Целостное восприятие предмета сложи картинки

Цель, Учить детей складывать разрезную картинку, состоящую из нескольких частей. Совершенствовать зри­тельное восприятие предмета.

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

Пособие. Разрезные картинки из 2 частей. Линия разреза идет вдоль или поперек картинки и делит ее по­полам.

Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком сложенную разрезную картинку и просит назвать изобра­женный на ней предмет. Ребенок от­вечает, например: «На картинке на­рисована пирамидка». — «А теперь я пирамидку сломаю», — говорит лого­пед и раздвигает части картинки по одной линии. «Сложи пирамидку», — обращается он к малышу. Ребенок сближает части разрезной картинки.

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

Постепенно работа с разрезной картинкой усложняется: части картин­ки разворачиваются относительно друг друга под разным углом, меняются местами.

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru



целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru В процессе занятий с ребен­ком совершенствуется способ вы-., полнения им задания: от проб а ошибок ребенок переходит к спо% собу примеривания, зрительному; соотнесению.

После того как ребенок на­учится складывать разрезную картинку из 2 частей, можно предложить ему разрезную кар­тинку из 3 частей.

Узнай предмет

Цель. Учить узнавать пред­меты по контуру и частям и на­зывать их.

Пособие. Картинки с кон­турным изображением предмета или его частей.

Ход занятия. Логопед кла­дет на стол 3 картинки с цвет­ным изображением предметов, знакомых ребенку: кукла, пира­мидка, мячик. Просит малыша назвать эти картинки. Затем по­казывает контурное изображение одной из картинок, спрашивает:-«Кто это?» («Что это?») Ребе­нок называет. Логопед дает ему картинку и просит поместить ря­дом с похожей картинкой, лежа-; щей на столе. >

Вариант. Логопед предъяв­ляет ребенку контурное изобра­жение предмета и задает вопрос: «Кто (что) это?» Малыш назы­вает. Ребенку можно предъяв­лять 3—5 картинок.

Цель: та же.

Пособие. Картинки с изображением контура и части, (половины), знакомого ребенку предмета. Контуры пред-

метов, предлагаемых ребенку для узнавания, должны быть харак­терными.

Ход за нятия. Перед ребен­ком кладется картинка с изобра­жением контура предмета.

Логопед предлагает ребенку назвать предмет, контур которого он видит. Так же проводится за­нятие по узнаванию предмета по его части.

целостное восприятие предмета сложи картинки - student2.ru

Для развития у детей артику­ляционной моторики и речевого дыхания на третьем этапе обуче­ния можно использовать те же игры, что и на втором этапе. Од­нако упражнения; проводимые на третьем этапе, отличаются услож­нением: движения должны быть парные, противоположные друг Другу.

Все упражнения на данном этапе выполняются без сладкого стимулятора, перед зеркалом, по­сле показа их логопедом или со­вместно с ним. Возможно выпол­нение упражнений по речевой ин­струкции логопеда.

ИГРЫ-РАЗРЯДКИ

Основная роль игры-разряд­ки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполне­нии различных заданий.

Игра-разрядка является со­ставной частью любого занятия, где возникает необходимость сме­ны одного вида деятельности дру-



гим.-Смена видов деятельности вызвана снижением внима­ния ребенка на занятии.

Снижение внимания ребенка может быть вызвано фор-j мой построения занятия, когда ему приходится выполнять; однообразные упражнения или когда осуществление по-; ставленной логопедом цели требует более длительной кон­центрации внимания. Продолжительность игры-разрядки! до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят oil уровня психоречевого развития ребенка.

ОБРАЗЦЫ ИГР-РАЗРЯДОК Хлоп-хлоп ручками

Цель. Способствовать активизации и концентрации! внимания. Учить детей'понимать и выполлять по подража­нию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое! восприятие. Совершенствовать моторику ребенка,

Пособие. Карточка с текстом:

Хлоп-хлоп ручками, Топ — топ ножками, А теперь попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем,

Ход занятия. Логопед просит показать детей, где у них ноги, руки. Если дети затрудняются выполнить прось­бу, тогда логопед приходит им на помощь.

Затем логопед предлагает детям встать на указанное место и непосредственно переходит к игре-разрядке.

