметы могут быть использо-
ваны для разных животных. Дети подходят к столу педагога и вы-
бирают соответствующую картинку. Потом накладывают эту кар-
тинку и трафарет на основное изображение: лес или дом. По окон-
чании игры педагог обращает внимание детей на то, что многие
животные едят одинаковую пищу. Так, коза и зайка любят капусту,
морковь, хотя живут в разных местах: коза — в доме, а зайка —
в лесу. Белочка и ежик едят грибы, хотя белочка живет на де-
реве, а ежик — под деревом.
Угадай, кто у меня
Цель. Та же, учить рассказывать о тех животных, с которы-
ми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рас-
сказу товарища.
Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка,
еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу
детей.
Ход игры. По отношению к двум предыдущим игра является
итоговой и может проводиться только после них. Дети сидят на
своих местах за столами. Перед каждым лежит конверт с трафаре-
том животного. Педагог предлагает поиграть — надо угадать, ка-
кая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою
коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо
дать описание того животного, трафарет которого спрятан в кон-
верте, но не называть это животное, а лишь назвать его особен-
ности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать,
кто это. Первым рассказывает педагог, заглядывая в свою короб-
ку. Например: «У меня тут маленький, серенький, с длинным хво-
стом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко,
говорит «мяу». Кто это?» Дети по очереди рассказывают и о сво-
их животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: «Боль-
шое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест?
Какой у него домик?» Ответы на эти вопросы и составляют тот
объем представлений, который у ребенка существует за словом-
названием животного.
По такому же принципу, как и приведенные выше три игры,
можно провести и другие игры, направленные на расширение и
уточнение значения самых разных слов, например слов «кухня»,
«спальня». Детям предлагают распределить мебель по разным поме-
щениям. Сначала оборудовать мебелью (плоскостными трафарета-
ми) спальню детского сада и спальню квартиры: в спальне дет-
ского сада расставляются кроватки (не менее 5—6), маленькие
стулья для одежды, а в спальне квартиры — две большие кровати,
тумбочка, трюмо. Затем можно расставить мебель в комнате и
кухне и т. п.
Посмотри и назови(занятие)
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; раз-
вивать связную речь.
Оборудование. Две большие карточки с изображением: на
первой — женщина моет посуду, на второй — портниха шьет пла-
тье, маленькие картинки с изображением моркови, яблока, игруш-
ки, сапог, штор, наволочки, мягкой игрушки, пальто.
Ход занятия. Педагог раздает всем детям конверты, в каж-
дом 2—3 картинки. Затем на наборном полотне выставляет большие
картинки и рассматривает их с детьми по очереди. Вначале рас-
сматривает первую картинку— «Женщина моет посуду», спрашива-
ет: «Что нарисовано?» Просит подобрать маленькие картинки, ко-
торые подходят к большой. Педагог уточняет: «Что делает тетя?
Посмотрите на свои картинки и подумайте, что можно еще мыть».
Дети рассматривают свои картинки, выходят и вставляют их в
наборное полотно около большой картинки. При этом они называ-
ют: «Девочка моет яблоко», «Дети моют игрушки» и т. д. Затем
педагог рассматривает с детьми другую большую картинку. Каждый
подбирает маленькие картинки к большой. Ребенок должен наз-
вать, что можно еще шить: «Тетя шьет пальто», «Бабушка шьет
шторы», «Тетя шьет наволочки» и т. д. Подводя итог, педагог
просит детей повторить, что моют люди, что шьют.
Лови и назови
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого
полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово,
а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог
называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочеред-
но называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «на-
волочку», «рубашку», возвращая в броске мяч. При необходимости
педагог помогает вспомнить предметы, которые они видели на кар-
тинке. В конце подводит итог: «Верно, тетя шьет разную одежду».
Затем обыгрывается другое слово «покупаем». Педагог так же
бросает ребенку мяч и просит его назвать, что мы покупаем.
Каждый, поймав мяч, называет какое-нибудь слово: «хлеб», «ово-
щи», «игрушки», «одежду», «книги», «фрукты», «посуду». Подводя
итог, педагог просит одного из детей перечислить предметы, кото-
рые покупают люди.
Куда пойдешь, что найдешь(игра)
Цель. Та же.
Оборудование. Большие карточки с изображением леса,
огорода, сада; маленькие картинки с изображением деревьев, ши-
шек, кустарников, ягод, желудей, грибов, лука, капусты, картофе-
ля, моркови, репы, свеклы, яблока, сливы, вишни, груши, конвер-
ты по числу детей.
Ход игры. Детям раздают конверты с маленькими картин-
ками. Педагог показывает большие карточки по очереди и рассмат-
ривает с детьми. Они рассказывают, что нарисовано на них, и
подбирают маленькие картинки к большим карточкам.
