ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 2—3 г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
К началу данного этапа обучения понимание детьми обиходной речи еще достаточно ограниченно. Малыши выполняют лишь элементарные побудительные инструкции в определенной ситуации. Активный словарь беден. Речь состоит из отдельных звукоподражаний, лепетных и нескольких общеупотребительных слов.
В процессе обучения улучшается понимание обиходной речи. Заметно увеличивается объем выполняемых инструкций, простых поручений, требующих последовательности действий: возьми..., положи....
В результате накопления активного словаря, который остается преимущественно предметным, а также подражания предложениям-образцам, исходящим от логопеда, у детей развивается фразовая речь в форме простых нераспространенных предложений. Некоторые дети могут односложно отвечать на стереотипные вопросы.
У малышей начинают формироваться понятия о таких сенсорных свойствах предмета, как форма, величина, цвет, Они различают простые геометрические формы (кубик, шарик, кирпичик). С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцируют предметы по величине (большой — маленький), устанавливают тождество и различие предметов по цвету (основные цвета). Подражая действиям взрослого, дети возводят простые постройки из строительного материала.
Игровой интерес выражен еще недостаточно. Игра крат-ковременна и сводится в основном к воспроизведению разученных игровых действий.
ОБРАЗЦЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ
РАЗВИТИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В ФОРМЕ ПРОСТОГО НЕРАСПРОСТРАНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Покачай лялю
Цель. Учить понимать и выполнять инструкции (покачай лялю, положи лялю, накрой одеялом). Побуждать к
повторению фраз: ляля спит, бай-бай, дай лялю. Познакомить с названием предметов: кровать, одеяло, подушка.
Пособия. Куклы, кроватки (по 2 шт.) с постельными принадлежностями.
Ход занятия. На столе 2 кроватки с постельными принадлежностями и 2 куклы. Логопед показывает ребенку каждую куклу, называет ее: «Это кукла — ляля. Это кроватка. Это одеяло, подушка-». Берет куклу и говорит: «Попроси лялю, скажи: дай лялю». Ребенок повторяет фразу. Логопед отдает куклу, а себе берет другую. «Ляля хочет спать. Покачай лялю». Оба качают кукол, напевая: бай-бай. Затем логопед кладет свою куклу на кроватку, накрывает одеялом, говорит малышу: «Положи свою куклу на кроватку, накрой одеялом». Ребенок выполняет инструкции. Логопед спрашивает: «Что делает ляля?» — указывая на спящую куклу. Ребенок отвечает: «Ляля спит, бай-бай».
Цель. Учить понимать и выполнять инструкции: посади лялю на стул, поставь тарелку на стол, возьми л&жщ, покорми лялю, попроси лялю. Побуждать к повторению слов: стол, стул, тарелка, ложка; фраз: ляля сидит, ляля кушает, дай лялю.
Пособия. Кукла, кукольная мебель и посуда.
Ход знятия. На столе перед ребенком лежат игрушки. Логопед называет игрушку, требуя от малыша повторения названия: стол, стул, тарелка, ложка. Знакомит детей с назначением данных предметов. Потом берет куклу и обращается к ребенку: «Оля, попроси лялю. Скажи: дай лялю». Ребенок повторяет и получает куклу. Взрослый спрашивает: «Где у ляли ротик?» Малыш самостоятельно или с помощью логопеда показывает его. «А где у тебя ротик?» — спрашивает логопед у ребенка. Ребенок показывает на свой рот.
Логопед просит: «Посади лялю на стул». Ребенок сажает куклу на стул перед столом. Логопед говорит: «Ляля сидит». Затем спрашивает у ребенка: «Что делает ляля?» — побуждая ребенка к повторению фразы ляля сидит. Ставит тарелку на стол: «Вот тарелка. В тарелке каша. Возьми ложку. Ляля хочет кушать. Покорми лялю». Ребенок берет ложку, взрослый показывает, как надо кормить куклу, подносить ложку к ее рту. Когда ложка с «кашей» коснется рта куклы, логопед произносит: «Ляля кушает». Побуждает
ребенка к повторению фразы. Далее говорит: «Ляля покушала». Просит ребенка дать ему тарелку и ложку.
