Разложи шарики по коробочкам

Цель. Та же. :

Пособия. Коробочки и шарики 4 основных цветов.

Ход занятия. Логопед ставит на стол в один ряд по­очередно цветные коробочки, называя их цвет. Показывает на шарики, лежащие в коробке: «Посмотри, какие краси­вые шарики: и желтые, и красные, и зеленые, и синие:». Вы­нимает из коробки шарик. «Это красный шарик, Я положу его в красную коробочку». Подносит шарик к коробочке так, чтобы ребенок мог установить тождество цвета шарика с цветом коробочки, и кладет шарик. Дает ребенку синий шарик: «Это синий шарик. Покажи синюю коробочку». Ре­бенок показывает, получает шарик и кладет его в коробоч­ку. Шарики даются ребенку по одному. Порядок подачи шариков логопед постоянно меняет, чтобы избежать стерео­типности в действиях ребенка. Если малыш при соотнесении цвета не ошибается, взрослый ставит перед ним коробку с оставшимися шариками и предлагает самостоятельно раз­ложить шарики по коробочкам.

При выполнении задания ребенок самостоятельно или повторяя за логопедом называет цвет шарика или коробоч­ки. Если малыш при самостоятельном действии ошибается, взрослый останавливает его и предлагает установить тож-

дество цвета шарика и коробочки. Для его установления ре­бенок подносит шарик к коробочкам. Когда он разложит все шарики, логопед просит его еще раз самостоятельно или с помощью взрослого назвать цвет коробочки.

Грибки

Цель, Та же.

Пособия. Четырехцветный столик с 5 отверстиями на каждой панели для грибков; 20 грибков четырех основных цветов.

Ход занятия. Перед ребенком ставится столик так, чтобы ближе к нему находились панели синего и красного цвета. Логопед показывает красный грибок, спрашивает: «Какого цвета грибок?» — «Грибок красного цвета»,— отвечает ребенок. Логопед просит ребенка показать крас­ную дощечку. Ребенок показывает, говорит: «Эта дощечка красная». Аналогично анализируются предметы синего цвета. «Сейчас будем вставлять грибочки в дырочки: крас­ные грибочки на красную дощечку, синие грибочки на си­нюю дощечку», — говорит взрослый и показывает, как это делается. Затем дает ребенку по 4 грибка красного и синего цвета: «А теперь вставь грибочки сам». После того как ма­лыш вставит' все грибки, они вынимаются и убираются.

Логопед поворачивает столик на 90°. Перед ребенком оказывается желтая панель и вновь синяя панель. Задание повторяется. Всякий раз, когда ребенок берет грибок, лого­пед просит назвать цвет этого грибка: «Какого цвета у тебя грибок?» — «У меня синий грибок (или желтый)», — отве­чает ребенок.

Столик переворачивается еще на 90°, и перед ребенком теперь находятся зеленая панель и опять желтая панель, ко­торые обыгрываются так же, как и предыдущие 2 цвета. Еще поворот столика на 90°: теперь перед ребенком оказы­ваются красный цвет и вновь зеленый.

Таким образом, при повороте столика на 90° ребенок дважды повторяет название каждого цвета, что способству­ет лучшему его запоминанию. При повторных занятиях можно ограничиться поворотом столика на 180°.

Разложи картинки по дощечкам

Цель. Та же.

Пособие, 4 дощечки, по 6 предметных картинок ос­новных цветов.

Ход занятия. На столе 4 дощечки основных цветов. Предметные картинки у логопеда. «Какого цвета дощеч­ки?» — спрашивает взрослый. Ребенок называет. Если он неправильно определил цвет одной из дощечек, логопед по­правляет его, называет цвет дощечки и просит ребенка по­вторить. После этого показывает предметную картинку с изображением красного флажка, спрашивает: «Аня, что это?» — «Это красный флажок», — отвечает ребенок. «На какую дощечку положить эту картинку?» — спрашивает ло­гопед. Ребенок указывает на дощечку: «Я положу флажок на красную дощечку». — «А что здесь нарисовано?» — спра­шивает взрослый, показывая другую картинку с изображе­нием тапочек синего цвета. «Это тапочки», — говорит ребе­нок. Логопед задает вопрос о цвете тапочек. «.Тапочки си­ние. Я положу картинку сюда», — ребенок показывает на синюю дощечку. Так обыгрываются картинки до тех пор, пока догопед не убедится, что малыш понимает н правиль­но выполняет задание.

