Какую пользу приносят животные?
Цель. Рассказать о том, какую пользу приносит животное человеку, где оно живет. Продолжать работу над простой распространенной фразой.
Пособия. Картинки с изображением животных.
Ход за нятия. Логопед рассказывает о домашних животных, по ходу рассказа выкладывает на столе картинки: «В маленьком домике жила тетя Катя. К ней пришли
животные и сказали: «Тетя Катя, мы хотим с тобой жить, возьми нас к себе». Тетя Катя спросила у животных: «А что вы умеете делать?» Кошка замяукала: «Мяу~мяу, я умею мышек ловить». Собачка залаяла: «Ав-ав-ав, я буду в будке жить, твой дом сторожить, чужих людей не пускать». Корова замычала: «Му-му-му, я молочка дам». «Ме-ме-ме,— заблеяла козочка, — я тоже могу дать молочка». «Яго-го, — заржала лошадка, — я буду тяжелые вещи возить!»
Тетя Катя обрадовалась: «Хорошо, вы будете жить со мной*. Позвала она дядю Колю и попросила построить сарай для животных — большой, удобный и теплый. Принес дядя Коля кирпичи, глину и построил сарай для коровы, лошади и козы. Потом принес доски, молоток, гвозди и сделал для собаки будку. А кошка убежала в дом тети Кати. Так эти животные стали жить рядом с человеком и приносить ему пользу. Их теперь называют домашними».
На следующих занятиях для закрепления материала логопед задае'т детям вопросы по тексту рассказа,
Кто еще пришел?
Цель. Закреплять у детей представления о домашних животных. Развивать зрительную память. Пополнять активный словарь.
Пособие. Картинки с изображением домашних животных.
Ход занятия. Логопед показывает малышам 3 картинки (корова, кошка, собака), спрашивает у них: «Кто это?» Дети называют. Каждая картинка кладется на стол. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, запомнить их, а затем закрыть глаза. На стол кладется еще одна картинка —- лошадка. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос: «Кто еще пришел?»
Затем логопед меняет картинки и повторяет игру 2— 3 раза. Количество картинок можно увеличить до 4—5. Взрослый может положить не 1, а 2 картинки, дети должны назвать их.
Отгадай, кто это
Цель. Закрепить у детей представление о домашних животных. Приучать к восприятию стихотворного текста.
Пособие. Картинки, изображающие животных, Ход занятия. Логопед раскладывает на столе кар-
тинки и говорит: «Дети, я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и старайтесь отгадать, о каком животном говорится в загадке.
Я на солнышке лежу, Дом хозяйке сторожу, Со своими я не злая, На чужих я громко лаю.
Кто это?» Дети отвечают: «Собачка». Ребенок, который первым отгадал загадку, берет себе картинку. Логопед загадывает загадки про других животных, например:
Я умею чисто мыться, Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком.
(Кошка.)
В конце занятия логопед подводит итог, кто сколько загадок отгадал, т. е. у кого из детей больше картинок.
Где наша мама?
Цель. Познакомить детей с детенышами домашних животных.
Пособие. Картинки животных и их детенышей.
Ход занятия. Логопед показывает картинки домашних животных, дети их называют. Затем картинки кладутся на стол таким образом, чтобы к каждому животному можно было положить его детеныша. После того, как на столе разложены все картинки взрослых животных, логопед показывает изображения детенышей, например котят, и говорит: «Это котята. У них мама — кошка. Котята мяукают — мяу-мяу, ищут свою маму. Вова, где мама котяток?» Ребенок показывает кошку: «Вот мама котят. Это кошка». Логопед дает ребенку картинку с изображением котят, и он кладет ее к картинке, на которой нарисована кошка. Таким образом называются и раскладываются остальные картинки детенышей.
Кто мама?
Цель. Та же.
Пособие. То же.
Ход занятия. Логопед раздает детям по 2 картинки с изображением детенышей животных. Обращаясь к одному из малышей, он спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Это щенята». Логопед задает другой вопрос: «А кто у щенят мама?» Малыш отвечает: «У щенят мама —т со-
бачка». Логопед дает ребенку картинку собачки, и он кладет ее рядом или под картинкой щенят.
Каждый ребенок называет детенышей на своей картинке, а затем подбирает им маму. Игра считается законченной тогда, когда все детеныши «найдут» своих мам. Для повторения игры логопед меняет у детей картинки детенышей, а картинки с изображением взрослых животных он раскладывает в центре стола так, чтобы каждый ребенок мог достать нужную ему картинку.
Вариант. Аналогично проводится знакомство детей с домашними птицами (курица, петух, гусь, утка). В качестве примера приводим загадки к данной теме,
Рано утром на дворе Просыпаюсь на заре, К.у-ка-ре-ку я кричу — Разбудить ребят хочу.
(Петух.)
Закричу я га-га-га, Налечу я на врага, А когда я обозлюсь, Больно за "ноги щиплюсь. (Гусь.)
По водичке я плыву, Кря-кря-кря — утят зову. (Утка.)
Положи в столбик :/
Цель. Продолжать формировать у детей речь, состоящую из простых распространенных предложений. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять умение классифицировать предметы по основному действию, производимому с ними.
Пособие. Предметные картинки, представляющие одежду, обувь, еду, игрушки.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку 3 предметные картинки с изображением пальто, машины и яблока, сопровождая показ словами: «Это пальто. Пальто надевают. Это машина. Машиной играют. Это яблоко. Яблоко едят». Картинки-образцы кладутся на некотором расстоянии друг от друга. Затем логопед показывает ребенку картинку с изображением платья, спрашивает: «Что это?» — «Это платье», — отвечает малыш. «Что с платьем делают?» — «Платье надевают». — «Значит, эту картинку надо положить сюда», — говорит взрослый и кладет ее в столбик рядом с картинкой, изображающей пальто. Так обыгрываются еще 1—2 картинки. После этого логопед дает ребенку по картинке, предлагает положить ее в соответствующий столбик, требуя при этом объяснения, почему малыш кладет картинку в определенное место. «Почему ты положил шапку в этот столбик?» — спрашивает, например, логопед, «Пальто надевают и шапку надевают», — отвечает ребенок. Для того чтобы малыш при раскладывании предметных картинок по определенным группам ориентировался только на основное действие с данным предметом, нужно постоянно менять порядок подачи картинок. Формат картинок должен быть различным. Желательно иметь варианты изображения предмета,