Значительное восприятие величины

В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с
помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно.
Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор
наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпа-
дают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются
как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы раз-
личны по величине. Естественно, что таким способом можно прове-
рять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.

При соотнесении предметов по величине следует обратить вни-
мание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в
тех случаях, когда они оказываются существенными для выпол-
нения задания.

Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание само-
стоятельно, не следует предварять его действия словесной инст-
рукцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полу-
ченный им результат надо уточнить словом. Например, в игре
«Лото» даются карточки с изображением большой и маленькой
матрешек. Педагог поднимает карточку-образец и спрашивает: «У
кого такая?» (Нельзя говорить «у кого большая?») После того
как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением
на своей карте, педагог говорит: «Правильно, у меня большая
матрешка и у тебя такая же большая».

Лото(определение предмета по величине)

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной
величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух
предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и ма-
ленький); предметы расположены на карточках по-разному (напри-
мер: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое
дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, боль-
шой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов
(больших и маленьких).

Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по
одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок дол-
жен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов
по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой,
маленький на маленький. После этого закрепляют результат в сло-
ве: «Правильно, это большой дом».

В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены
разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения
игры каждому ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.

3* 67


Значительное восприятие величины - student2.ru

Значительное восприятие величины - student2.ru


Значительное восприятие величины - student2.ru

Пирамидки

Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании
колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с пред-
метами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый
раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем наклады-
вания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на
зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не
применять способ наложения (3-й вариант).

Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с кол-
пачком) по количеству детей. В дальнейшем (3-й вариант игры)
количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полу-
шаров, полуколец и др.

Принцип складывания пирамидок должен быть практически вы-
членен детьми самостоятельно, а не предложен взрослым. Для этого
необходимо давать детям разнообразные пирамидки с разным ко-
личеством колец разного цвета, по возможности меняя их на каж-
дом занятии.

1-й вариант. Сложи и закрой

Ход игры. Педагог ставит на стол одну пирамидку, медленно
разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем
берет одно из колец, рассматривает его, обращает внимание на
отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные
кольца. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все
кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамид-
ку, и верхнее кольцо падает и т. д. После этого раздает пирамид-
ки детям, помогает разобрать и собрать их. Дети нанизывают коль-
ца на стержень и заканчивают их колпачками. Взрослый предлага-
ет перевернуть пирамидки, убедиться, что колечки плотно придер-
живаются колпачками. Хвалит детей, хотя, может быть, некоторые
дети собрали их недостаточно точно, не учитывая величину колец.

2-й вариант. Красивая пирамидка(занятие)

Ход занятия. Педагог берет одну пирамидку, рассматривает
ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой
по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит к каж-
дому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает
пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из
колец, говорит: «Большое. (Надевает его на стержень, берет сле-
дующее кольцо, смотрит с 'сомнением.) Это большое или это?
(Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так. (Накла-
дывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо
выступает, оно больше». (Надевает его на стержень.) То же про-
делывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку кол-
пачком. Показывает детям, какая она стала красивая, гладкая.
После этого раздает пирамидки детям, помогает разобрать, сме-
шать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необхо-
димости помогает им, но только в том случае, когда ребенок не
может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пи-
рамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз убедиться,
красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой
ребенка по пирамидке, давая ему понять, что пирамидка сложена
неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Педагог помо-
гает, каждый раз повторяя: «Вот большое кольцо. Вот поменьше.
Еще меньше». И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей,
ставит все пирамидки на стол, говорит, какие они красивые.

3-й вариант. Сложи пирамидку

Ход игры. Используются всевозможные пирамидки. Педагог
ставит перед детьми задачу правильно собрать пирамидки, сло-
жить их красиво, ровно, но не показывает, как это делать, при не-
обходимости помогает. В конце просит всех .независимо от ре-
зультата проверить, правильно ли сложена пирамидка, и говорит:
«Внизу большое кольцо, а наверху самое маленькое. Все пирамидки
красивые».

Где такие?

Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по вели-
чине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости

использовать наложение и обведение по контуру; закреплять сло-
ва «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование. Трафареты, вырезанные из дерева или плот-
ного картона, с изображением больших и маленьких предметов
простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе несколько трафа-
ретов с изображением одного и того же предмета разной величины,
например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет,
например мяч, средний по величине. Педагог говорит, что нужно
найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает
один и говорит: «Я думаю, что он такой же». Вынимает из набор-
ного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга.
Формы совпадают, педагог обращает на это внимание детей, обво-
дит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это
сделать каждому, подходит к детям. «Мячи одинаковые»,— го-
ворит педагог. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика,
ставит в наборное полотно парный самому маленькому, вызывает
одного из детей и просит его найти такой же. Свой выбор ребенок
проверяет наложением. Если предмет выбрав неверно, контуры
не совпадают, педагог говорит, что один из домиков больше, по-
казывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает
найти нужную форму.

Лиса и зайцы

Цель. Понимать, что величина является значимым призна-
ком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении
резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необ-
ходимости с помощью наложения.

Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу иг-
рающих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги
(овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два боль-
ших обруча.

Ход игры (проводится с подгруппой из 6—8 детей). Педагог
кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут доми-
ки для зайцев (домики можно ограничить строительным материа-
лом или стульями). Раздает детям-«зайцам» шапочки и каждому
дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание
детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь
каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит
большой круг,— дом для зайцев с большими кружками, там, где
маленький,— дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы
занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу бара-
бана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия
выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев.
Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его
забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра ус-
ложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.

В дальнейшем дети распределяются на три группы — по трем до-
микам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.

Красивые узоры(занятие)

Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать
ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать по-
следовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять
знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередова-
нию величин.

Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, ова-
лы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех
величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование боль-
ших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же че-
редование треугольников и других форм; чередование другого ти-
па: большой кружок — маленький, маленький — большой, малень-
кий— маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы
форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).

Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассмат-
ривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования
форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой
на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указ-
ку на следующие.) Маленький—большой—маленький», стараясь
подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит
детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объяс-
няет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раз-
дает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические
формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не
пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а пе-
дагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей,
снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм,
еще раз напоминает их последовательность: большой — маленький,
большой — маленький...

В дальнейшем детям раздают чистые полоски. Они выкладывают
последовательный ряд, ориентируясь на образец, висящий на
доске.

Улица(занятие)

Цель. Учить зрительно и по слову производить выбор и соот-
несение величин; развивать внимание; вызывать интерес и положи-
тельное отношение к совместной деятельности.

Оборудование. Большой лист бумаги (белой или голубой)
снанесенным на нее контурным изображением улицы (на рисунке
даны знакомые детям предметы разной величины: два дома — вы-
сокий и низкий, несколько больших и маленьких деревьев, длинная
и короткая скамейки, большой и маленький автобусы, человек
на большом велосипеде и ребенок на маленьком и т. п.), вырезан-
ные из цветной бумаги изображения предметов, точно совпадаю-
щих с контурами на рисунке, по числу детей или по два на каждого
ребенка, клей, кисточка, тряпочка, клеенка.

Ход занятия. Педагог говорит детям, что они все вместе
будут делать красивую картину, чтобы украсить свою группу. Ве-
Шает на доску бумагу с контурными изображениями, а детям

Значительное восприятие величины - student2.ru

раздает рисунки предметов, вырезанные из цветной бумаги. Затем
указывает на высокий дом и спрашивает: «У кого такой высокий
дом?» Ребенок с трафаретом высокого дома подходит к столу пе-
дагога. Тот наклеивает изображение дома на контур. Затем спра-
шивает: «А у кого вот такая длинная скамейка?» И т. п. Когда панно
будет готово, педагог рассматривает его с детьми, радуется вместе
с ними тому, как быстро и хорошо они все вместе сделали такую
красивую картину. Обязательно следует вывесить панно в группе
или в раздевалке на всеобщее обозрение.

Полянка(занятие)

Цель. Та же.

Оборудование. Большой лист с заранее наклеенной зеленой
полоской внизу (трава), с контурным изображением деревьев, жи-
вотных на полянке (большой и маленький ежик, большой и малень-
кий зайчик, большая и маленькая лягушка, высокий и низкий пенек,
толстое и тонкое дерево), вырезанные из цветной бумаги изобра-
жения тех же предметов, клей, кисточка, тряпочка, клеенка (см.
вклейку).

Ход занятия. Тот же, что и в предыдущем занятии.

Построим дома

Цель. Продолжать учить зрительно соотносить величину пред-
метов и проверять свой выбор путем наложения; развивать вни-
мание; закреплять слова, определяющие относительность величин
«больше», «меньше», «одинаковые».

Значительное восприятие величины - student2.ru

Значительное восприятие величины - student2.ru

Значительное восприятие величины - student2.ru

2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с проре-
зями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для
каждого ребенка.

Ход игры. Педагог вставляет в наборное полотно крупные
изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а
не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (кры-
ши, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями,
достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все
детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.
Дети подходят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за
столами принимают участие в оценке каждого этапа работы. В
конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы подобрали
самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу.
В дом поменьше мы поставили двери поменьше, крышу поменьше,
окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна,
самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

Тримедведя

Цель. Продолжать учитывать в игре величину предметов; вы-
зывать положительное эмоциональное отношение к игровым дейст-
виям, требующим учета величины; познакомить с персонажами
сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Оборудование. Мишки (игрушки) разной величины (боль-
шой, средний, маленький) в одежде (большой — в брюках, сред-
ний— в юбке и фартуке, маленький — в коротких штанишках),
посуда (тарелки, ложки, кружки) трех величин, кровати трех раз-
меров.

