Развитие артикуляционной моторики индюк

Цель. Совершенствовать движения языка вперед-на­зад по показу логопеда, по речевой инструкции: высунь — убери язычок.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят перед зерка­лом. Логопед показывает движения языка вначале в мед­ленном темпе и предлагает ребенку сделать то же самое: «Высунь язычок. Убери язычок». Эти движения ребенок воспроизводит вместе с логопедом. Затем взрослый ускоря­ет движения языка, говорит: «Посмотри, как у меня язычок быстро бегает». Логопед следит за тем, чтобы направление и темп движения Ъзыка малыша совпадали с движениями его языка. Вначале упражнение проводится молча, потом подключается голос. Логопед предлагает послушать, как «говорит» индюк: бл-бл. Побуждает ребенка к повторению упражнения 3—4 раза.

Язычок прыгает

Цель. Учить поднимать язык, закрывая верхнюю губу, опускать на нижнюю, фиксировать положение языка.

Пособия. Деревянный шпатель, сладкий сироп.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку движения языка: «Посмотри, как прыгает мой язычок, прыг-скок». Предлагает ребенку: «Давай научу и твой язычок прыгать, прыг-скок». Показывает еще раз, как поднять язык, закры­вая им верхнюю губу, и удержать язык в таком положении. Смазывает с помощью шпателя сиропом губы ребенка в месте соприкосновения с языком, говорит: «Сделай язычком прыг-скок». Ребенок слизывает сироп, касаясь кончиком языка середины верхней и нижней губ. «Вот как хорошо прыгает твой язычок, прыг-скок, прыг-скок»,

При проведении упражнений взрослый несколько раз смазывает губы ребенка сиропом. Упражнения периодиче­ски сменяются отдыхом, во время которого могут, напри­мер, демонстрироваться заводные озвученные игрушки.

Длительность занятия до 10 мин.

Оближи губки

Цель. Учить выполнять круговые движения языком по верхней и нижней губам, верхним и нижним деснам; по­нимать и выполнять инструкции: оближи губки, почисти зубки.

Пособия. Деревянный шпатель, сладкий сироп.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку круго­вые движения языком по верхней и нижней губам, начиная от левого угла рта. Мажет левый угол рта ребенка и пред­лагает ему положить туда язычок, показывая место, куда надо положить язык, сладкой палочкой. Когда ребенок вы­полнит это движение, логопед медленно двигает шпатель по верхней губе к правому углу рта, сопровождая это по­казом движения языка с речевой инструкцией: «Догони язычком сладкую палочку». Когда язык достигнет правого угла рта, логопед ведет шпатель по нижней губе, сопровож­дая движения показом и речевой инструкцией. После того как ребенок научится выполнять движения по часовой стрелке, логопед учит делать эти движения против часовой стрелки, начиная от правого угла рта. Очень важно научить малышей переключаться с одного движения на другое.

Аналогично выполняются движения языком по верх­ним и нижним деснам, сопровождаемые речевой инструк­цией: «Почистим зубки».

Сделай дудочку

Цель. Учить вытягивать губы вперед, делать дудочку; понимать и выполнять инструкцию: сделай дудочку.

Ход занятия. Логопед показывает, как надо сделать дудочку. Предлагает ребенку аналогично сложить губы, при этом нажимает на его щеки, выдвигая губы вперед: «Вот какую дудочку сделал Коля!» Упражнение повторяет­ся ребенком 3—4 раза подряд с помощью логопеда или са­мостоятельно по инструкции; «Коля, сделай дудочку»,

Для закрепления положения губ ребенка «дудочкой» можно использовать такие игры, как «Волчок гудит: у-у»> «Паровозик едет: ту-ту»1 «Киска мяукает: мяу, мяу», «Ко­ровка мычит: му-у», «Поцелуй лялю», «Кукла плачет: #а-уа», и др.

Ушко болит

Цель. Учить малышей округлять губы. Пособия, Кукла, вата, платок.

Ход занятия. Логопед показывает куклу и говорит: «Куклу зовут Оля. Как зовут куклу?» Ребенок отвечает: «Оля». — У Оли болит ушко, она плачет: о-о-о», — взрос­лый обращает внимание малыша на то, что губы складыва­ются кружочком. «Как плачет Оля?» Ребенок, подражая логопеду, произносит звук «о». Логопед говорит: «Вот вата, платочек. Завяжем Оле ушко. Не плачь, Оля». Затем пов­торно спрашивает ребенка, как зовут куклу и как она плачет.

Птичка поет

Цель. Учить детей растягивать губы в «улыбке».

Пособие. Заводная озвученная птичка.

Ход занятия. Логопед показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая красивая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и». Логопед обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?» Ребенок повторяет звукоподражание.

Цель. Формировать долгий выдох и вдох, усиливать направленную воздушную струю.

Пособия. Ватные шарики или мелко нарезанная бу­мага, тарелка.

Ход занятия. Логопед ставит тарелку с небольшими 'ватными шариками. Говорит ребенку: «Посмотри, я сейчас подую, и шарики полетят». Дует, шарики разлетаются. Ребенок помогает логопеду собрать шарики в тарелку. Взрослый предлагает малышу подуть на ширики вместе с ним.

Подуй сильнее

Ц е л ь. Та же.

Пособие. Пластмассовая вертушка.

Ход занятия. Логопед дует на вертушку, та крутит­ся. Обращает внимание ребенка, что чем сильнее дуть, тем быстрее вращается вертушка. Просит малыша подуть на нее, контролирует правильность его выдоха.

Ход занятия. У логопеда и ребенка в руках по сул­танчику. Логопед дует на свой султанчик и показывает ма­лышу, как султанчик при этом распушился. Затем ребенок дует на свою игрушку. Так они дуют поочередно, отмечая, чей султанчик больше распушился.

Танцующие матрешки

Цель. Та же.

Пособие. Хоровод из 3 бумажных матрешек.

Ход занятия. На столе стоит хоровод из бумажных матрешек. Логопед предлагает подуть на них так, чтобы хоровод закружился. Взрослый сам выполняет это упраж­нение и помогает ребенку.

Летающие шарики

Цель. Та же.

Пособия. Трубочки и чашка с мыльным раствором.

Ход занятия. Логопед пускает мыльный пузырь. «Смотри, — обращается он к ребенку, — какой красивый шарик». Предлагает ребенку подуть в трубочку, обмакнув один конец в мыльный раствор. Ребенок под контролем взрослого проделывает те же движения.


Наши рекомендации