Разложи шарики по коробочкам
Цель. Та же. :
Пособия. Коробочки и шарики 4 основных цветов.
Ход занятия. Логопед ставит на стол в один ряд поочередно цветные коробочки, называя их цвет. Показывает на шарики, лежащие в коробке: «Посмотри, какие красивые шарики: и желтые, и красные, и зеленые, и синие:». Вынимает из коробки шарик. «Это красный шарик, Я положу его в красную коробочку». Подносит шарик к коробочке так, чтобы ребенок мог установить тождество цвета шарика с цветом коробочки, и кладет шарик. Дает ребенку синий шарик: «Это синий шарик. Покажи синюю коробочку». Ребенок показывает, получает шарик и кладет его в коробочку. Шарики даются ребенку по одному. Порядок подачи шариков логопед постоянно меняет, чтобы избежать стереотипности в действиях ребенка. Если малыш при соотнесении цвета не ошибается, взрослый ставит перед ним коробку с оставшимися шариками и предлагает самостоятельно разложить шарики по коробочкам.
При выполнении задания ребенок самостоятельно или повторяя за логопедом называет цвет шарика или коробочки. Если малыш при самостоятельном действии ошибается, взрослый останавливает его и предлагает установить тож-
дество цвета шарика и коробочки. Для его установления ребенок подносит шарик к коробочкам. Когда он разложит все шарики, логопед просит его еще раз самостоятельно или с помощью взрослого назвать цвет коробочки.
Грибки
Цель, Та же.
Пособия. Четырехцветный столик с 5 отверстиями на каждой панели для грибков; 20 грибков четырех основных цветов.
Ход занятия. Перед ребенком ставится столик так, чтобы ближе к нему находились панели синего и красного цвета. Логопед показывает красный грибок, спрашивает: «Какого цвета грибок?» — «Грибок красного цвета»,— отвечает ребенок. Логопед просит ребенка показать красную дощечку. Ребенок показывает, говорит: «Эта дощечка красная». Аналогично анализируются предметы синего цвета. «Сейчас будем вставлять грибочки в дырочки: красные грибочки на красную дощечку, синие грибочки на синюю дощечку», — говорит взрослый и показывает, как это делается. Затем дает ребенку по 4 грибка красного и синего цвета: «А теперь вставь грибочки сам». После того как малыш вставит' все грибки, они вынимаются и убираются.
Логопед поворачивает столик на 90°. Перед ребенком оказывается желтая панель и вновь синяя панель. Задание повторяется. Всякий раз, когда ребенок берет грибок, логопед просит назвать цвет этого грибка: «Какого цвета у тебя грибок?» — «У меня синий грибок (или желтый)», — отвечает ребенок.
Столик переворачивается еще на 90°, и перед ребенком теперь находятся зеленая панель и опять желтая панель, которые обыгрываются так же, как и предыдущие 2 цвета. Еще поворот столика на 90°: теперь перед ребенком оказываются красный цвет и вновь зеленый.
Таким образом, при повороте столика на 90° ребенок дважды повторяет название каждого цвета, что способствует лучшему его запоминанию. При повторных занятиях можно ограничиться поворотом столика на 180°.
Разложи картинки по дощечкам
Цель. Та же.
Пособие, 4 дощечки, по 6 предметных картинок основных цветов.
Ход занятия. На столе 4 дощечки основных цветов. Предметные картинки у логопеда. «Какого цвета дощечки?» — спрашивает взрослый. Ребенок называет. Если он неправильно определил цвет одной из дощечек, логопед поправляет его, называет цвет дощечки и просит ребенка повторить. После этого показывает предметную картинку с изображением красного флажка, спрашивает: «Аня, что это?» — «Это красный флажок», — отвечает ребенок. «На какую дощечку положить эту картинку?» — спрашивает логопед. Ребенок указывает на дощечку: «Я положу флажок на красную дощечку». — «А что здесь нарисовано?» — спрашивает взрослый, показывая другую картинку с изображением тапочек синего цвета. «Это тапочки», — говорит ребенок. Логопед задает вопрос о цвете тапочек. «.Тапочки синие. Я положу картинку сюда», — ребенок показывает на синюю дощечку. Так обыгрываются картинки до тех пор, пока догопед не убедится, что малыш понимает н правильно выполняет задание.
