Целостное восприятие предмета сложи картинки
Цель, Учить детей складывать разрезную картинку, состоящую из нескольких частей. Совершенствовать зрительное восприятие предмета.
Пособие. Разрезные картинки из 2 частей. Линия разреза идет вдоль или поперек картинки и делит ее пополам.
Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком сложенную разрезную картинку и просит назвать изображенный на ней предмет. Ребенок отвечает, например: «На картинке нарисована пирамидка». — «А теперь я пирамидку сломаю», — говорит логопед и раздвигает части картинки по одной линии. «Сложи пирамидку», — обращается он к малышу. Ребенок сближает части разрезной картинки.
Постепенно работа с разрезной картинкой усложняется: части картинки разворачиваются относительно друг друга под разным углом, меняются местами.
В процессе занятий с ребенком совершенствуется способ вы-., полнения им задания: от проб а ошибок ребенок переходит к спо% собу примеривания, зрительному; соотнесению.
После того как ребенок научится складывать разрезную картинку из 2 частей, можно предложить ему разрезную картинку из 3 частей.
Узнай предмет
Цель. Учить узнавать предметы по контуру и частям и называть их.
Пособие. Картинки с контурным изображением предмета или его частей.
Ход занятия. Логопед кладет на стол 3 картинки с цветным изображением предметов, знакомых ребенку: кукла, пирамидка, мячик. Просит малыша назвать эти картинки. Затем показывает контурное изображение одной из картинок, спрашивает:-«Кто это?» («Что это?») Ребенок называет. Логопед дает ему картинку и просит поместить рядом с похожей картинкой, лежа-; щей на столе. >
Вариант. Логопед предъявляет ребенку контурное изображение предмета и задает вопрос: «Кто (что) это?» Малыш называет. Ребенку можно предъявлять 3—5 картинок.
Цель: та же.
Пособие. Картинки с изображением контура и части, (половины), знакомого ребенку предмета. Контуры пред-
метов, предлагаемых ребенку для узнавания, должны быть характерными.
Ход за нятия. Перед ребенком кладется картинка с изображением контура предмета.
Логопед предлагает ребенку назвать предмет, контур которого он видит. Так же проводится занятие по узнаванию предмета по его части.
Для развития у детей артикуляционной моторики и речевого дыхания на третьем этапе обучения можно использовать те же игры, что и на втором этапе. Однако упражнения; проводимые на третьем этапе, отличаются усложнением: движения должны быть парные, противоположные друг Другу.
Все упражнения на данном этапе выполняются без сладкого стимулятора, перед зеркалом, после показа их логопедом или совместно с ним. Возможно выполнение упражнений по речевой инструкции логопеда.
ИГРЫ-РАЗРЯДКИ
Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий.
Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности дру-
гим.-Смена видов деятельности вызвана снижением внимания ребенка на занятии.
Снижение внимания ребенка может быть вызвано фор-j мой построения занятия, когда ему приходится выполнять; однообразные упражнения или когда осуществление по-; ставленной логопедом цели требует более длительной концентрации внимания. Продолжительность игры-разрядки! до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят oil уровня психоречевого развития ребенка.
ОБРАЗЦЫ ИГР-РАЗРЯДОК Хлоп-хлоп ручками
Цель. Способствовать активизации и концентрации! внимания. Учить детей'понимать и выполлять по подражанию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое! восприятие. Совершенствовать моторику ребенка,
Пособие. Карточка с текстом:
Хлоп-хлоп ручками, Топ — топ ножками, А теперь попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем,
Ход занятия. Логопед просит показать детей, где у них ноги, руки. Если дети затрудняются выполнить просьбу, тогда логопед приходит им на помощь.
Затем логопед предлагает детям встать на указанное место и непосредственно переходит к игре-разрядке.
Логопед хлопает в ладоши — «Хлоп-хлоп ручками»; топает ногами — «Топ-топ ножками», прыгает на двух ногах— «А теперь попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем:». Дети выполняют эти движения, сопровождаемые инструкцией, по подражанию. Одно движение сменяется другим по мере выполнения их детьми.
