Понятие о величине положи кукол спать
Цель. Закреплять в активном словаре ребенка названия величины предмета; большой, маленький. Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета, расширять способы выполнения заданий. Продолжать формирование фразовой речи, включающей простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.
Пособия. Большая и маленькая куклы и соответствующие им по величине кровати с постельными принадлежностями.
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком 2 кро
вати: большую и маленькую. Спрашивает: «Какая это кро
ватка?» — указывает сначала на большую, затем на ма
ленькую кровать. Малыш отвечает. Аналогичные вопросы
взрослый задает ребенку, показывая ему двух кукол. Затем
предлагает положить спать сначала большую куклу и кон
статирует действия ребенка: «Правильно, Саша, ты поло
жил большую куколку спать н.а большую кроватку». Затем
ребенок укладывает на маленькую кровать маленькую
куклу. '
Чем отличаются картинки?
Цель. Та же.
Пособия. Предметные картинки, на которых изображено по 2 одинаковых предмета, отличающихся величиной.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку предметную картинку с изображением 2 матрешек, контрастных по величине. «Кто это?» — спрашивает логопед, указывая на матрешек. «Это матрешки», — отвечает ребенок. «Посмотри, какие красивые матрешки! Это большая матрешка, а это маленькая», — говорит взрослый, соответственно указывая на матрешек. Обращается к малышу: «Покажи маленькую матрешку». Ребенок показывает. «А эта матрешка большая или маленькая"?» — продолжает логопед. «Это большая матрешка», — отвечает малыш.
Логопед кладет карточку, на которой нарисованы
2 контрастных по величине цветка. «Что это?» — спрашива
ет логопед. «Это цветочки», — отвечает ребенок. «Какой это
цветок, большой или маленький?»—спрашивает взрослый,
указывая на большой цветок. Ребенок должен назвать ве
личину цветка. Если он ошибся в определении величины,
логопед поправляет его и вновь ставит тот же вопрос, но
при этом указывает уже на маленький цветок.
Таким же образом обыгрываются предметные картинки с изображением 2 контрастных по величине предметов. На одном занятии может быть обыграно до 4—5 предметных картинок.
Постепенно логопед переходит к предметным картинкам, на которых изображено по 3—4 однородных предмета: 2—
3 из них одной величины, а один поменьше (побольше).
Цель. Та же.
Пособия. 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины.
Ход занятия. Аналогичен предыдущему,
Куклы идут гулять
Цель. Та же.
Пособия, 2 куклы, отличающиеся величиной, ,и соответствующие предметы одежды.
Ход занятия. Аналогичен предыдущему,
Пирамидка
Цель. Учить складывать пирамидку с учетом величины колец.
Пособия. Пирамидки из 3—5 колец, у которых разница в величине ярко выражена.
Ход занятия. Занятие проходит в 2 этапа. Первый этап — выполнение задания по инструкции. Логопед ставит перед ребенком пирамидку из 5 колец. Проводит рукой по ее поверхности сверху вниз. «Вот какая горка». Предлагает малышу тоже провести рукой по пирамидке, чтобы ощутить, как она расширяется книзу. Затем ребенок по просьбе логопеда разбирает пирамидку. Снятые кольца логопед перемешивает и обращается к малышу: «Возьми большое колеч-
ко». Ребенок берет. «Какое ты взял колечко?» — спрашивает логопед. «Я взял большое колечко», — отвечает ребенок. Колечко надевается на стержень пирамидки. После этого логопед вновь обращается к ребенку: «Возьми большое колечко и надень на пирамидку». Ребенок выбирает из оставшихся колец большее и надевает его. Так каждое последующее его действие предваряет инструкция взрослого: «Возьми большое колечко и надень на пирамидку». Наконец, когда остается последнее кольцо, логопед спрашивает: «Какое это колечко?» — «Маленькое», — отвечает малыш. Когда пирамидка собрана, логопед предлагает ребенку вновь провести рукой по ее поверхности, чтобы ощутить горку, почувствовать, как пирамидка постепенно расширяется. На втором этапе ребенок начинает складывать пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
.Вначале малышу предлагается пирамидка из 3 колец, Логопед говорит: «Сними все колечки, а потом собери пирамидку правильно». Если ребенок ошибается, взрослый говорит: «Ты неправильно надел это колечко. Положи его на стол, найди большое колечко». Ребенок, сравнивая величину колец, должен найти необходимое кольцо и надеть его на пирамидку.
