Обучение пониманию побудительных инструкция
В ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Возьми — положи
Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. 5—6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит! «Вот какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые
кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит; «Алеша, возьми кубик», Помогает ребенку взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой кубик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», — побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, логопед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же самое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладываются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: ка». Ребенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.
Подобную игру можно провести с маленькими матрешками, грибочками, шариками и тому подобными игрушками (по 5—6 шт. одного вида на каждое занятие),
Вложи кубик в кубик
Цель. Учить детей вынимать маленький вкладыш (кубик) из большого и вкладывать его обратно nd инструкции '(вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом. Побуждать малышей к употреблению слова упал. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Пособия, 2 кубика-вкладыша, значительно отличающиеся величиной.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку большой красный вкладыш и говорит: «Посмотри, какой красивый кубик. А вот еще кубик». Показывает маленький вкладыш. «Я положу этот кубик вот сюда». Показывает большой вкладыш, вставляет маленький вкладыш в большой, а затем обращается к ребенку: «.Вынь кубик». Помогает ему. Потом дает другую инструкцию: «Вложи этот кубик вот в этот». Показывает вначале маленький вкладыш, затем большой. Помогает малышу выполнить действие. После этого логопед резким движением опускает маленький вкладыш в большой, говоря: «У/гал кубикч>,<— требуя от ребенка повторения слова упал.
Игра повторяется 2—3 раза с каждым ребенком,
Открой — закрой
Цель. Учить детей пониманию простой инструкции (закрой, открой). При выполнении действий побуждать к произнесению слов (на, дай, так) отраженно или самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук,
2 Заказ 107 « _
Пособие. Небольшая односоставная матрешка или коробка с легко закрывающейся крышкой.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку матрешку, называет ее «Матрешка. Посмотри, какая красивая матрешка». Ребенок рассматривает ее. «Катя, попроси матрешку, скажи: дай». Ребенок произносит слово, логопед отдает игрушку, говоря: на. А потом просит: «Катя, дай мне матрешку. Скажи: на». Возвращая логопеду игрушку, малыш сопровождает свое действие словом.
Логопед ставит матрешку на стол и предлагает: «Давай откроем матрешку». Учит ребенка открывать игрушку: «От- | крой матрешку. Га/с». Требует от ребенка по окончании действия произносить так. Затем показывает малышу, как закрывают матрешку. Ребенок воспроизводит действие по инструкции: «Закрой матрешку. Так». Он несколько раз открывает и закрывает матрешку самостоятельно или с помощью взрослого. Каждый раз логопед требует от ребенка после завершения им действия сказать так.
В заключение игры ребенок по просьбе логопеда отдает ему матрешку, сопровождая свое действие словом на. Тот убирает матрешку, приговаривая «Матрешка топ-топ, ушла матрешка, нет матрешки».
Игра проводится с каждым ребенком 3—4 паза. Аналогично проводится игра с коробкой.
Сними — надень
Цель. Учить детей снимать и надевать на стержень кольца одинакового размера; понимать речевые инструкции (сними, положи, возьми, надень) в сочетании с указательным жестом; после выполнения действия произносить слово так. Развивать мелкую моторику рук.
Пособие. Стержень на подставке с кольцами одинаковой величины.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком подставку с кольцами и говорит: «Посмот--ри, какие красивые колечки. Я сниму колечко». Снимает одно кольцо с пирамидки, кладет его на стол и говорит: так. Обращается к ребенку: «Ира, сними колечко». Помогает ребенку снять кольцо и говорит: «Положи колечко на стол». «Так», — говорит логопед, когда ребенок кладет кольцо на стол, побуждая ребенка к повторению слова. Затем логопед показывает ребенку, как надо нанизывать кольца на стержень, сопровождая показ словами: «)7 надеваю колечко».
Затем просит: «Ира, возьми колечко, надень колечко на палочку». Помогает Ире,
По инструкции с помощью логопеда ребенок снимает и нанизывает кольца на стержень несколько раз.
Воткни грибочки
Цель. Учить детей выполнять простые речевые инструкции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Побуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. Столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков.
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком столик с воткнутыми грибками, обращает внимание на грибки и говорит: «Я выну грибок». Логопед вынимает грибок н держит его в руке. Обращается к ребенку: «Игорь, вынь грибок». Помогает ребенку, приговаривая: так. «А теперь я положу грибок на стол». Кладет и просит малыша: «Положи грибок на стол». Помогает, приговаривая: так. Побуждает ребенка к повторению слова. Когда все грибки положены на стол, логопед берет грибок и обращается к ребенку: «Игорь, попроси грибок, скажи: дай». Ребенок произносит слово и берет грибок. Взрослый говорит: ъВоткни грибок в дырочку». Показывает действие, помогает его выполнить, произнося так и побуждая ребенка к повторению этого слова. Остальные грибки малыш втыкает самостоятельно.
Игра проводится 2—3 раза,