В процессе игры-разрядки логопед следит за тем, чтобы ребенок не только повторял его движения, но и соотносил их с инструкциями.
По окончании игры-разрядки логопед продолжает занятия.
Руки вверх и на бочок
Цель. Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и
по инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Пособие. Карточка с текстом упражнений: руки вверх на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.
Ход занятия. Логопед предлагает детям выйти из-за стола и встать на указанное место. Затем логопед предлагает детям поиграть и говорит: «Смотрите на меня и делайте также». Поднимает руки вверх и затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок». Дети по подражанию воспроизводят движения логопеда. Так же обыгрываются и другие инструкции данные в тексте.
В процесс игры-разрядки логопед обращает внимание детей на соответствие движений инструкции.
Как прыгает зайчик?
Цель. Та же.
Ход занятия. Логопед предлагает детям встать на указанном месте.
Затем спрашивает: «Как прыгает зайчик?» Дети сгибают руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки дети сопровождают словами «прыг-скок».
В ходе игры-разрядки логопед следит за выполнением движений детьми, как по подражанию, так и по инструкции.
Дружно ручки поднимаем
Цель. Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять упражнения по инструкции, самостоятельно. Совершенствовать моторику.
Пособие. Карточка с текстом:
Дружно ручки поднимаем, Ручки вниз мы опускаем, Кулачки мы крепко сжали, Кулачками постучали, Ножками потопали топ-топ, Ручками похлопали хлоп-хлоп.
Ход занятия. Логопед, начиная игру-разрядку совместно с детьми, говорит: «Дружно ручки поднимаем»...
Затем дети уже самостоятельно проговаривают текст До конца, сопровождая его соответствующими движениями.
к контролю за |
Роль логопеда в этом случае сводится правильным выполнением инструкции.
Примечание. Текст стихотворения дети должны хорошо знать.
Примерные тексты для игр-разрядок
Ручки вверх, помашем ими
Цель. Способствовать активизации внимания. Развивать понимание инструкций. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Пособие. Карточка с текстом:
Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так: Ручки вниз.
Ножками постучали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке.
Ход занятия. Логопед предлагает детям встать из-за стола и поиграть вместе с ним.
Инструкции, знакомые детям по предыдущим играм-занятиям, выполняются частично или полностью самостоятельно. К ним можно отнести; «Ручки вверх, помашем ими», «Ручки вниз», «Зашагали ножки»г «Побежали по дорожке».
Инструкции «Ручки в стороны— вот так», «Ножками постучали — вот так» — выполняются по подражанию.
Ту к-тук, ток-ток, бей покрепче молоток. Прибивали, прибивали, а потом и оторвали.
Где же, где же наши ручки? (руки за спиной)
Нет наших ручек.
Вот, вот наши ручки (показывают руки) Пляшут наши ручки, (хлопают в ладоши)
Мишка по лесу гулял И цветочки собирал. Долго мишка наш гулял, Сел мишутка, задремал.
Полетели птички, Крылышками машут. Прилетели, Сели, посидели И опять улетели,
Зайке холодно сидеть.
Надо лапки погреть.
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять.
Зайка хочет поскакать: прыг-скок, прыг-скок,
Мы на луг ходили,
Хоровод водили, вот так, вот так,
Хоровод водили.
Ножки пляшут, не стоят,
Каблуками стучат: топ-топ-топ. Бей в ладошки, не зевай, Громко, громко'уддряй: хлоп-хлоп. Каблуками топ-топ-топ.
Ручками мы хлоп-хлоп. Ножками мы топ-топ.. Мы головкой покачаем. •И руками помахаем.
Зашагали деток ножки, Зашагали по дорожке: топ-топ-топ. А теперь мы встали, Дружно ручки поднимали.
Мы походим на носках, А теперь на пятках. Дружно зашагали, Как все ребятки.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ... Первый этап обучения Второй этап обучения Третий этап обучения