В конце занятия логопед повторно обращается к ребенку с просьбой показать рот у куклы и у себя. Затем спрашивает у малыша: «Хочешь лялю? Попроси лялю. Что надо сказать?» — т. е. побуждает его к произнесению фразы дай лялю.
Помой ляле руки
Цель. Знакомить детей с предметами туалета (мыло, полотенце, .вода (теплая), ведро, тазик) и с их назначением, требуя повторения названий этих предметов. Учить понимать и выполнять инструкции: помой, вытри руки, покажи руки у куклы и у себя.
Пособия. Небольшая целлулоидная или резиновая кукла, таз с теплой водой, полотенце, ведро.
Ход занятия. Дет.и сидят за столом. Логопед ставит на стол таз и называет: «Это тазик». Показывает ведро, называет: «Это ведро. В ведре вода-». Слово вода произносит несколько раз, побуждая ребенка к его повторению. Берет ведро с водой, наливает воду в таз, приговаривая: «Буль-буль-буль, льется водичка», — побуждая ребенка к повторению звукоподражания. После этого говорит: «Водичка теплая». Берет руку ребенка, опускает ее в таз с водой, давая ему ощутить тепло. «Вот полотенце, давай вытрем руку полотенцем», — вытирает руку ребенка. Потом логопед берет куклу, обращается к ребенку: «Где у ляли ручки?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого показывает руки у куклы. «Давай помоем кукле ручки»,— показывает ребенку, как надо мыть руки кукле,'сопровождая действие речью: «Вот мыло. Помоем ляле руки мылом. Буль-буль, водичка теплая».
После показа логопед говорит ребенку: «Попроси лялю». Ребенок произносит: «-Дай лялю». Взрослый отдает ему куклу: «На лялю, помой ляле ручки». После того как ребенок помоет руки кукле, логопед предлагает ему вытереть полотенцем руки себе и кукле. «Чистые ручки у ляли. И у Вовы тоже чистые ручки».
Одень куклу
Цель. Знакомить детей с предметами одежды (платье, трусы, носки, туфли), побуждая к повторению этих слов, Учить понимать и выполнять действия по инструкции: сни-
ми, надень, возьми. Побуждать использовать в активной речи фразы: Катя спит. Катя, вставай! Учить малышей показывать ноги и руки у куклы и у себя.
Пособия. Кукла, комплект одежды, обувь, кроватка с постельными принадлежностями.
Ход з а н я т и я. На столе перед ребенком стоит кроватка с куклой, накрытой одеялом, рядом лежит платье, трусы, носки, стоят туфельки. Логопед говорит: «Катя спит», — побуждая ребенка к повторению фразы. «Сними с Кати одеяло. Возьми Катю», — говорит взрослый. Ребенок снимает одеяло, берет куклу. «Катя пойдет гулять, — говорит логопед. — Надо куклу Катю одеть. Посмотри, что лежит на столе?» Он называет каждую вещь, предлагает ее рассмотреть. По инструкции логопеда и с его помощью ребенок начинает одевать куклу, при этом взрослый вновь называет каждую вещь, побуждая ребенка к повторению. Перед тем как надеть кукле туфли, логопед спрашивает: «Нина, где у куклы ножки?» Ребенок показывает. «Покажи, где у тебя ножки и ручки», — побуждает он ребенка не только показать, но и произнести эти слова.
После того как кукла одета, логопед берет ее и, обращаясь к ребенку, говорит: «Посмотри, какая красивая кукла Катя* Катя пойдет гулятъъ.
Цель. Учить детей выполнять действия по инструкции; покатай, посади; называть игрушки: мишка, машина. Побуждать произносить фразы: дай мишку, дай машину, на мишку, на машину.
П о с о б и я. Машина, мишка.