Постепенно количество колец увеличивается до 4—6.
На этом этапе совершенствуется способ выполнения задания: от проб ребенок переходит к примериванию и зрительному соотнесению.
Для той же цели, т. е. закрепления в активном словаре названия величины (большой, маленький) и совершенствования способа выполнения задания, может служить 3— 4-местная матрешка.
Положи правильно
Цель. Учить классифицировать предметы по величине без учета цвета.
Пособия. 2 группы кругов (по 5 шт. в каждой) разной величины. Круги окрашены в основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый. 2 дощечки: на одной в левом верхнем углу наклеен большой круг, на другой — круг меньшего размера, оба круга-образца одного цвета.
Ход занятия. Логопед кладет дощечки вплотную друг к другу, чтобы ребенку легче было соотносить предметы по величине. Показывая образцы, он спрашивает малыша: «Что это?» — «Это кружочки», — отвечает ребенок*
«Покажи, где большой кружок? Где маленький"?» — просит логопед. Ребенок показывает, Взрослый выкладывает вперемешку круги. «Посмотри, сколько кружков. Все они разные: и большие, и маленькие», — говорит логопед, обращая внимание ребенка на величину кругов. «Возьми большой кружок. На какую дощечку ты его положишь?» Ребенок показывает и говорит: «Я положу кружок сюда». Логопед просит малыша взять еще большой круг и положить на соответствующую дощечку, а затем взять маленький круг (во избежание стереотипности в действиях ребенка).
Затем взрослый предлагает малышу взять одновременно большой и маленький круги и разложить их по дощечкам. «Какие ты взял кружочки?» — спрашивает логопед. «Я взял большой и маленький кружки», — отвечает ребенок. Взрослый просит малыша показать, на какие дощечки он положит взятые им кружочки. Если ребенок с заданием справляется, логопед предлагает ему разложить оставшиеся круги по дощечкам самостоятельно.
Таким же образом группируются по величине и квадраты;
Закрой окошки
Цель, Учить классифицировать предметы по величине.
Пособия. Доска с 3 большими (диаметр 7 см) и 2 маленькими (диаметр 5 см) круглыми отверстиями, а также с 2 большими (6 смХб см) и 2 маленькими (4 смХ4 см) квадратными отверстиями. Соответствующие отверстиям вкладыши, на каждом из которых имеется небольшая ручка, чтобы детям было удобнее брать их (рис, 77).
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком доску, указывает на отверстия в ней: «Это окошки». Обращает внимание ребенка на то, что окошки разные, просит назвать их форму и величину. «Это большой кружок, а это маленький кружок. Это большой квадратик, это маленький квадратик», — говорит малыш. Логопед раскладывает вкладыши. «Что это?» — спрашивает он ребенка, указывая на вкладыши. «Это квадратики, кружочки», — отвечает ребенок. «Этими квадратиками, кружочками надо закрыть окошки, Я возьму кружок и закрою им вот это маленькое окошко», — говорит взрослый и вставляет вкладыш. Предлагает ребенку взять большой кружок и закрыть им соответствующее окошко. Так закрываются все отверстия. По просьбе логопеда малыш сопровождает свои действия
речью, например: «Я взял большой кружок», или: «Я закрыл большое окошко» и т. п.
Логопед следит за правильностью выполнения задания, в частности — чтобы маленькие вкладыши не вставлялись в большие окна той же формы.
Примечание. Если ребенок вставляет круглый вкладыш относительно легко, то вкладывание квадратных вкладышей дается ему, как правило, с трудом — мешают углы. Можно наблюдать, как малыш силой пытается протолкнуть квадрат в соответствующее отверстие, пользуясь способом проб и ошибок. Поэтому логопед при выполнении задания должен не один раз показать ему, как надо расположить квадратный вкладыш относительно отверстия, научить выполнять задание способом примеривания,
Матрешки
Цель. Та же.