Тогда логопед выкладывает на стол оставшиеся картин­ки и предлагает ребенку самостоятельно разложить их по дощечкам. При этом он следит за тем, чтобы малыш сопро­вождал свои действия речью.

Найди место каждой игрушке

Цель. Учить классифицировать предметы по 2 призна­кам: цвету и форме.

Пособия. 4 дощечки и по 4 квадрата, круга, треуголь­ника, овала 4 основных цветов.

Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком до­щечки 4 основных цветов. Коробка с цветными геометриче­скими фигурами находится у логопеда. Он вынимает из ко­робки квадрат зеленого цвета, спрашивает: «Что это?» — «Это квадратик», — отвечает ребенок «Какого цвета квад­ратик?» — спрашивает взрослый. «Квадратик зеленый», — говорит малыш. «На какую дощечку ты положишь квадра­тик?» — задает вопрос логопед. «Я положу на эту дощеч­ку», — говорит ребенок, берет у логопеда квадрат и кладет на зеленую дощечку. Аналогичное задание проводится с зе­леным кругом. «А эта игрушка какого цвета?» — спраши­вает логопед, показывая трапецию. «Эта игрушка крас­ная, — отвечает малыш. — Я положу ее на красную до­щечку».

Как только логопед увидит, что ребенок правильно рас­кладывает по дощечкам геометрические фигуры, ориенти-

руясь только на их цвет, он выкладывает на стол оставшие­ся у него фигуры и предлагает малышу самостоятельно разложить их по дощечкам.

Все формы геометрических фигур, кроме квадрата н круга, логопед обозначает словом игрушка.

Что нарисовано на картинке?

Цель. Учить классифицировать предметы по 2 призна­кам: цвету и величине.

Пособие. Предметные картинки.

Ход занятия. Ребенок вместе с логопедом рассмат­ривает предметную картинку, на которой изображены 2 ска­мейки: большая зеленая и маленькая красная. Взрослый указывает на большую скамейку, спрашивает: «Вова, какая это скамейка, большая или маленькая?» — «Эта скамейка большая», — отвечает ребенок. «Какого цвета эта скамей­ка?» — «Скамейка зеленая», — говорит малыш. «А эта ска­мейка какого цвета?» — спрашивает логопед, указывая на маленькую скамейку. «Эта скамеечка красная», -.— отвечает ребенок.

Логопед кладет следующую предметную картинку с изо­бражением кубиков 4 основных цветов. Один из них отлича­ется величиной — он большой, «Что здесь нарисовано?» — спрашивает взрослый. «Кубики», — отвечает ребенок. Ука­зывая на большой кубик, логопед просит назвать его цвет. Малыш называет: «Это красный кубик». — «Этот кубик большой или маленький?» — спрашивает логопед. «Это большой кубик», — говорит ребенок. Логопед указывает на изображения маленьких кубиков, спрашивает о их величи­не. «Эти кубики маленькие»,— поясняет ребенок. «Какого цвета эти кубики?» Ребенок, поочередно указывая на пред­меты, называет их цвет: «Этот кубик зеленый, этот кубик желтый, этот кубик синий»,

Так могут обыгрываться и другие предметные картинки, на которых изображены однотипные предметы, отличаю­щиеся цветом и величиной.

Разложи картинки по цвету

Цель. Учить классифицировать предметы по цвету и по способу действия с ними.

Пособия. 8 предметных картинок: красного цвета шарф и платье; зеленого — огурец, машина; синего—ку­бик, пирамидка; желтого — репа, ботинки,

Ход занятия. Логопед раскладывает вперемешку '(по цвету) предметные картинки и предлагает ребенку вы­брать картинки одного цвета. Ребенок берет картинку: «Это красное платье». Кладет ее на указанное место. Ря­дом с изображением платья он помещает предметную кар­тинку с изображением красного шарфа, говорит: «Я поло­жил красный шарф». На вопрос логопеда, что делают с шарфом и платьем, ребенок отвечает: «Платье и шарф надевают». Затем малыш кладет рядом картинки с изобра­жением огурца и машины, поясняет: «Это огурчик, он зе­леный. И машинка зеленая». Логопед спрашивает, что ре­бенок делает с машиной, огурцом. «Огурчик я кушаю, ма­шинкой играю», — отвечает ребенок. Так же ребенок группирует по цвету оставшиеся предметы и по просьбе взрослого называет основное действие, выполняемое с каж­дым предметом.

Наши рекомендации