Ход занятия. Игрушки стоят на столе. Логопед берет машину, катает ее. «Посмотри, какая машина», — обращается он к ребенку, давая возможность рассмотреть игрушку. Спрашивает: «Хочешь машину? Попроси. Как надо сказать?» — побуждает к произнесению фразы дай машину. Логопед дает ребенку машину, и он катает ее. Затем взрослый берет мишку: «Посмотри, какой мишка! Попроси мишку. Как надо сказать?» — «Дай мишку», —отвечает ребенок. Логопед отдает игрушку: «Посади мишку на машину. Покатай мишку». Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно сажает мишку на машину и катает. «Дай мишку», — говорит логопед. Если малыш подает игрушку молча, логопед напоминает, что надо ответить: «На машину». Он проговаривает фразу несколько раз, побуждая ре-
бенка к повторению. Затем логопед просит дать ему машину. Ребенок дает машину и говорит: «На машину».
Передай другому
Цель. Учить детей называть свое имя и различать сверстников по именам. Сопровождать игровые действия фразами: дай мяч (машину, куклу), на мяч (машину, куклу).
Пособия. Мячик, машина, кукла.
Ход занятия. За столом сидят 3—4 ребенка. На столе разложены игрушки. Логопед просит каждого малыша назвать указанную игрушку. Затем взрослый берет мяч и, обращаясь к одному из детей, говорит: «Оля, попроси мяч. Скажи: дай мяч». В ответ на просьбу логопед протягивает игрушку и говорит: «Оля, на мяч». Обращается к другому ребенку: «Нина, попроси у Оли мяч. Скажи: Оля, дай мяч», Ребенок в ответ на просьбу протягивает мяч своей соседке и самостоятельно или повторяя за логопедом произносит: «Нина, на мяч». Так игрушка переходит от одного ребенка к другому по кругу. Взрослый следит за тем, чтобы дети свои действия сопровождали речью. Таким образом обыгрываются и остальные игрушки.
В конце занятия логопед просит каждого ребенка назвать свое имя и показать ребенка, имя которого он называет: «Покажи, где Юля?» и т. д.
Поставим мебель для куклы
Цель. Побуждать каждого ребенка к использованию в активной речи знакомых ему слов. Развивать речь в форме простого нераспространенного предложения. Учить выполнять простые инструкции, требующие последовательности действий: возьми — поставь, возьми — положи.
Пособия. Кукла и соответствующая ей по величине мебель (стол, стул, кровать с постельными принадлежностями, шкаф), машина.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу и говорит: «Саша, это кукла Нина». И тут же переспрашива-: ет: «Как зовут куклу?» Ребенок должен назвать имя куклы. Логопед сажает куклу на стол поодаль от ребенка. На прск тивоположный от него край стола логопед ставит машину: «Саша, что это?» Ребенок называет машину полным словом. Взрослый везет машину, приговаривая: «Машина едет». Ребенок повторяет.
Машину с мебелью логопед ставит перед ребенком. «Машина остановилась. Посмотрим, что в машине лежит?» — говорит логопед. Ребенок вместе с логопедом рассматривает находящиеся в машины игрушки и по просьбе логопеда самостоятельно или с его помощью называет их.
«Саша, возьми стол и поставь его сюда», — говорит логопед и показывает ребенку, куда надо поставить стол. После выполнения ребенком инструкции взрослый спрашивает его: «Саша, что ты сделал?» — добиваясь от ребенка ответа: «Поставил стол». Так же обыгрываются стул, кровать, шкаф.
После того как ребенок расставит мебель, логопед говорит: «Саша, посади куклу Нину на стул». Ребенок выполняет данную инструкцию. «Саша, что делает Нина?» — спрашивает логопед, стремясь получить ответ: «Нина сидит».
«Кукла Нина устала, хочет спать. Возьми Нину, положи на кроватку», — говорит взрослый. Когда малыш выполнит инструкции, логопед предлагает ему накрыть куклу одеялом. Затем спрашивает: «Саша, что делает Нина?»—-«Нина спит», — должен ответить ребенок.