Ход игры. Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были
три медведя: папа — Михайло Иванович. (Достает из-за ширмы
самого большого медведя — он здоровается с детьми — и сажает его
на стол.) Мама-медведица. (Достает зверюшку средней величины —
медведица также здоровается с детьми — и усаживает рядом с боль-
шим медведем.) Маму звали Настасья Петровна. У медведя Ми-
хайло Ивановича и медведицы Настасьи Петровны был маленький
сын, медвежоаок Мишутка. (Достает медвежонка — тот здоровается
с детьми и тол^е усаживается рядом с другими игрушками.) По-
смотрите внимательно, кто из них самый большой. (Дети отвечают.)
Правильно, самый большой папа, Михайло Иванович. Кто из них
немного поменьше? (Ответы детей.) Правильно, мама, Настасья
Петровна. А кто самый маленький? (Мишутка.) Верно. У медведей
в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть.
Кто хочет им помочь?» Вызывает одного из детей и просит раз-
дать медведям посуду, но не перепутать, где чья тарелка (миска),
ложка (о величине не упоминает). Ребенок раздает тарелки, а затем
кормит медведей. Другой ребенок раздает чашки и поит медведей
чаем. Третий распределяет кровати и укладывает их спать. После
этого педагог подводит итог: «Вы хорошо думали и помогли трем
медведям узнать свою посуду и свои кровати, не перепутали —
большому медведю дали большую тарелку, ложку и чашку, медведю

поменьше дали тарелку, ложку и чашку поменьше, положили на
кровать поменьше, а самому маленькому, Мишутке, дали маленькую
тарелочку, ложечку и чашечку и уложили на маленькую кровать.
«Спасибо»,— сказали медведи и уснули».

У кого большой мяч?

Цель. Обратить внимание на относительность величины пред-
метов (один и тот же предмет может быть большим или малень-
ким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают);
закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Оборудование. Мячи разной величины по количеству детей.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом, а педагог за
маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи.
Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у
кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, педагог
подтверждает: «Верно, у Кати мяч большой, а у Коли маленький».
Предлагает Коле отвернуться, а в это время меняет у Кати мяч
на маленький, меньший, чем у Коли. Не давая Коле повернуться,
спрашивает: «Какой у тебя мяч?» Коля отвечает: «Маленький» —
и поворачивается. «Какой у Коли мяч?» — спрашивает педагог.
Дети отвечают: «Большой». Такие перемены производятся несколько
раз. Затем педагог вызывает другую пару и так же меняет им мячи,
начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их
в ряд на столе. Спрашивает: «Где самый большой мяч?» Убирает
его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия произ-
водят в обратном порядке — от маленького к большому. Когда ос-
танется один мяч, педагог спрашивает: какой мяч остался — боль-
шой или маленький? Дети говорят, что большой. Педагог выходит и
приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спраши-
вает, указывая на лежащий на столе мяч, большой он или ма-
ленький,— оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круг и
играют с большим мячом, передавая его друг другу.

Зоопарк

Цель. Продолжать знакомить детей с относительностью вели-
чин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем
наложения.

Оборудование. Трафареты с изображением животных разной
величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из
картона, наборное полотно.

Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в зоопарк при-
везли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое
место. Ставит в наборное пблотно две клетки — самую маленькую
и чуть побольше — и достае-Рдва трафарета — зайца и лису. Кто-
либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога
отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выстав-
ляет еще две клетки — для волка и тигра. Оказывается, что они
больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.

Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все

клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зритель-
но соотнося их по величине.

Кто высокий?

Цель. Учить понимать относительность высоты предмета; по-
казать, что один и тот же предмет может быть высоким или низ-
ким в зависимости от того с чем его сравнивают; обратить внима-
ние, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся
не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход игры. Педагог вызывает двоих детей: одного самого ма-
ленького по росту, другого повыше, ставит их рядом и просит ребят
сказать, кто из стоящих детей высокий. Переспрашивает: «Коля
высокий или низкий?» Затем говорит: «Правильно, Коля высокий,
выше Тани». Сажает Таню и вызывает ребенка, который выше
Коли. Ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или
низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша
высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли». Педагог вызы-
вает других детей, таких, чтобы высокий в одной паре оказывался
низким в другой, затем переставляет их в обратном порядке —
тот, кто был ниже в предыдущей паре, должен быть выше. Потом
педагог объясняет, что он сравнивал детей по росту: одни выше
ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. По-
могает детям правильно определить свое место. Построившись в
шеренгу, дети маршируют по комнате.

Ежик

Цель. Продолжать учить соотносить объекты по величине,
выделять величину в качестве значимого признака, определяющего
действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «боль-
ше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей,
зонтиков четырех величин.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку
о ежах: «В лесу жила семья ежей — папа, мама и двое ежат. Вот
один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома,
ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей
и положить на стол перед собой. Подходит к каждому и распола-
гает фигурки в ряд по величине.) Вдруг папа-еж сказал: «По-
смотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». — «Побе-
жали в лес,— предложила мама-ежиха. — Спрячемся под елкой».
Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть
зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите вни-
мательно, кому какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли
дети принцип сопоставления предметов по величине.) Молодцы,
теперь все ежи спрятались под зонтиками, и они благодарят вас».
Педагог спрашивает кого-либо, почему он один зонтик дал ежу-
папе, а другой — ежихе; следующего ребенка — почему маленьким
ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает
им правильно сформулировать ответ.


Наши рекомендации