Детям раздают по одной большой карточке, они их рассмат-
ривают и выходят к педагогу. Каждый показывает свою картинку и
рассказывает, что на ней изображено, вставляет ее в наборное
полотно и подбирает маленькие картинки, которые находятся на
столе у педагога, и говорит, например, так: «Если пойдешь в
лес, то там найдешь грибы, ягоды, шишки, орехи и т. д.» Другой
ребенок выходит с карточкой, на которой изображен огород. К
этой карточке он подбирает все, что растет на огороде, и так
же рассказывает об этом. Следующий ребенок подбирает картинки
к карточке с изображением сада. В конце подводится итог. Дети
перечисляют все, что растет в лесу, в огороде, саду.
По аналогии проводятся игры на другие обобщающие слова.
Подарки детям(занятие)
Цель. Формировать обобщенное значение слова «кукла»; про-
должать развивать связную речь.
Оборудование. Коробки с новыми игрушками, кукла-де-
вочка, кукла-мальчик, кукла-петрушка, картинки с изображением
различных кукол.
Ход занятия. Педагог приносит в коробках новые игрушки
и достает каждую по очереди. При этом произносит народные пе-
сенки, потешки, короткие стихи. Так, при рассматривании куклы-
девочки можно прочитать: «Наша Маша маленька, на ней шубка
аленька, опушка бобровая, Маша чернобровая». Затем педагог
говорит: «Это кукла Маша, ее можно будет в коляске катать,
кормить, укладывать спать. А сейчас Маша посидит и посмотрит,
что находится в других коробках». Достает куклу-мальчика, об-
ращая внимание на его внешний вид. Поет песенку:
Баю, баю, баиньки, Наденем на ноженьки,
Купим сыну валенки, Пустим по дороженьке.
Сажает игрушку рядом с первой: «Это кукла Ваня, мы тоже с ней
будем играть». Затем рассматривает с детьми следующую игрушку:
«Развеселая игрушка, а зовут ее петрушка. Петрушка умеет пля-
сать и петь, знает много сказок, с ним тоже будем играть. Пет-
рушка принес детям картинки». Рассматривает с детьми картинки
с изображением различных игрушек, в том числе и кукол. Картин-
ки вставляются в наборное полотно, а петрушка просит детей со-
брать всех кукол вместе. Дети выбирают картинки с изображени-
ем различных кукол и отдают их петрушке. «Вот какие разные
куклы»,— говорит педагог. Игрушки куклы дети сажают в игро-
вой уголок.
Мой веселый звонкий мяч
Цель. Продолжать формировать у детей обобщенное значение
слова (мяч), развивать связную речь.
Оборудование. Мячи, разные по цвету и размеру, обручи,
шары, картинки с изображением этих же предметов, большая ко-
робка.
Ход игры. Педагог показывает детям мяч (среднего размера)
и начинает с ним играть (ударяет о пол), ритмично произнося
четверостишие:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой...»
После этого по очереди бросает мяч детям, они его ловят. Затем
педагог приглашает детей подойти к ковру и найти мячи среди
других предметов (обручи, шары, мячи разных размеров и цветов),
лежащих на ковре. Когда дети принесут мячи, они положат их в
коробку, педагог играет с каждым мячом. В случае, если кто-либо
ошибся и принес другой предмет, педагог показывает, что обруч
крутится, он не прыгает, шарик катится, но не скачет, т. е. в ко-
робке должны быть только мячи.
Дети садятся на свои места, к ним приходит петрушка и при-
носит в большом красивом конверте картинки с изображением
разных мячей, шаров и обручей. Все картинки вставляются в на-
борное полотно. Петрушка просит ребят подобрать картинки толь-
ко с изображением мячей. Дети по очереди находят картинки, на-
зывают их и отдают петрушке. Он вместе с детьми читает стихо-
творение «Мой веселый звонкий мяч...». Подводя итог, педагог
обращает внимание детей, что мячи бывают разные.
Содержание
От автора.................................................................................................................................. 3
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.... 4
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотруд-
ничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общест-
венного опыта............................................................................................................14
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение
элементарной инструкции ........................................................................................... —
Развитие внимания....................................................................................................... 17
Развитие подражания.................................................................................................. 23
Усвоение действий по образцу ................................................................................... 27
Дидактические игры на развитие ручной моторики ................................30
Развитие хватания ....................................................................................................... —
Развитие соотносящих действий................................................................................. 33
Подражание движениям рук....................................................................................... 35
Развитие движений пальцев....................................................................................... 37
Развитие движений кистей рук.................................................................................. 44
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию............... 45
Развитие зрительного восприятия ........................................................................ 46
Восприятие формы....................................................................................................... —
Восприятие величины..................................... '......................................................... 60
Восприятие цвета ........................................................................................................ 82
Формирование целостного образа предмета............................................................. 92
Восприятие пространства и ориентировка в нем............................................... 100
Развитие тактильно-двигательного восприятия...................................................... 118
Развитие слухового восприятия ...................................................................... ... 129
Развитие неречевого слуха ....................................................................................... 130
Развитие речевого слуха ........................................................................................ 135