Какую пользу приносят животные?

Цель. Рассказать о том, какую пользу приносит живот­ное человеку, где оно живет. Продолжать работу над про­стой распространенной фразой.

Пособия. Картинки с изображением животных.

Ход за нятия. Логопед рассказывает о домашних жи­вотных, по ходу рассказа выкладывает на столе картин­ки: «В маленьком домике жила тетя Катя. К ней пришли

животные и сказали: «Тетя Катя, мы хотим с тобой жить, возьми нас к себе». Тетя Катя спросила у животных: «А что вы умеете делать?» Кошка замяукала: «Мяу~мяу, я умею мышек ловить». Собачка залаяла: «Ав-ав-ав, я буду в будке жить, твой дом сторожить, чужих людей не пускать». Ко­рова замычала: «Му-му-му, я молочка дам». «Ме-ме-ме,— заблеяла козочка, — я тоже могу дать молочка». «Яго-го, — заржала лошадка, — я буду тяжелые вещи возить!»

Тетя Катя обрадовалась: «Хорошо, вы будете жить со мной*. Позвала она дядю Колю и попросила построить са­рай для животных — большой, удобный и теплый. Принес дядя Коля кирпичи, глину и построил сарай для коровы, лошади и козы. Потом принес доски, молоток, гвозди и сде­лал для собаки будку. А кошка убежала в дом тети Кати. Так эти животные стали жить рядом с человеком и прино­сить ему пользу. Их теперь называют домашними».

На следующих занятиях для закрепления материала ло­гопед задае'т детям вопросы по тексту рассказа,

Кто еще пришел?

Цель. Закреплять у детей представления о домашних животных. Развивать зрительную память. Пополнять актив­ный словарь.

Пособие. Картинки с изображением домашних жи­вотных.

Ход занятия. Логопед показывает малышам 3 кар­тинки (корова, кошка, собака), спрашивает у них: «Кто это?» Дети называют. Каждая картинка кладется на стол. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть кар­тинки, запомнить их, а затем закрыть глаза. На стол кла­дется еще одна картинка —- лошадка. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос: «Кто еще пришел?»

Затем логопед меняет картинки и повторяет игру 2— 3 раза. Количество картинок можно увеличить до 4—5. Взрослый может положить не 1, а 2 картинки, дети долж­ны назвать их.

Отгадай, кто это

Цель. Закрепить у детей представление о домаш­них животных. Приучать к восприятию стихотворного тек­ста.

Пособие. Картинки, изображающие животных, Ход занятия. Логопед раскладывает на столе кар-

Какую пользу приносят животные? - student2.ru тинки и говорит: «Дети, я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и старайтесь отгадать, о каком животном говорится в загадке.

Я на солнышке лежу, Дом хозяйке сторожу, Со своими я не злая, На чужих я громко лаю.

Кто это?» Дети отвечают: «Собачка». Ребенок, который первым отгадал загадку, берет себе картинку. Логопед за­гадывает загадки про других животных, например:

Я умею чисто мыться, Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком.

(Кошка.)

В конце занятия логопед подводит итог, кто сколько за­гадок отгадал, т. е. у кого из детей больше картинок.

Где наша мама?

Цель. Познакомить детей с детенышами домашних жи­вотных.

Пособие. Картинки животных и их детенышей.

Ход занятия. Логопед показывает картинки домаш­них животных, дети их называют. Затем картинки кладутся на стол таким образом, чтобы к каждому животному мож­но было положить его детеныша. После того, как на столе разложены все картинки взрослых животных, логопед пока­зывает изображения детенышей, например котят, и говорит: «Это котята. У них мама — кошка. Котята мяукают — мяу-мяу, ищут свою маму. Вова, где мама котяток?» Ребенок показывает кошку: «Вот мама котят. Это кошка». Лого­пед дает ребенку картинку с изображением котят, и он кла­дет ее к картинке, на которой нарисована кошка. Таким об­разом называются и раскладываются остальные картинки детенышей.

Кто мама?

Цель. Та же.

Пособие. То же.

Ход занятия. Логопед раздает детям по 2 картинки с изображением детенышей животных. Обращаясь к одно­му из малышей, он спрашивает: «Кто это?» Ребенок отве­чает: «Это щенята». Логопед задает другой вопрос: «А кто у щенят мама?» Малыш отвечает: «У щенят мама —т со-

бачка». Логопед дает ребенку картинку собачки, и он кла­дет ее рядом или под картинкой щенят.

Каждый ребенок называет детенышей на своей картин­ке, а затем подбирает им маму. Игра считается закончен­ной тогда, когда все детеныши «найдут» своих мам. Для повторения игры логопед меняет у детей картинки детены­шей, а картинки с изображением взрослых животных он раскладывает в центре стола так, чтобы каждый ребенок мог достать нужную ему картинку.

Вариант. Аналогично проводится знакомство детей с домашними птицами (курица, петух, гусь, утка). В качест­ве примера приводим загадки к данной теме,

Рано утром на дворе Просыпаюсь на заре, К.у-ка-ре-ку я кричу — Разбудить ребят хочу.

(Петух.)

Закричу я га-га-га, Налечу я на врага, А когда я обозлюсь, Больно за "ноги щиплюсь. (Гусь.)

По водичке я плыву, Кря-кря-кря — утят зову. (Утка.)

Положи в столбик :/

Цель. Продолжать формировать у детей речь, состоя­щую из простых распространенных предложений. Совер­шенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять умение классифици­ровать предметы по основному действию, производимому с ними.

Пособие. Предметные картинки, представляющие одежду, обувь, еду, игрушки.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку 3 пред­метные картинки с изображением пальто, машины и яблока, сопровождая показ словами: «Это пальто. Пальто надева­ют. Это машина. Машиной играют. Это яблоко. Яблоко едят». Картинки-образцы кладутся на некотором расстоя­нии друг от друга. Затем логопед показывает ребенку кар­тинку с изображением платья, спрашивает: «Что это?» — «Это платье», — отвечает малыш. «Что с платьем дела­ют?» — «Платье надевают». — «Значит, эту картинку надо положить сюда», — говорит взрослый и кладет ее в столбик рядом с картинкой, изображающей пальто. Так обыгрыва­ются еще 1—2 картинки. После этого логопед дает ребенку по картинке, предлагает положить ее в соответствующий столбик, требуя при этом объяснения, почему малыш кла­дет картинку в определенное место. «Почему ты положил шапку в этот столбик?» — спрашивает, например, логопед, «Пальто надевают и шапку надевают», — отвечает ребенок. Для того чтобы малыш при раскладывании предмет­ных картинок по определенным группам ориентировался только на основное действие с данным предметом, нужно постоянно менять порядок подачи картинок. Формат карти­нок должен быть различным. Желательно иметь варианты изображения предмета,

Наши рекомендации