Тогда логопед выкладывает на стол оставшиеся картинки и предлагает ребенку самостоятельно разложить их по дощечкам. При этом он следит за тем, чтобы малыш сопровождал свои действия речью.
Найди место каждой игрушке
Цель. Учить классифицировать предметы по 2 признакам: цвету и форме.
Пособия. 4 дощечки и по 4 квадрата, круга, треугольника, овала 4 основных цветов.
Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком дощечки 4 основных цветов. Коробка с цветными геометрическими фигурами находится у логопеда. Он вынимает из коробки квадрат зеленого цвета, спрашивает: «Что это?» — «Это квадратик», — отвечает ребенок «Какого цвета квадратик?» — спрашивает взрослый. «Квадратик зеленый», — говорит малыш. «На какую дощечку ты положишь квадратик?» — задает вопрос логопед. «Я положу на эту дощечку», — говорит ребенок, берет у логопеда квадрат и кладет на зеленую дощечку. Аналогичное задание проводится с зеленым кругом. «А эта игрушка какого цвета?» — спрашивает логопед, показывая трапецию. «Эта игрушка красная, — отвечает малыш. — Я положу ее на красную дощечку».
Как только логопед увидит, что ребенок правильно раскладывает по дощечкам геометрические фигуры, ориенти-
руясь только на их цвет, он выкладывает на стол оставшиеся у него фигуры и предлагает малышу самостоятельно разложить их по дощечкам.
Все формы геометрических фигур, кроме квадрата н круга, логопед обозначает словом игрушка.
Что нарисовано на картинке?
Цель. Учить классифицировать предметы по 2 признакам: цвету и величине.
Пособие. Предметные картинки.
Ход занятия. Ребенок вместе с логопедом рассматривает предметную картинку, на которой изображены 2 скамейки: большая зеленая и маленькая красная. Взрослый указывает на большую скамейку, спрашивает: «Вова, какая это скамейка, большая или маленькая?» — «Эта скамейка большая», — отвечает ребенок. «Какого цвета эта скамейка?» — «Скамейка зеленая», — говорит малыш. «А эта скамейка какого цвета?» — спрашивает логопед, указывая на маленькую скамейку. «Эта скамеечка красная», -.— отвечает ребенок.
Логопед кладет следующую предметную картинку с изображением кубиков 4 основных цветов. Один из них отличается величиной — он большой, «Что здесь нарисовано?» — спрашивает взрослый. «Кубики», — отвечает ребенок. Указывая на большой кубик, логопед просит назвать его цвет. Малыш называет: «Это красный кубик». — «Этот кубик большой или маленький?» — спрашивает логопед. «Это большой кубик», — говорит ребенок. Логопед указывает на изображения маленьких кубиков, спрашивает о их величине. «Эти кубики маленькие»,— поясняет ребенок. «Какого цвета эти кубики?» Ребенок, поочередно указывая на предметы, называет их цвет: «Этот кубик зеленый, этот кубик желтый, этот кубик синий»,
Так могут обыгрываться и другие предметные картинки, на которых изображены однотипные предметы, отличающиеся цветом и величиной.
Разложи картинки по цвету
Цель. Учить классифицировать предметы по цвету и по способу действия с ними.
Пособия. 8 предметных картинок: красного цвета шарф и платье; зеленого — огурец, машина; синего—кубик, пирамидка; желтого — репа, ботинки,
Ход занятия. Логопед раскладывает вперемешку '(по цвету) предметные картинки и предлагает ребенку выбрать картинки одного цвета. Ребенок берет картинку: «Это красное платье». Кладет ее на указанное место. Рядом с изображением платья он помещает предметную картинку с изображением красного шарфа, говорит: «Я положил красный шарф». На вопрос логопеда, что делают с шарфом и платьем, ребенок отвечает: «Платье и шарф надевают». Затем малыш кладет рядом картинки с изображением огурца и машины, поясняет: «Это огурчик, он зеленый. И машинка зеленая». Логопед спрашивает, что ребенок делает с машиной, огурцом. «Огурчик я кушаю, машинкой играю», — отвечает ребенок. Так же ребенок группирует по цвету оставшиеся предметы и по просьбе взрослого называет основное действие, выполняемое с каждым предметом.