Логопед хлопает в ладоши — «Хлоп-хлоп ручками»; то­пает ногами — «Топ-топ ножками», прыгает на двух но­гах— «А теперь попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем:». Дети выполняют эти движения, сопровождаемые инструкцией, по подражанию. Одно движение сменяется другим по мере выполнения их детьми.

В процессе игры-разрядки логопед следит за тем, чтобы ребенок не только повторял его движения, но и соотносил их с инструкциями.

По окончании игры-разрядки логопед продолжает за­нятия.

Руки вверх и на бочок

Цель. Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и

по инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.

Пособие. Карточка с текстом упражнений: руки вверх на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бо­чок.

Ход занятия. Логопед предлагает детям выйти из-за стола и встать на указанное место. Затем логопед предла­гает детям поиграть и говорит: «Смотрите на меня и делай­те также». Поднимает руки вверх и затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок». Дети по подража­нию воспроизводят движения логопеда. Так же обыгрыва­ются и другие инструкции данные в тексте.

В процесс игры-разрядки логопед обращает внимание детей на соответствие движений инструкции.

Как прыгает зайчик?

Цель. Та же.

Ход занятия. Логопед предлагает детям встать на указанном месте.

Затем спрашивает: «Как прыгает зайчик?» Дети сгиба­ют руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки дети сопровождают слова­ми «прыг-скок».

В ходе игры-разрядки логопед следит за выполнением движений детьми, как по подражанию, так и по инструк­ции.

Дружно ручки поднимаем

Цель. Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять упражнения по инструкции, самостоятель­но. Совершенствовать моторику.

Пособие. Карточка с текстом:

Дружно ручки поднимаем, Ручки вниз мы опускаем, Кулачки мы крепко сжали, Кулачками постучали, Ножками потопали топ-топ, Ручками похлопали хлоп-хлоп.

Ход занятия. Логопед, начиная игру-разрядку совме­стно с детьми, говорит: «Дружно ручки поднимаем»...

Затем дети уже самостоятельно проговаривают текст До конца, сопровождая его соответствующими движени­ями.


к контролю за

Роль логопеда в этом случае сводится правильным выполнением инструкции.

Примечание. Текст стихотворения дети должны хо­рошо знать.

Примерные тексты для игр-разрядок



Ручки вверх, помашем ими

Цель. Способствовать активизации внимания. Разви­вать понимание инструкций. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.

Пособие. Карточка с текстом:

Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так: Ручки вниз.

Ножками постучали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке.

Ход занятия. Логопед предлагает детям встать из-за стола и поиграть вместе с ним.

Инструкции, знакомые детям по предыдущим играм-за­нятиям, выполняются частично или полностью самостоя­тельно. К ним можно отнести; «Ручки вверх, помашем ими», «Ручки вниз», «Зашагали ножки»г «Побежали по дорожке».

Инструкции «Ручки в стороны— вот так», «Ножками постучали — вот так» — выполняются по подражанию.

Ту к-тук, ток-ток, бей покрепче молоток. Прибивали, прибивали, а потом и оторвали.

Где же, где же наши ручки? (руки за спи­ной)

Нет наших ручек.

Вот, вот наши ручки (показывают руки) Пляшут наши ручки, (хлопают в ла­доши)

Мишка по лесу гулял И цветочки собирал. Долго мишка наш гулял, Сел мишутка, задремал.

Полетели птички, Крылышками машут. Прилетели, Сели, посидели И опять улетели,

Зайке холодно сидеть.

Надо лапки погреть.

Вот так, вот так.

Зайке холодно стоять.

Зайка хочет поскакать: прыг-скок, прыг-скок,

Мы на луг ходили,

Хоровод водили, вот так, вот так,

Хоровод водили.

Ножки пляшут, не стоят,

Каблуками стучат: топ-топ-топ. Бей в ладошки, не зевай, Громко, громко'уддряй: хлоп-хлоп. Каблуками топ-топ-топ.

Ручками мы хлоп-хлоп. Ножками мы топ-топ.. Мы головкой покачаем. •И руками помахаем.

Зашагали деток ножки, Зашагали по дорожке: топ-топ-топ. А теперь мы встали, Дружно ручки поднимали.

Мы походим на носках, А теперь на пятках. Дружно зашагали, Как все ребятки.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ... Первый этап обучения Второй этап обучения Третий этап обучения

Наши рекомендации