Пособия. 3 большие карты, на которых нарисованы матрешки разных размеров, и 18 маленьких карточек с изображением одежды, посуды, игрушек разной величины.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку большие карты, спрашивает: «Что здесь нарисовано?» Ребенок отвечает: «Здесь нарисованы матрешки». Взрослый просит его показать вначале большую матрешку, а потом маленькую. Ребенок, указывая на большую матрешку, говорит: «Это большая матрешка. А это маленькая матрешка». Показывает и на маленькую матрешку. «Положи матрешек по росту. Возьми большую матрешку и положи ее сюда», — говорит взрослый, указывая определенное место. Остальные 2 матрешки путем зрительного соотнесения малыш последовательно кладет по росту.
Логопед дает ребенку по 3 карточки с изображением платья и платка. «Какое платье ты отдашь большой матрешке?» — спрашивает логопед. Ребенок берет карточку с большим платьем и говорит: «Большое платье я отдам большой матрешке», — и кладет карточку рядом с большой матрешкой. «Дай и этим матрешкам платья», — говорит логопед. Ребенок раскладывает около матрешек карточки с платьями, зрительно ориентируясь на величину объектов.
Так обыгрываются и остальные карточки с изображением платка, посуды и игрушек.
Вариант. Занятие проводится с 3 детьми. Логопед выкладывает на середину стола 3 большие карты с матрешками— с учетом величины одну под другой. Каждому ребен-
ку взрослый раздает маленькие карточки с изображением предметов одной логической категории.
Обращаясь к детям, говорит: «Проснулись утром матрешки и стали одеваться. Что наденут матрешки?» Ребенок, у которого картинки с платьями и платками, говорит: «Матрешки наденут платья и платочки. Большое платье, большой платочек наденет большая матрешка». Кладет карточки рядом с большой матрешкой. «Это платье и платочек наденет вот эта матрешка», — указывает на среднюю матрешку и кладет рядом с ней соответствующие карточки. «Маленькое платье и маленький платочек наденет малень' кая матрешка», — говорит ребенок.
Логопед продолжает игру: «А теперь матрешки будут кушать. Нужно дать им чашку и ложку». Малыш, у кото-дого карточки с посудой, должен разложить их в соответствии с величиной матрешек.
«А у тебя что нарисовано на картинках?» — спрашивает логопед третьего ребенка. «На картинках нарисована пирамидка», — отвечает и показывает он. «Матрешки хотят играть, — говорит логопед. — Дай им пирамидку». Малыш раскладывает около матрешек картинки и поясняет: «Большой матрешке я дам большую пирамидку». Аналогично действует со средними и маленькими матрешками и пирамидками.
Один ребенок выполняет задание, а остальных логопед привлекает к анализу его действий, для чего периодически спрашивает их, правильно ли тот положил картинку, правильно ли он сказал и т. д.
ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ Собери пирамидку
Цель. Закреплять в активной речи названия основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету; выделять названный цвет из 2—3 других; самостоятельно определять цвет предмета по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.
Пособия. Пирамидки 4 основных цветов из 3 колец каждая.
Ход занятия. На столе находятся пирамидки красного и синего цвета. Логопед показывает ребенку красную
пирамидку и спрашивает: «Какого цвета пирамидка?» Тот отвечает: «Красная». Логопед дает образец ответа: «Это красная пирамидка». Ребенок повторяет. «А эта какого цвета?» — спрашивает логопед, указывая на синюю пирамидку. Если малыш ошибается при назывании цвета, взрослый отвечает сам.
Логопед предлагает ребенку снять с пирамидки кольца и положить их на стол. Оба стержня пирамидок ставятся перед ребенком. Взрослый перемешивает кольца и просит ребенка вновь поочередно собрать пирамидки, подбирая кольца не только по цвету, но и по величине. Если ребенок при складывании пирамидки ошибается, логопед его поправляет, «Неправильно. Сними колечко, положи его на стол и посмотри, какое колечко надо надеть на эту пирамидку».
В зависимости от характера допущенной ошибки взрослый обращает внимание малыша на цвет или величину неправильно надетого кольца.
Аналогично обыгрываются пирамидки зеленого и желтого цвета.