Практическое выделение формы
Поймай игрушку
Цель. Учить практически различать форму — перераспределять
пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать пред-
мет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой пред-
мета.
Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или се-
точки с игрушками.
Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат-
ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он
вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2—3 иг-
рушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в
руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить паль-
цы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает
детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать
предмет. Его форма не называется.
Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круг-
лые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки
(рис. на с. 47).
Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 ко-
робки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или
картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно
спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один
прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Пе-
дагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не под-
ходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются,
а количество их увеличивается до 3—6.
Чей домик?
Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в прак-
тическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбра-
сывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в
каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная,
прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кир-
пичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к про-
рези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например,
с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит
детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно нахо-
диться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему
протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша приме-
рить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает
уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых
не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок
меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что
при выполнении задания результат должен быть закреплен словом
педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен нахо-
диться шарик (кубик, кирпичик)».
Найди окошко
Цель. Та же.
Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из
которых по две прорези разной формы (например, круглая и квад-
ратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т.д.),
объемные геометрические формы.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ре-
бенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями,
что усложняет задание, выполнение которого требует большей ор-
ганизации деятельности, большего числа проб.
Что катится, что не катится
Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить
опираться на нее в деятельности.
Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала
и одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором
расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить
через воротца до ленточки два предмета: одному — кубик, другому —
шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они
начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого
детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить
через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы
предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар
катится, а кубик не катится».
Сделай картинку(по типу доски Э. Сегена) — занятие
Цель. Учить видеть форму в предмете, соотносить форму про-
рези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм
и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
1-й вариант.
Оборудование. Две доски (на каждой по 2—3 прорези): на
первой — прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей
(квадрата и треугольника), на второй — для выкладывания нева-
ляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей
(прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме
соответствующие прорезям.
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску
(в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней
нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает
формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них
картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к
прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала
вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него
получилось.
2-й вариант.
Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм,
одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображе-
нием мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтаж-
ного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга
разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоуголь-
ника).
Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки впере-
мешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а по-
том сказать, какое изображение получилось.
3-й вариант.
Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска
имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три тре-
угольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы),
поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямо-
угольника, маленького треугольника—трубы и двух кругов; ва-
гон— из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки
(треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие
прорезям на доске.
Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части —
три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей — пять
овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть
частей — пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на
доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к
одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сло-
жить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем
можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова пе-
рейти к ограниченному количеству изображений.
Почтовый ящик
Цель. Та же.
Оборудование. Почтовый ящик — пластмассовая или де-
ревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем-
ных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая
его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры
так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме про-
рези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «по-
сылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези под-
ходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит
ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Зрительное восприятие формы
В играх данного раздела нельзя действовать с помощью прак-
тической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить
зрительно. Иногда можно практически проверить результат с по-
мощью наложения и примеривания.
Найди свой стул
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять
выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продол-
жать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пласт-
массовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники,
овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу
детей.
Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2—3 детей,
затем количество участников увеличивается до 5—6). Педагог кла-
дет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квад-
рат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по од-
ной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого
такая?» Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу,
и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить
свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет
совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает
другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет ре-
зультат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет
на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или
бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог расклады-
вает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои
места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая
же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет
путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает
каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми,
у которых другие формы.
По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы
на образец можно опустить.
Найди свою пару
Цель. Та же.
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета гео-
метрических форм по числу детей.
Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и
размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж-
дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу
педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е.
берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про-
веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор-
мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят
через условные воротца.
Бегите ко мне
Ц ел ь. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее
значимым для действия признаком; развивать внимание детей, уме-
ние действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы
(квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним — квадратные,
другим — треугольные, третьим — прямоугольные. Они разбегаются
по группе под удары в бубен. С прекращением звучания оста-
навливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флаж-
ки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются
под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой
флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков,
чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг-
налом должна служить форма флажков.